Мы летели авиакомпанией Air China, и посему у нас между пересадками до Мельбурна и до Москвы было примерно по восемь часов свободного времени, которое мы, конечно же использовали погулять по городу. В Москве аккуратно оформили транзитные китайские визы (загран, авиабилет и анкета с фотографиями), в пекинском аэропорту нам вежливо сказали, что нас пустили бы и так. В общем, полное противоречие, но лучше иметь лишнюю визу в загране, нежели не иметь, тем более у китайцев она красивая, с Великой Стеной в качестве фона. Пекин оба раза встретил нас весьма прохладной погодой, куда холоднее, чем московская зима середины декабря. Поэтому я вообще ничего не снимал на камеру и зачастую ленился лишний раз вытащить руки из карманов и сделать фотографию. Так как времени было в обрез, на первой посадке мы отправились конечно же в главную достопримечательность нашего восточного соседа - Запретный Город.
Китай уже в аэропорту поражает размерами, словно попадаешь в царство гигантизма. Необъятный третий пассажирский терминал площадью в почти миллион квадратных метров (Домодедово, к примеру, всего 135 тыс. м²). Взгяд буквально уходит за горизонт крытой поверхности, да и на камеру сфотографировать это не удалось. Отчасти меня реабилитирует фотография сверху, где я снял здание вокзала стоя на платформе в ожидании поезда метро, курсирующего между терминалами и сосбственно Пекинским метрополитеном. Терминал пустынен по причине раннего утра, да и понадобится слишком много народу, что набить такую громаду. Особенно запомнилась невероятно стильная, черная с серебрянными знаками отличия форма китайских пограничников на паспортном контроле. В информ-центре нашли карту города, обменяли пару сотен долларов на мелкие расходы, и сели в вагон.
То ли 23, то ли 24 полосы движения для въезда-выезда автотранспорта на территорию аэропорта. Все построено на вырост, и терминалы, и дороги. Поезд со средней скоростью проезжает мимо пригородов столицы, мимо совсем новых и совершенно одинаковых спальных районов, мимо уже обжитых территорий, мимо рек и мостов. Зимой это все серо и уныло.
Поезд ныряет в тоннель, и через десять минут мы уже идем по тоннелям пекинского метро. Оно, конечно, не чета московскому, но оформление станций куда симпатичнее сугубо функциональным подземкам европейских столиц. Суббота, но уже с восьми утра в метро много народа, особенно молодежи. Не так как в Москве в часы пик, но тем не менее нужно с энергией протискиваться. Повсюду ловим любопытные взгляды, для китайцев белый человек остается в меру экзотичен. Долго сверяемся с картой метро, иероглифы сопровождаются английским транслитом, по английски также объявляются остановки, но все равно непривычно.
К площади Тяньаньмэнь ведет красная ветка, и можно выйти аж из двух станций - в западной части площади и в восточной. Выходим на восточной, первой по ходу движения.
Площадь Врат Небесного Спокойствия, крупнейшая площадь мира с которой связано много исторических вех Китая, скрывает свои размеры в дымке и людском потоке, огромное количество прежде всего своих, местных китайских экскурсантов, а иностранцев совсем немного. Запретный город примерно на треть главного маршрута свободен для посещения, а затем нужно покупать входный билет ценою, насколько я помню, в 30 юаней - пять долларов.
Наверное,
главный дворцовый комплекс китайских императоров служит грандиозным конспектом всей китайской цивилизации. Это невероятное внимание к деталям и символам, невозможно передать всю кропотливость многих тысяч скульптур, деталей орнамента стен, дракончиков на коньках крыш, даже украшенную рисунком черепицу (!). Но при последовательном прохождении всех богато украшенных павильонов они начинают казаться совершенно одинаковыми. Будто у них не было главного архитектора, но были только десятки тысяч ремесленников, отвечавший каждый за свою мизерную часть работы. Отдельный домик - произведение искусства, но десяток словно клонированных павильонов скорее озадачивает, нежели поражает. Великая нация копипастеров.
Снимок выше - тыльная часть врат Тяньаньмэнь, он сделан со вторых ворот дворцового комплекса, Дуонмэнь, только туда пускают наверх из всех других сооружений Запретного Города. А вот вид на следующее строение, Умэнь или Полуденные ворота. Термин "ворота" даже как-то не вяжется с проходом в стене в тридцать метров (!) толщиной
Понравилась старинная пушка с бантиком. Есть ли тут обладающие сокровенным знанием китайского и могущие перевести табличку?
Кропотливость труда строителей дворца на примере ската крыши. Едва ли найдется много одинаковых флористических сюжетов.
В том месте кровли, где она переходит в свой взлетающий участок, выстроились в ряд маленькие глазурованные фигурки. Возглавляет ряд святой, едущий верхом на фениксе, за ним выстроились одна за другой фигурки животных, а конец ряда венчает более крупная голова мифического существа. Число фигурок в ряду определяется рангом и важностью здания, на кровле большого здания можно насчитать до 10 скульптурных изображений, а на кровле незначительного сооружения может быть лишь одна едва заметная фигурка. Образы, запечатленные в кровельных фигурках, являются персонажами мифов. Некоторые из них олицетворяют благополучие, другие - храбрость и суровую непреклонность...
Много скульптур, прежде всего бронзовых львов и черепах, также каменных дракончиков, что на самом деле являются фонтанами не работающими по причине зимы.
Оле тоже очень понравились дракончики, аж глаза закатывает :)
Вот в чем не откажешь китайцам, так это в придумывании изящных названий для павильонов и ворот. Фотографии ниже показывают пространства между Воротами Высшей Гармонии и Залом Совершенной Гармонии. То ли изначально холмистые, то искуственно сделанные перепады ландшафта с мостиками и переходами. Но главные павильоны находятся примерно все на одном и том же уровне.
Можно подойти и сквозь решетку павильнов сфотографировать места императора, использующего строения в зависимости от его назначения - делового или религиозного. Обстановку особо роскошной не назовешь, по сравнению с возможностями и богатством страны она даже спартанская.
Для Запретного города, где все сооружения сделаны из дерева, самой большой опасностью является огонь. Противопожарным мерам придавалось особо важное значение при всех правителях, и в эпоху династий Мин и Цин главным горючим Запретного города был древесный уголь. Он отличался рядом достоинств: горел бездымно и не имел запаха, позволяя обходиться без дымовых труб. Во многих павильонах были вырыты подземные дымоходы, комнаты над которыми назывались «теплыми». Дымоход выходил к люку, расположенному в наземном проходе Запретного города. Глубина люка равнялась росту человека, сверху люк закрывался деревянной крышкой размером в квадратный метр. Обогрев производился от сжигания древесного угля в специальной печи, установленной внутри дымохода. И все равно ведь павильоны сгорали, не от печек, так от молний. Поэтому на всякий пожарный были и гигантские бронзовые котлы около павильонов.
Даже в стороне, в углах, куда Сын Неба мог и ни разу не заглянуть, все равно есть кропотливо выполненные барельефы с драконами, резьба по дереву или искуссная керамика. Но самое клевое - это лёвы. Как живые.
Пройдя Дворец Земного Спокойствия мы попадаем в святая святых дворца - Императорский сад, с вековыми деревьями и искуственными скалами, прудами с красными рыбками, плавающими за тонкой пеленой льда и разнообразными (наконец-то) павильонами для отдыха императора.
Внутри сада обнаружилась вполне пролетарская кафешка, где мы, порядком озябшие, сели пить горячий зеленый чай. Тут я купил свой главный китайский сувенир -
Выдержки из произведений Председателя Мао Цзэ-дуна, она же Красная книжечка, что почти полсотни лет назад имелась у каждого жителя почти миллиардного Китая, и что была переведена на почти все языки мира. Вижу сувенирную полку, а на ней стопку подобных изданий - английский, испанский... ага, русское издание. Дешевый картон обложки в яркой пластиковой обертке, смотрю выходные данные - 1966 год, открываю предисловие маршала Линь Бяо, позже погибшего при попытке бегства в Союз. Оно. Я не брал в Австралию литературы, но убористые 33 главы знаменитых цитат исторического артефакта обеспечили чтением на все редкие свободные минуты поездки. "Каждый коммунист должен усвоить ту истину, что винтовка рождает власть"
Вот и весь Запретный Город, пройдя сквозь северные Ворота Всемогущих Духов мы полюбовались храмом на вершине холма (не искал названия) и пошли в обратную дорогу до метро вдоль восточной стены, точнее канала дворцового комплекса.
Что интересно - на другом берегу заполненного водой защитного рва ютятся старые и облезлые одно-двухэтажные домишки, на глаз - конца XIX - начала XX века, в которых буквально остановилось время. Висит белье (представьте себе бельевую веревку где-нибудь на Ильинке, рядом с Красной Площадью). Мало машин, много облезлых велосипедов и предлагающих свои услуги велорикш. Обратите внимание на дерево ухитрившееся вырасти на клочке земли между водой и домом. Впрочем, у меня к тому времени окончательно сели на морозе батарейки, надеюсь у Оли будет больше кадров. Тандра, ау, я уже все закончил! :)
На обратной транзите холодрыга стояла еще более собачьей погодой, чем в середине декабря. И мы всю нашу прогулку ходили от чайной лавки к лавке, потому что в каждой преподносят горячий чай. Я в итоге накупил всяких чаев родителям, боевым подругам и коллегам по работе; соратники же купили целый деревянный постамент для чайной церемонии. (Это я намеком :)). И всего я сделал аж три фотографии из которых покажу одну. Вот она, Ванфунцзинь, центральная торговая улица Пекина с бутиками и международными брендами.
Австралия, часть I: Карта странствий по стране Oz и личные впечатления Австралия, часть II: Мельбурн Австралия, часть III: Великая Океанская Дорога Австралия, часть IV: Путь до Аделаиды Австралия, часть V: Центр континента Австралия, часть VI: Дарвин Австралия, часть VII: Национальные парки Какаду и Личфилд Австралия, часть VIII: Животный мир от Сахула до наших дней Австралия, часть IX: Вдоль Восточного Побережья Австралия, часть X: Голубые Горы Австралия, часть XI: Сидней