Моя философия. Трансцендентальный тринитарный реализм. - 57

Feb 14, 2021 20:46


Моя философия. Трансцендентальный тринитарный реализм: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7), (8), (9), (10), (11), (12), (13), (14), (15), (16), (17), (18), (19), (20), (21), (22), (23), (24), (25), (26), (27), (28), (29), (30), (31), (32), (33), (34), (35), (36), (37), (38), (39).

Уточнение метафизики из современной физики: (40), (41), (42), (43), (44), (45), (46), (47), (48).

Путь к синтезу философии Аристотеля и Канта: (49), (50), (51), (52), (53), (54), (55), (56),

Таким образом, признавая, что концепция Ньютона об Абсолютном и относительном пространстве и времени в некоторых своих аспектах близка к нашей концепции о едином Мировом пространстве и времени и о локальном пространстве и времени - мы, тем не менее, должны признать, что концепция Ньютона проработана очень слабо, она противоречива, и в целом является ошибочной. И главная слабость этой концепции состоит в очень смутном понимании Ньютоном того, как Абсолютное время и пространство связаны с относительным пространством и временем, и почему одно невозможно без другого, почему они дополнительные друг к другу. И именно этот вопрос мы рассмотрим далее.

При этом надо заметить, что по каким-то причинам эта концепция Ньютона очень часто преподносится в превратном свете. Так, я, еще со времен школы и долгое время после этого, был убежден, что Ньютон представлял пространство и время только как Абсолютное пространство и время - о том, что концепция Ньютона гораздо сложнее, и включает в себя еще и представление об относительном пространстве и времени, я узнал лишь много позже и совершенно случайно. Не знаю, с чем это связано - то есть почему в литературе по физике, по истории науки и по философии русскоязычные советские физики-жиды и советские «философы» старались представить концепцию Ньютона в столь упрощенном и примитивном виде.

Хотя ведь вполне очевидно, что представление об относительном пространстве и времени в этой концепции Ньютона играет важнейшую роль, так как мы в физике и в обыденном жизни, согласно Ньютону, почти всегда имеем дело именно с относительным пространством и временем - которые, в отличие от Абсолютного пространства и времени, мы можем наблюдать и измерять эмпирически. Возможно, советские жиды пытались представить концепцию Ньютона о пространстве и времени в столь примитивном виде для того, чтобы с большим успехом продвигать ОТО своего кретина Эйнштейна - у которого есть только локальное (относительное) время. А возможно, они просто выполняли указания каких-то стоявших за их спиной политических сил - в самой Совдепии или вовне, которые также были заинтересованы в том, чтобы максимально дискредитировать идею о существовании, помимо локального (относительного) пространства и времени, еще и Мирового (абсолютного) пространства и времени.

Но как бы там ни было, а в современной физике принят взгляд о существовании только локального (относительного) пространства и времени. Почему при этом свет движется с одинаковой скоростью, независимо от локальных систем отсчета и от свойств локального пространства и времени - это физики, со времен кретина Эйнштейна, никак не объясняют, а просто постулируют. Но, как мы покажем далее, присутствие в нашем мире, помимо локального (относительного) времени, еще и единого Мирового (абсолютного) пространства и времени является важнейшим аспектом существования всего материального мира, без которого невозможно объяснить не только постоянство скорости света, но и многие другие физические процессы - включая большинство явлений квантовой механики. Без этого даже определить само пространство и время - как локальные - просто невозможно.

И прежде, чем перейти к рассмотрению этого вопроса, договоримся о терминологии. Терминология Ньютона - «абсолютное и относительное пространство и время» - имеет свои достоинства, особенно если рассматривать эту проблему пространства и времени в рамках философии и метафизики. Тем не менее, в дальнейшем мы будем все же говорить о Мировом пространстве и времени и о локальном пространстве и времени. Так как, во-первых, концепция Ньютона, включающая Абсолютное пространство и время - усилиями жидов - чрезмерно дискредитирована. Во-вторых, и сам термин «абсолютное» - «слишком философский» и может придать нашему пониманию этого пространства и времени ненужный смысл. Ну, а в-третьих, поскольку мы сейчас все же рассматриваем вопросы физики, а не метафизику действительного мира, лучше придерживаться более нейтральных терминов. И поэтому наша терминология - единого Мирового времени и единого Мирового пространства, и локального времени и пространства - нам представляется более удачной.

Что же касается связи пространства и времени, то, хотя в современной физике и принят взгляд о некоем едином пространственно-временном континууме, и этот взгляд, несомненно, по-своему вполне обоснован - все же вполне очевидно, что пространство и время - это нечто разное. Это два очень разных способа упорядочивания материи, и два разных способа «соединения» бытия и материи в упорядоченный действительный мир сущих вещей, - материальных вещей, причастных к бытию через пространство и время. Поэтому и с философской точки зрения, в рамках нашей метафизики, и при рассмотрении проблем современной физики, часто бывает полезным время и пространство рассматривать отдельно. Хотя, повторюсь, они, несомненно, связаны между собой, и взаимно друг друга определяют.

Поэтому в дальнейшей мы будем говорить и Мировом пространстве и Мировом времени иногда отдельно, а иногда - о Мировом пространстве-времени вместе. А для краткости Мировое пространство и время мы будем далее обозначать М-пространством, М-временем или М-пространством-временем. А локальное пространство и время, соответственно, Л-пространством, Л-временем или Л-пространством-временем. Понимая под Мировым пространством и временем нечто близкое к тому, что понимал Ньютон под Абсолютным пространством и временем, а под локальным пространством и временем - нечто близкое к тому, что он понимал под относительным пространством и временем.



Прежде всего, определим более ясно, в чем состоит принципиальное отличие М-пространства-времени от Л-пространства-времени. В принципе, Ньютон «интуитивно» это различие в целом определил вполне правильно. Так, «абсолютное время» он определял как время, которое «само по себе и из своей собственной природы течет равномерно, безотносительно к чему-либо внешнему», а «абсолютное пространство» - как пространство, которое «по самой своей природе безотносительно к чему бы то ни было внешнему остаётся всегда одинаковым и неподвижным».

Иначе говоря, свойства М-пространства и М-времени всегда остаются неизменными, постоянными, и М-пространство-время никак не соотнесены с какими-либо локальными системами отсчета. Или, если говорить языком современной физики, М-пространство-время - это всегда «плоское пространство-время», «неискривленное пространство-время». Что же касается Л-пространства-времени, то его свойства как раз-таки всегда зависят от материи, находящейся в этой области Л-пространства-времени, от относительных скоростей локальных физических систем - то есть это всегда «искривленное пространство-время», свойства которого постоянно меняются и описываются динамическими характеристиками. И при этом Л-пространство-время всегда определяется и задается через локальные системы отсчета, и зависит от них.

А второе важное отличие состоит в том, что М-пространство-время не только не меняется во времени, но и всегда одинаково в любой области пространства Вселенной, а Л-пространство-время имеет различные свойства в различных областях пространства Вселенной, и эти свойства меняются. М-пространство-время - это нечто «статичное», неизменное и одинаковое во всей Вселенной, а Л-пространство-время - это нечто, что постоянно динамически меняется и отличается от одной точки пространства к другой, в зависимости от наличия материи в этой области пространства и от поведения (движения) физических локальных систем.

В этом смысле термины «локальный» или «относительный» в отношении Л-пространства-времени одинаково уместны и правильны, так как Л-пространство-время всегда задается и определяется через локальные физические системы и их движение относительно друг друга. А М-пространство-время - будучи всегда и везде одним и одинаковым - поэтому остается неразличимым при движении во времени от одной точки пространства к другой, и поэтому является принципиально нелокальным. «Нелокальность», таким образом, здесь следует понимать как всеобщность, одинаковость в любой момент времени и в любой точке пространстве, и эта «нелокальность» М-пространства-времени также является его принципиальным отличием от Л-пространства-времени, которое не только всегда относительно (то есть может быть задано и определено только через отношения физических систем в пространстве-времени), но и всегда локально.

И одна из главных ошибок Ньютона в его определении «абсолютного пространства» состояла в том, что он ввел также понятия «абсолютного места» и «абсолютного движения» как определения «абсолютного пространства». Но в том-то и дело, что в «абсолютном пространстве» никакого «места» - как чего-то определенного - в принципе быть не может, так как все «места» в таком «абсолютном пространстве» принципиально неотличимы друг от друга. Как не может быть и никакого «движения», поскольку движение означает изменение, а в абсолютном пространстве и времени - которые везде и всегда одинаковы - у нас просто нет того, чтобы могло бы измениться или относительно чего что-то могло измениться. Поэтому единственным состоянием в «абсолютном пространстве» может быть покой или равномерное прямолинейное движение - то есть инерциальные системы отсчета. И инерциальная система отчета - это и есть определение абсолютного пространства и времени, М-пространства-времени.

Но особенность инерциальных систем отсчета ведь в том именно и состоит, что в таких системах невозможно отличить, движется она или покоится. То есть это состояние неопределенности. И если инерциальная система все же движется - то есть получает какое-то определение в отношении состояния движения и покоя - то только относительно какой-либо другой системы отсчета.

Поэтому М-пространство-время мы можем также определить как единую для всей Вселенной инерциальную систему отсчета, при том, что «точкой отсчета» может быть любая точка пространства в любой момент времени. И при этом такая инерциальная система может быть определена только через какую-то другую систему отсчета. И такой системой отсчета и выступают локальные системы отсчета в различных областях пространства. И, таким образом, М-пространство-время может быть определено только через Л-пространство-время.

Но и Л-пространство-время может быть определено только через М-пространство-время. Неинерциальную систему отсчета невозможно определить без представления об инерциальной системе отчета. Эти два представления дополнительные друг к другу и взаимно друг друга определяют. И то же самое можно сказать о любом Л-пространстве-времени - они могут существовать и могут быть определены только через М-пространство-время.

В самом деле, что мы понимаем под «искривленным пространством-временем»? Очевидно, это такое пространство-время, которое «искривлено». Но «искривлено» по отношению к чему? По отношению к неискривленному пространству-времени. Иначе говоря, мы не можем сказать, искривлено пространство-время или нет, и насколько оно искривлено, если у нас нет представления о «плоском пространстве-времени». Ведь если мы определяем некую линию как «кривую линию», и при этом пытаемся как-то задать меру этой «кривизны» количественно, численно - у нас должно быть представление о том, что такое «прямая линия», и именно в отношении этой «прямой линии» мы только и можем задать и определить «кривизну» «кривой линии».

Но то же самое можно сказать и об объективном, физическом пространстве-времени. И как мы определяем и задаем «кривизну» «кривой линии» или «кривой плоскости» в своем уме в отношении «прямой линии» или «прямой плоскости» - точно так же только и может быть задана «кривизна» пространства-времени в объективном материальном мире. Поэтому в объективном мире, в любой точке пространства и в любой момент времени, помимо Л-пространства-времени, которые могут быть искривлены и могут меняться - должно присутствовать еще и М-пространство-время, которое никогда не искривлено и всегда и везде остается тем же самым, тем самым задавая и определяя «кривизну» искривленного пространства-времени или какие-то другие его динамические параметры.                    

Философия

Previous post Next post
Up