Сегодня в нашем проекте
20 век в цвете 1937 год.
К тому времени в мире уже началось массовое производство цветной плёнки Agfacolor и Kodachrome, поэтому материала довольно много. Правда, цветных снимков, сделанных в том году в СССР, пока не найдено.
Советскую цветную фотоисторию в нашем обзоре представляют две фотографии.
На первом из них запечатлён павильон СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 года, который венчает знаменитая работа Веры Мухиной - скульптура "Рабочий и колхозница":
Этот и другие цветные снимки указанной выставки выполнили сыновья С.М.Прокудина-Горского для специального альбома. Кстати, снимали они не на цветную плёнку, а по отцовскому, цветоделительному методу (через цветные фильтры).
На другом цветом снимке мы видим чкаловский самолёт АНТ-25 на аэродроме Pearson Field в американском городе Ванкувер, в июне 1937 года:
Однако вернёмся к Парижской выставке, с которой мы начали этот обзор и покажем ещё несколько снимков работы фирмы "Братья Горские" (так называлось семейное предприятие Прокудиных-младших).
Центральная часть выставки размещалось на Трокадеро, у подножия Эйфелевой башни:
На выставке был представлен даже концептуальный детский сад, куда пускали детей:
Советский и германский павильоны смотрели прямо друг на друга, что хорошо видно на снимке, сделанном на цветную плёнку (кажется, Дюфай-колор) Фернаном Бальде (Fernand Baldet):
Он же снял впечатляющий вид ночной иллюминации выставки:
А этот снимок иллюминации по случаю выставки сделал на давно устаревшую автохромную пластину известный фотограф-автохромист Леон Жимпель (Léon GIMPEL) 31 октября 1937 года:
Наконец, ещё один снимок иллюминации и фейерверка работы неизвестного мастера:
Хотя немцы начали выпускать и использовать плёнку Agfacolor ещё в 1936 году, именно в 1937-м она вошла в массовое употребление и стала активно использоваться для целей нацистской пропаганды. Поэтому мы можем видеть довольно много кадров, запечатлевших массовые мероприятия Третьего Рейха.
Во время нацистского съезда в Нюрнберге, на стадионе "Комплекса партийных съездов НСДАП", 1937 год:
Всего на трибунах Zeppelinsfeld могли разместиться более 80 000 зрителей, а на поле одновременно находились около 100 000 участников представлений.
Там же, 1937 год:
Одна из крупных серий подобных снимков была обнаружена в
архиве норвежского фотографа Томаса Ноймана (Thomas Neumann).
На них запечатлено празднование в Берлине "Дня труда" 1 мая 1937 года, совпавшее с 700-летним юбилеем самого Берлина.
Бросается в глаза обилие красного цвета, который так любили германские нацисты:
На автомобилях написано что-то вроде "Славься ...день рабочих":
Бюргеры угощаются пивом:
Уличная торговля бананами в Берлине:
Cвежепостроенная берлинская выставка (Messe Berlin):
Крупнее Немецкая деревня 1937 года в цвете:
Как ни странно, в самой технологически развитой стране Европы в то время крестьянин ещё не мог обойтись без лошадиной силы:
Цветное фотонаследие Голландии 1937 года представлено на снимках Бернарда Ейлерса, который продолжал использовать метод трёхцветной (цветоделительной) съёмки.
Амстердам, Koningsplein, 1937 год:
Амстердам, площадь перед Ратушей, 1937 год:
1937 год - время расцвета глянцевой цветной фотографии в США, без которой уже было невозможно представить себе ни один модный журнал. Но что интересно, снимались они не на цветную плёнку, а по старой доброй технологии 19 века - через три цветофильтра. Качество цветопередачи у плёнки ещё хромало, а эта цветоделительная технология была уже доведена до совершенства!
Мастер гламура -
английская фотопортретистка "Мадам" Йевонд (1893-1975), запечатлённая в 1937 году как бы в момент работы, со своей камерой для трёхцветной съёмки:
Некоторые из её фотоэтюдов больше похожи на произведения живописи.
Например, "Machine Worker in Summer" 1937 года:
Гламур 1937 года из журнала MCCALL'S MAGAZINE:
Другим американским мастером глянцевой фотографии по трёхцветному методу был
Пол Аутербридж (1896-1958) (1896-1958).
Один из его рекламных снимков называется "Багаж в интерьере" (1937 г.):
Но прославился Аутербридж больше как специалист по "эротическому гламуру".
Эта его работа (The Star of the East) датируется примерно 1937 годом:
Американская кинозвезда 1930-х Грета Гарбо на цветном снимке со съёмочной площадки фильма "Conquest" 1937 года, фотограф William Grimes:
Многие американские фильмы тогда уже выходили в цвете, но конкретно этот был снят на черно-белую плёнку.
Цветное кино делалось тогда по технологии Technicolor, хорошо известной нам благдаря фильму "Унесённые ветром" 1939 г.
Anna May Wong - Chinese Costume Party Pt.1, Technicolor, 1937 г.:
С европейскими и американскими путешественниками цветная фотография в 1937 году попала и в Мексику.
Торговки-лоточницы на станции Истепек, штат Оахака, 2 сентября 1937 года:
Точно такие же сцены можно было наблюдать на любой советской станции, особенно за пределами больших городов:
Немного о том, как одевались люди в 1937 году и вообще бытовых сцен из повседневной жизни.
На одном вокзалов Берлина, фотограф Thomas Neumann, 1937:
Туристы на борту лайнера "Пруссия", фотограф Thomas Neumann, 1937:
Английская семья в Йоркшире, 1937:
Американская семья в Вашигтоне, фотограф Willard Culver, 1937:
Группой портрет детей из общины амишей в Пенсильвании, США, 1937:
Американские студенты расслабляются в кампусе Йельского ун-та, фотограф Willard Culver, 1937:
Американская пляжная мода - серферы на пляже Waikiki Beach в Гонолулу, Гавайи, фотограф Anthony Stewart, 1937:
ОЧЕНЬ КРУПНО Группа туристов на том же пляже Waikiki Beach, 1937:
А это уже немецкие купальные костюмы на Мюнгерсдорфер Штадион в Кёльне, 1937 г.
Как всегда, не пройдём мимо автомобильного мира.
В 1930-е годы цветная фотография в США широко использовалась в журналах для рекламы автомобилей.
Так, например, выглядел "Студебекер" 1937 года:
Он же в зелёном варианте:
Японцы старались не отставать и то же рекламировали свои новые (точнее, первые!) автомобили в цвете, на цветной киноплёнке.
Похоже, они были родными братьями нашей "Эмки" и имели с ней одного американского "папу":
Во всяком случае, они как и советские, были тогда копиями американских автомобилей с отставанием в 3-4 года:
При этом если у американцев автомобилизация приняла массовый характер ещё в 1910е годы, то в Японии 1937 года (как и в СССР) частный автомобиль являлся очень редкой привилегией для избранных.
В наиболее развитых странах Европы (Англия, Франция, Германия) личные автомобили к концу 30-х могли себе позволить не только богачи, но и верхушка среднего класса. Англия, например, выпустила в 1937 году 390 тыс. легковых машин и этот рекорд будет побит ею только в 1949 году, когда экономика наконец оправится после военных потрясений.
Английская семья в Йоркшире у своего авто, цветная плёнка Dufaycolor, 1937 год:
И ещё на тему транспорта, авиационного.
Одноместный биплан Boeing 100 перед ангаром аэропорта Sky Harbor, фотограф Norvan Strohmeyer, 1937:
В 1937 году состоятельные люди могли путешествовать по воздуху с небывалым комфортом, который потом уже никогда (вплоть до сегодняшнего дня!) не будет достигнут в гражданской авиации.
Речь идёт о трансатлантических рейсах дирижабля "Гинденбург", на которых пассажиром были созданы почти такие же условия, как на океанском круизном лайнере. К их услугам были спальные каюты, душевые, курительные салоны и ресторанный зал с роялем!
При этом во время застолья можно было любоваться проплывавшими мимо пейзажами через огромные окна:
Увы, эта идиллия продолжалась недолго.
В виде исключения добавлю в обзор одну раскрашенную, но весьма впечатляющую фотографию.
Крушение германского пассажирского дирижабля "Гинденбург" на территории американского штата Нью-Джерси 5 мая 1937 года:
После этой катастрофы о комфортных трансатлантических рейсах на дирижаблях можно было забыть...
Скорее всего, раскраской является и другой снимок, но он очень важен для полноты нашего обзора.
Японо-китайская война. Японские танки перед атакой, 1937 год:
Вторая Мировая война для Китая уже началась, для других она стояла на пороге...
Надеюсь, что читателей не слишком утомило обилие снимков в этом обзоре, но я и так отобрал лишь треть из имевшегося под рукой материала. Тем более, что дальше будут улицы 1937 года в цвете.
Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905,
1906, 1907, 1908,
1909, 1910, 1911, 1912,
1913,
1914 , 1915,
1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922,
1923,
1924, 1925,
1926, 1927,
1928, 1929, 1930, 1931, 1932,
1933,
1934/
1934-36-улицы,
1935,
1936, 1937, 1938, 1939, 1940,
1941-война/
1941-улицы, 1942, 1943, 1944,
1945 война,
1945 мир,
1946/
1946-улицы,
1947/
СССР-1947/
1947-улицы, 1948, 1949,
1950/
СССР-1950, 1951,
1952/
СССР-1952,
1953/
СССР-1953/
США-1953,
1954/
СССР-1954,
1955/
СССР-1955/
1955-улицы,
1956/
СССР-1956/
1956-улицы, 1957, 1958, 1959, 1960,
1961/
СССР-1961, 1962,
1963/
СССР-1963,
1964,
1965/
СССР-1965,
1966/
СССР-1966/
1966-улицы СССР/
1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970,
1971, 1972,
1973/
СССР-1973,
1974,
1975,
СССР-1975,
1976/
СССР-1976/
1976-улицы СССР/
1976-улицы мира,
1977/
СССР-1977/
1977-улицы, 1978, 1979, 1980,
1981/
СССР-1981, 1982,
1983,
1984/
СССР-1984,
1985,
1986/
СССР-1986/
1986-улицы, 1987/
СССР-1987, 1988,
1989/
СССР-1989,
1990/
СССР-1990,
1991/
СССР-1991,
1992/
СНГ-1992/
1992-улицы,
1993,
1994/
РФ-1994,
1995/
РФ-1995,
1996/
РФ-1996/
1996-улицы, 1997, 1998,
1999/
РФ-1999.