По стопам статей про
сталинистов,
Николая II и
про символизм продолжаю тему; на очереди важный нюанс в деле примирения кажущихся непримиримыми точек зрения, а именно -
догматизм, сиречь способ мышления, основанный на
догмах: абсолютных истинах, не подвергающихся сомнению. Он сейчас характерен для буквально всех политических и не политических течений, о чём сегодня и поговорим.
Начну, как часто у меня бывает, издалека. Часто говорю, что современная культура победившего либерал-монетаризма анти-человечна и бес-человечна; это напрямую вытекает из основной заповеди
монетаризма "деньги превыше всего". Из экономической сферы эта заповедь давно перетекла и в общественную жизнь, и уже и в личную; вымирание коренного населения всех "цивилизованных" стран - прямое следствие такого подхода к жизни. Но есть целая россыпь людей, которые пытаются жить по-старинке - и в хорошем, и иногда в плохом смысле слова - фольклористы их фамилия; у них всё хорошо, никто не вымирает, а вовсе даже наоборот, семьи по 3-4 ребёнка считаются нормой, молодёжь клубится не по дискотэкам, а по
вечоркам; в общем, лепота. Так, да не так.
Слово "народная культура" воспринимается современниками в виде "народных хоров" и Калинки-малинки, о чём
писал в старой статье - нет, речь про сохранение старинных традиций практически в неизменном виде. Дело полезное, ставящее мозги на место как минимум по части истории очень хорошо, не слабже
реконструкторства, и со всех сторон положительное; да вот беда, за десятилетия подобного возрождения традиций фольклористов по всей стране наберётся, дай Бог, если несколько тысяч. На фоне 146-миллионной страны - даже не статистическая погрешность, а не пойми что. И не последнюю роль в закукленности этого движения в себе играет... тот самый догматизм.
Традиционная культура вообще имеет тенденцию сваливания в догматизм - ведь традиция это как бы и есть догма. Так, да опять же не так - любая народная традиция изменичва, жива и постоянно изменяется, и лишь в наших головах превращается в догму - "мы все должны делать вот так и так, потому что в тыща осьмнадцатом году так записано". С точки зрения исторической реконструкции это, конечно, хорошо - но народная культура всё же про людей, а не про музей. В итоге попытки актуализировать народную культуру воспринимаются в штыки: "не по-нашенски"; например, вышедший недавно клип "Отавы-Ё" на традиционные казачьи частушки вызвал в узких кругах тру-фольклористов целую бурю в стакане:
Click to view
Понимаю, что клип - это НЕ традиционная культура, насколько идеально не подбирай костюмы и сколько успешно не подражай традиции; смыслово это развлечение публики, а не культура самого народа. Но, к сожалению, не только лишь все могут сформулировать хотя бы для себя, что же такое, эта самая традиционная культура. Просто "делай, как тогда". А что это у нас получается? Тот самый догматизм, где следование догмам само по себе определяет суть и смысл деятельности.
Вернусь обратно к политическим движениям, которые нонче погрузились в догматизм, чуть более, чем все. Если брать в пример коммунистические движения, то тут всё прекрасно видно и на примере самой известной организации в стране - КПРФ; и на примере "левых" агитаторов. КПРФ настолько погрузилась в свои социальные игры в парламенте, что её критики вполне обоснованно считают её не-коммунистической и соглашательской - вместо борьбы за права трудящихся она занимается каким-то лоббированием и дележом бюджета; это, конечно,
левое крыло политики, но, извините, это вообще-то буржуазная политика. Социализм и коммунизм - они про всеобщее равенство, а предлагается делить заведомо несправедливо сформированный бюджет в пользу пенсионеров и неимущих; можно ли таким способом добиться мировой справедливости? Ответ очевиден.
Собственно, к написанию статьи меня подтолкнули споры с левыми пропагандистами (в хорошем смысле этого слова) - дескать, не те определения даёшь, не так изъясняешься; надо про диктатуру пролетариата, средства производства, и прочую классовую борьбу. С одной стороны, они совершенно правы - именно отсутствие понимания, за что и как надо бороться, и превратило КПРФ в лево-буржуазную партию. С другой стороны, если мы говорим на публичное пространство и пропаганду, то надо понимать, что значительная часть населения как чёрт от ладана шарахается от старых марксистских догм - пусть они тысячу раз истинны; если народ их не понимает и не хочет понимать (скажем спасибо десятилетиям охоты на ведьм), то люди будут слушать рекламу сникерсов, а не лекции по полит-экономии.
В условиях
тоталитарной пропаганды либерал-монетаризма достаточно сложно проносить в умы вообще хоть какие-то идеи - это показывает, например, тот же опыт фольклористов; в этом движении много молодёжи, сейчас подрастает уже третье поколение погружённых в народную культуру со времён 1980-х, а воз и ныне там - потому что вой масс-культуры забивает информационное пространство наглухо. В "кровавом совке" собирались полные и лучшие залы, а теперь даже на раскрученные и распиаренные фестивали ходят, условно говоря, три калеки - по сравнению с той бесовщиной, что творится вокруг концертов условных Тимати и "Руки вверх". Но, что интересно, подобная безнаказанность завела пропаганду монетаризма в тот же самый догматизм.
Монетаризм и капитализм умирают, они загнали Человечество в ловушку глобальной долговой ямы, где все должны всем и нет никакой возможности мирно решить эту проблему; но пропаганда по-прежнему воет всё те же песни, что и в начале "рейганомики" - инвестиции, потребление, ВВП и прочая. Думаю, сейчас даже сами монетаристы понимают, что надо что-то делать и простым переливанием денег из пустого в порожнее не отделаться, нужны глобальные перемены - но сделать ничего не могут, ибо мозги (и быдла, и их собственные) сплющены пропагандой, и любое реальное изменение пойдёт вразрез собственным догмам, которые они вот уже столько лет вбивают в головы
биомассе. Вот и получается, что "лучшие умы" так и водят общество по кругу, как Моисей по пустыне, забалтывая проблемы очередными пэрэмогами и зрадами:
Click to view
Обывателю кажется, что так будет всегда; ага, щаз. Опыт СССР нам показывает, что стоит потерять связь с реальностью, как всё валится буквально на глазах - а это мы видим буквально воочию прямо сейчас. Вчера посмотрел
ролик про войну в Югославии, как через 10 лет после смерти Вождя уже все резали всех - просто потому, что благ на всех не хватало. Поднимите руки, кто считает, что это невозможно уже завтра в произвольной точке мира. Украину разорвали на части буквально за год, но это всё цветочки; ягодки пойдут, когда халява закончится уже и в Граде на Холме. Кто бы мог подумать, что Майдан возможен уже и в цЫтадели демократии - а поди ж ты, "всенародно избранного" Трампа не принимает добрая (или злая) половина населения и истеблишмента. Но мы по-прежнему веруем в Швабоду и невидимую руку рынка? Ну окей, веруйте.
С православно-монархической стороны нашего общества всё ещё хуже, чем с левыми и либералами, как бы это странно не прозвучало - просто из-за того, что эта сторона наиболее подвержена догматизму; православие прямо стоит на догмах, и это было бы не так плохо, если бы оно ограничивалось духовной жизнью. К тем же самым староверам у меня никаких вопросов нет - они живут так, как завещали предки ещё до Раскола, и считают, что вокруг царство Антихриста; но и поступают соответственно - спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи (с) Серафим Саровский. Это сложный путь; более-менее живые общины староверов видел только в
Уймонской Долине на Алтае; из остальных молодёжь бежит за
соблазнами в город. Но ведь Церковь и православные активисты ведут себя не так - не столько спасаются сами, сколько ведут пропаганду и всячески вторгаются в светскую жизнь; и тут их постигает удивление - после ренессанса Церкви в 1990-е общество снова отвергает
клерикализм, и это заметно с каждым днём всё больше и больше.
Здесь я не пытаюсь ёрничать или разжигать. Хотя сам я - атеист и сталинист, но, если посмотреть на друзей и знакомых, то среди тех, кого могу назвать действительно хорошими людьми (честными, верными, бескорыстными и прочая) будет больше верующих, чем идеологически близких мне плазменных марксистов. Поэтому очень бы не хотелось идти по пусти рецидивов Гражданской войны, как это случилось в Югославии или вна Украине - на потеху большим дядечкам считать врагами людей, потому что гранаты у них не той системы. И пытаюсь как-то склеить два этих мировоззрения; как мне кажется, между ними больше общего, чем различий; и уж точно больше точек соприкосновения, чем с торжествующим, но при этом подыхающим либерал-монетаризмом; но вместо того, чтобы совместно
валить эту сволочь, мы цапемся друг с другом.
Почему с христианско-монархической стороны всё хуже, чем даже с левой, которая, казалось бы, маргинализирована и выброшена из публичного пространства - назвать себя коммунистом или сталинистом до сих пор считает моветоном, в отличие от. Потому что левые, при всех своих проблемах и расколах, борются всё же с основной бедой Человечества - либерализмом и культом Золотого Тельца; а правые что? А правые продолжают бороться с клятыми коммуняками - я буквально каждый день вижу во френдленте контакта (где у меня собраны те самые фольклористы со всей страны) очередные доказательства преступлений клятой влады; и это, разумеется, не либеральный режим Ельцина-Путина, а...
преданный анафеме ещё в 1956-м сталинский СССР.
Что для радетелей за русский народ должно быть важнее - насущные проблемы вымирания оного или борьба с клятым прошлым - имхо ответ очевиден; однако граждане монархисты, как и в Гражданскую, обличают "картавого карлика" и преступления кровавого режима; об этом
недавно писал. Что это, зачем это?.. Просто положено, вот и топим против клятых коммуняк.
Я всегда пытаюсь донести до людей простую мысль - надо всегда иметь в голове маленького и вредного
философа, и всегда, даже по мелочам, задаваться вопросом "А зачем это?". Это ещё называется "
критический взгляд на жизнь". Если задаться этим вопросом по отношению к упомянутым выше православным монархистам, то оче-видно, что они не столько борются с клятыми коммуняками (с ними "разобрались" ещё в 1991-м, до сих пор радость и благодать кругом), сколько выступают на стороне... тех самых либералов, которые до сих пор у руля. Ведь если "тогда" был ужос-ужос, кровь-кишки и мясорубки в подвалах, то сейчас-то всё отлично, и надо всего лишь больше молиться и строить больше церквей. Многие возносят осанну уже практически святому Владимиру, подаются голоса за возрождение монархии (известно с кем на троне) - но ведь это означает фиксацию нонешнего положения дел, то есть легимизацию власти либерал-монетаристов. Следование догмам 100-летней давности (главный враг России - жЫдо-большевики) приводит подобных христиан в стан культистов
Золотого Тельца - потому что для современной власти все эти ваши церкви - всего лишь опиум для народа, и если они кому-то помешают, то всю эту религию завтра же выбросят на помойку; запретят, как курение в общественном месте, и загонят в резервации. Не потому, что я так думаю - в культуре, где главное - деньги и прибыль, религия - лишь временный союзник, и его всегда можно заменить чем-то другим, что нам сейчас наглядно иллюстрирует цеЕвропа.
Практически все приведённые примеры показывают действие
законов диалектики - любое действие несёт в себе собственное отрицание. И если не понимать, что и зачем ты делаешь, то практически неизбежно придёшь к отрицанию, то есть противоположности собственной деятельности - так,
либерализм уже пришёл практически к фашизму, коммунисты в Думе переродились в буржуа; а православные монархисты дуют в дудку пропаганды либерализма. Давайте уже думать головой, а не повторять, как попугаи, догмы, мантры и молитвы - особенно там, где им не особо-то и место.
Click to view
Чую я, тему придётся дополнять. Но потом.