С развитием Либавы как крупного промышленного центра, военно-морской базы и порта неумолимо падало ее курортное значение. По некоторым данным в начале XX века количество приезжавших сюда на купания едва достигало полутысячи человек в сезон. Оно в принципе и понятно, кому охота отдыхать в шумном оживленном стотысячном городе с чадящими чугунолитейными заводами, крупными верфями, снующими туда и сюда кораблями с эмигрантами (Либава была основным портом, откуда на покорение Америк в конце XIX-начале XX века отправлялись тысячи и тысячи граждан Российской империи), да еще и с толпой военных в нагрузку. И это при том, что рядом, на том же Балтийском взморье, были куда более тихие и комфортные для отдыха городки. Тем не менее кое-какую курортную инфраструктуру Лиепая получила еще до революции. Тут был прекрасный кургауз (курортный зал), обширный Приморский парк, вдоль которого перед революцией были выстроены сразу несколько улиц живописных вилл.
В последней либавской серии прогулка от набережной Торгового канала до Балтийского моря и по окрестностям Приморского парка.
1. Набережная Торгового канала, она же среди местных жителей величается Променадом. Справа две гостиницы: Fontaine Royal (ближе) и Promenade же (вдалеке). Слева представитель Военно-морского флота Латвии.
2. Трамвайный мост через канал. По нему мы пришли из Новой Либавы.
3. Многоэтажные дореволюционные портовые склады на "новолибавской" стороне. Там Чаячья улица (Кайю).
4. Торговый канал в 2012 году.
5. Торговый канал веком ранее.
6. Променад с летящей чайкой и минным тральщиком М-03. В
википедийном списке кораблей ВМС Латвии этого корабля почему-то нет, но есть пять других минных тральщиков 1980-х годов с бортовым номером М-0* голландского производства.
UPD. Это немецкий тральщик M1087 "Völklingen" (сейчас M-03 "Namejs"), построенный в Бремене в 1960 г. и списанный в 1999-м. Простояв год в Военно-Морском музее, был передан лиепайскому Морскому колледжу в качестве наглядного пособия, каковым является и сейчас.
7. Тральщик же с кормы.
8. Портовые краны и атмосферный брикстайл Чаячьей улицы.
9. Загадочные посудины под литовским флагом.
10. Амфитеатральная конструкция с местной продвинутой молодежью на ней.
11. Как и в Вентспилсе, к Балтике по набережной пройти сложно, она в итоге приводит в портовую промзону. Поэтому лиепайскими дебрями пробираемся на основную курортную магистраль города. Это по-моему улица Кугиниеку (Корабелов).
12. Атмосферный уголок на ул. Юрас (Морской). Ресторан Vecais Kapteinis ("Старый капитан") с пушками и якорями.
13. Перекресток Морской (Юрас) и Зерновой (Грауду) улиц. Современная архитектура в Лиепае тоже есть. В доходнике справа ранее располагался кинотеатр "Саркана Бака" ("Красный маяк").
14. От этого перекрестка начинается и проспект Курмаяс (Кургаузный), ведущий к парку с кургаузом и пляжу. Слева здание Курземского окружного суда.
15. Роскошнейшее здание Первой государственной гимназии, бывшей женской русской гимназии (1912).
16.
17. Административное здание напротив.
18. Вдоль проспекта, разумеется, проложена велодорожка...
19. ... и стоят многочисленные арт-объекты, в массе своей посвященные персонажам лиепайского гимна - песни "В городе, в котором рождается ветер", написанной в 1973 году. Это вот лодочник, строящий лодку. Почему-то из скамейки.
20. "Большая ворона сидит на ветке...". Ворону в контровом свете и в фас видно плохо, но она есть.
21. "Янтарные латыши". Трактирный стол с кружками пива и подносом иллюстрирует образ жизни латышей XIX века. Я их понимаю и завидую.
22. "Телефонисты сидят на столбах...". На каждой скульптуре еще и соответствующие строчки из песни.
23. Увы, застройка Кургаузного проспекта сохранилась не полностью и прекрасная эклектика рубежа XIX-XX веков разбавлена вызывающе уродливыми силикатными пятиэтажками (видны вдалеке справа).
24. Бывшая школа.
25. Перспектива проспекта Курмаяс от Приморского парка, к которому он приводит.
26. За сто лет пейзаж несколько изменился. Исчезла и трамвайная линия, тут проходившая.
27. Вероятно, ранее проспект упирался в деревянный Кургауз или курзал, что-типа курортного ДК. Так он выглядел в Лиепае.
28. Сейчас на этом месте широкая аллея к морю.
29. В конечном счете аллея приводит к пляжу, и на месте ее выхода к Балтике стоит скульптура "Рыбакам и морякам, погибшим в море". В образе женщины, прикрывающей глаза от закатного солнца и высматривающей корабль отца, брата, мужа, сына.
30. Монумент открылся в 1977 году (скульптор Гунарс Асарис, скульптор Альбертс Терпиловскис).
31. Лиепайский пляж, пустынный, несмотря на солнечный майский день. Было, впрочем, довольно прохладно.
32. Парк весьма обширный, тут расположен даже городской стадион "Даугава", прочие спортивные площадки, летняя эстрада и заброшенное здание грязелечебницы санатория "Лиепая".
33. Старая открытка намекает, что этот бассейн исторический, более того, трамвай ранее проходил прямо у него. Сейчас он находится в центре парка. Все исторические фото Либавы взяты из этого
поста.
34. Очередной арт-объект, вновь намекающий на имидж Лиепаи как рок-столицы Латвии.
35. Прямо вдоль парка и параллельно морю проложена сетка улиц, застроенных маленькими и средними виллами типично курортного, весьма живописного вида, некоторые из которых и сейчас заняты гостиницами.
36. К сожалению, улицы эти (например, Лиепу на снимке) сверх всякой меры озеленены, что затрудняет фотографирование неземной красоты. Справа, кстати, российское консульство.
37. Несколько образцов местных вилл, которые все же удалось извращенно заснять.
38.
39.
40.
41. Встречаются и более крупные, но столь же древние здания.
42.
43. Небольшой сквер на перекрестке улиц Пелду (Купальная?) и Улиховской (Улиха).
44.
45.
46. Неожиданно деревянная православная церковь Александра Невского 1890 года.
47. Следующие фотографии также вроде бы с улицы Улиха.
48.
49. Перекресток с ул. Рожу (Роз). Вот такая вот ординарная цельная застройка и составляет львиную долю и Старой и Новой Либавы. Масштабы сохранившегося здесь довольно-таки колоссальные, вероятно второй город Латвии после Риги.
50.
51. И конечно основную ценность составляет архитектура деревянная: от курляндских складов XVII века до модерна, эклектики и может даже межвоенки века XX-го.
52. Любителю деревяшек здесь обеспечено лютое бешеное наслаждение.
53. Такой вот запомнится мне Лиепая.
54. На следующий день, выезжая в Клайпеду, мы остановились на окраине города для осмотра костела св. Мейнарда, прекрасного образца современной культовой архитектуры.
55. Здание представляет собой не что иное как павильон Ватикана, спроектированный ко Всемирной выставке Expo-2000 в Ганновере.
56. Это остекленный по окружности диск с характерным вертикальном ритмом широких деревянных жалюзи, повернутых под разными углами.
57. В 2002 году павильон, подаренный Ватиканом Лиепайскому католическому диоцезу, был перевезен в город, где стал приходским костелом и культурно-религиозным центром.
58. Фрагменты здания.
59.
60.
61.
62. За стеклом просвечивает даже что-то типа кухни.
63. Въездной знак со стороны Литвы, ставший для нас выездным.
В последней серии или двух осмотрим нетуристическую Клайпеду.
В предыдущих сериях:
1.
Обзор поездки.
2.
Неменчине.
3.
Пабраде.
4.
Швянченис.
5.
Игналина.
6.
Висагинас.
7.
Зарасай.
8.
Даугавпилс: железнодорожная станция и улица Ригас.
9.
Даугавпилс: площадь Единства.
10.
Даугавпилс: Центр.
11.
Даугавпилс: Новое Строение.
12.
Даугавпилс: Гаёк.
13.
Даугавпилс: Крепость.
14.
Краслава.
15.
Аглона.
16.
Лудза.
17.
Резекне: старый центр.
18.
Резекне: новый центр.
19.
Виляны.
20.
Варакляны.
21.
Екабпилс: Крейцбург.
22.
Екабпилс: Якобштадт.
23.
Саласпилсский мемориальный ансамбль.
24.
Рига имперская.
25.
Рига Первой республики.
26.
Рига: вдоль Даугавы в Московский форштадт.
27.
Рига: высотное здание Академии наук Латвийской ССР.
28.
Рига: панорамы с высотки Латвийской АН.
29.
Тукумс.
30.
Кандава.
31.
Талси.
32.
Вентспилс: Старый город.
33.
Вентспилс: Набережная.
34.
Кулдига: дорога в Центр.
35.
Кулдига: Центр.
36.
Лиепая: Кароста.
37.
Лиепая: Новая Либава.
38.
Лиепая: улица Лиела, площадь Роз.
39.
Лиепая: по Старому городу.