Сегодня в нашем проекте
20 век в цвете улицы мира в 1942 году. Какими они были три четверти века назад.
Зарево Второй мировой уже достигло своего апогея, меняя привычную жизнь сотен и тысяч городов. Но где-то она продолжает идти своим повседневным чередом - не только у нейтралов, но и в воюющих США. На американских снимках едва ли можно найти признаки военного времени.
Краснознамённая Пятая авеню в Нью-Йорке, на север от 42-й стрит, май 1942 года:
ОЧЕНЬ КРУПНО На Манхэттене ещё ходя трамваи (до 1946 г.) и двухэтажные автобусы. Автомобилизация в городе практически достигла своего пика, пропускной способности улиц, но при этом уличная инфраструктура всё ещё соответствует первому этапу автомобилизации: нет признаков физического разделения пешеходного и автотранспортного потоков. Отсутствуют не только подземные переходы, но даже "зебра"!
Нижний Манхэттен 42-го:
Для нас эти улицы-автостоянки давно стали повседневностью, но в то время такое можно было увидеть лишь в США, где ежегодное производство превысило миллион машин в год ещё в 1916 году.
Своеобразный колорит старым улицам Нью-Йорка придали пожарные лестницы на фасадах домов и эстакадное метро:
Удивительно, но в самом автомобильном городе мира тогда ещё можно было встретить гужевой транспорт!
А ещё для Нью-Йорка было характерно не встречавшееся тогда почти нигде больше в мире понятие "улицы-ущелья":
Хотя высотная застройка занимала (и занимает) лишь доли процента "Большого Яблока", которое в массе своей малоэтажное.
Woodward Avenue в Детройте, автомобильной столице США, 1942 год:
ОЧЕНЬ КРУПНО Обычный автотраффик в Детройте 42-го:
Жизнь американской глубинки в 1942 году также являла картину полнейшего благополучия и безмятежности.
Небольшой провинциальный городок Саутингтон в округе Хартфорд, штат Коннектикут, отмечает какой-то праздник, 1942 год:
КРУПНО Небольшой городок Диллон в штате Монтана, 1942:
Город Линкольн в штате Небраска, 1942 год:
Многие страны смогут достичь такого уровня автомобилизации лишь в 21 веке.
Перенесёмся теперь в Европу.
Значительная часть центра центра Лондона уже лежала в руинах после двух лет налётов люфтваффе:
В самой гитлеровской Германии в 1942 году некоторые города впервые узнали, что такое ночные ковровые бомбардировки. Но весь ужас тотального разрушения был ещё впереди.
Вид немецких улиц на снимках 42-го не сильно отличается от довоенного, разве что машин стало поменьше.
Берлин, 1942 год:
КРУПНО Уже совсем скоро Курфюрстендамм, как и другие берлинские улицы, превратится в руины:
Для берлинских даблдеккеров в 42-м бензина ещё хватало:
Столице Восточной Пруссии до гибели оставалось до года.
Здание Северного вокзала Кенигсберга, 1942 год:
От главной торговой улицы Кёнигсберга, Штайндамма, не останется почти ничего. Кто-то успел сделать в 42-м прощальное цветное фото на память:
Столице Саксонии до катастрофы оставалось три года.
Площадь Старый рынок в Дрездене, 1942 год:
Столица союзной Гитлеру Румынии в 1942 году выглядела довольно безмятежно:
Наверное, многие теперь думают, что эти помпезные серые здания и широченные проспекты построены при коммунистах.
Бульвар Bratianu в Бухаресте с автопотоком, о котором Париж 1942 года мог только мечтать:
Если судить только по фотографиям, то по количеству автомобилей на улицах социалистический Бухарест догонит довоенное время только где-то к концу 1960-х, а то и в начале 1970-х.
Наверное, довоенный Бухарест всё же не зря называли "Парижем Балкан", иногда сразу и не отличишь:
В столице ещё одного гитлеровского сателлита, хортистской Венгрии, жизнь в 1942 году била ключом:
Глядя на этот кадр в очередной раз убеждаешься, что Будапешт не зря называют одной из "трамвайных столиц" мира.
Собственно, на трамваях там и держался весь траффик:
Теперь посмотрим, как жили в 1942 году города, оказавшиеся под нацисткой оккупацией.
Париж, как известно, избежал разрушений и вёл при немцах относительно спокойное существование. Трудности военного времени сказались главным образом на автотранспорте, который остался без дефицитного бензина и практически исчез с улиц.
Французам пришлось идти на всякие ухищрения.
Автомобили, топливом для которых служил древесный уголь (вверху) и сжиженный газ (внизу). Париж, 1942 год:
Парижский автобус, работающий на альтернативном топливе, 1942 год:
Междугородние автобусы на автовокзале в Париже. Кажется, они работали на дровах:
В ход пошёл велосипедный и гужевой транспорт:
Велотакси перед рестораном "Максим" на улице Мира, Париж, 1942 год:
До войны парижане не особо жаловали велосипеды, однако к 1942 году их город стал похож на Копенгаген:
Конечно, на парижских улицах можно было заметить и другие признаки оккупации: немецкие патрули, нацистские флаги, наглядную агитацию.
Установленный оккупантами баннер приглашал парижан посетить международную выставку "Большевизм против Европы":
Но в целом парижане вели довольно спокойный образ жизни. Молодёжь развлекалась как могла:
В Дании до 1943 года режим оккупации носил вообще условный характер и на фотографиях вряд ли вообще можно заметить какие-либо её признаки.
Попавшая в кадр повозка с немецкими солдатами на улице города Оденсе 1942 года скорее исключение:
КРУПНО Даже картина массового велосипедизма была не следствием дефицита горючего, как во Франции, а вполне обычным для Дании тех времён способом передвижения.
На этом снимке мы видим центральную площадь Копенгагена 1942 года, заполненную людьми, мирно протестующими (!) по поводу второй годовщины оккупации:
В оккупированной Праге 1942 года на улицах, кажется, не было никакого другого транспорта, кроме трамваев:
Зато трамваи попадаются практически в каждом кадре!
Получается, что этот экономичный вид транспорта оказался лучше других приспособлен к трудным условиям военного времени.
Совсем другую картину являли оккупированные советские города. Их полуразрушенные улицы были заполнены в основном немецкой военной техникой.
Ростов-на-Дону во время второй оккупации, лето 1942 года:
Смоленская улица 1942 года:
Улица в центре Смоленска около 1942 года:
Несколько более пристойно на фотографиях выглядит жизнь городов на оккупированной территории Украинской ССР.
Киев, перекресток улицы Владимирской и Большой Подвальной. Рядом, влево "Золотые ворота", 1942 год:
Харьков, фотограф Hermann Hoeffke, 1942 год:
Но за этими видами относительно нормальной жизни оккупированных городов скрывалась атмосфера террора, постоянный страх местных жителей перед облавами, показательными казнями и угоном в Германию. Это было существование на грани.
Харьков, площадь Розы Люксембург, фотограф Hermann Hoeffke, 1942 год:
Трамвай на этот снимке создаёт иллюзию нормальной городской жизни, однако работал в оккупированном Харькове он недолго, ровно три месяца: с 13 июня до 12 сентября 1942 года, причём часть этого времени обслуживал только немецких военных и трудившихся на немецкие нужды рабочих.
Местное население передвигалось почти исключительно пешком:
Велосипед был редкостью, а перевозка товара местными жителями выполнялась на ручных тележках:
Оккупанты разрешили местному населению заниматься мелкой торговлей и другим мелким предпринимательством:
Главная площадь Харькова, фотограф Herbert Achenbach, 1942 год:
Совсем адской была жизнь в тех советских городах, которые оказались на долгое время в зоне боевых действий и подверглись тотальному разрушению.
Чудом уцелевшие последние жители Сталинграда ютились в землянках посреди руин своего города, осень 1942 года:
Хотя я не встречал цветных снимков блокадного Ленинграда, но в нашем кратком обзоре невозможно не затронуть эту тему. Величайшая гуманитарная катастрофа, пережитая этим великим городом, имела и свою транспортную составляющую. Но жизнь ленинградских улиц 42-го была не только историей трагедии, но также историей подвига.
Как известно, после нескольких месяцев непрерывных обстрелов и бомбёжек 3 января весь электротранспорт Ленинграда был остановлен.
Замерзшие троллейбусы на набережной Фонтанки, февраль 1942 года:
Казалось, что в тех нечеловеческих условиях осады об общественном транспорте можно забыть. Но уже в марте 1942-го было восстановлено грузовое, а с апреля - и пассажирское трамвайное движение.
В Ленинграде из 900 блокадных дней трамвай трудился восемьсот одиннадцать.
Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905,
1906, 1907, 1908,
1909, 1910, 1911, 1912,
1913,
1914 , 1915,
1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922,
1923,
1924, 1925,
1926, 1927,
1928, 1929, 1930, 1931, 1932,
1933,
1934/
1934-36-улицы,
1935,
1936, 1937, 1938, 1939, 1940,
1941-война/
1941-улицы, 1942, 1943, 1944,
1945 война,
1945 мир,
1946/
1946-улицы,
1947/
СССР-1947/
1947-улицы, 1948, 1949,
1950/
СССР-1950, 1951,
1952/
СССР-1952,
1953/
СССР-1953/
США-1953,
1954/
СССР-1954,
1955/
СССР-1955/
1955-улицы,
1956/
СССР-1956/
1956-улицы, 1957, 1958, 1959, 1960,
1961/
СССР-1961, 1962,
1963/
СССР-1963,
1964,
1965/
СССР-1965,
1966/
СССР-1966/
1966-улицы СССР/
1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970,
1971, 1972,
1973/
СССР-1973,
1974,
1975,
СССР-1975,
1976/
СССР-1976/
1976-улицы СССР/
1976-улицы мира,
1977/
СССР-1977/
1977-улицы, 1978, 1979, 1980,
1981/
СССР-1981, 1982,
1983,
1984/
СССР-1984,
1985,
1986/
СССР-1986/
1986-улицы, 1987/
СССР-1987, 1988,
1989/
СССР-1989,
1990/
СССР-1990,
1991/
СССР-1991,
1992/
СНГ-1992/
1992-улицы,
1993,
1994/
РФ-1994,
1995/
РФ-1995,
1996/
РФ-1996/
1996-улицы, 1997, 1998,
1999/
РФ-1999.