Богатырская земля или малая родина писателя Ивана Макарова. Страницы 394-402.

Dec 23, 2020 17:09

Опубликованные страницы: 1-15, 15-24, 25-34, 35-43, 44-52, 53-61, 62-70, 71-85, 86-94, 95-103, 104-11 2, 113-120, 121-129, 130-138, 139-147, 148-156, 157-165, 166-174, 175-183. 184-192, 193-201, 202-210, 211-219, 220-235, 236-244, 245-253, 254-262, 263-271, 272-280, 281-289, 290-298, 299-307, 308-316, 317-325, 326-334, 335-348, 349-357, 358-366, 367-375, 376-384, 385-393.

Читатель знает, что и «железнодорожная» тема - не редкая в произведениях  писателя  Макарова.  С  солотчинской  «узкоколейки», уходившей вглубь мещерских лесов и сгоряча разобранной в годы «перестройки»,  начинается  один  из  первых  его  рязанских  рассказов  «Аграфенино  проклятье»  или  «Грунькино  проклятье»  (1927  -
393

1928 г.г.). В рассказе «Остров», датированным 1929-м годом, присутствует железнодорожный «вагонный буфер»: его привязал к себе владелец «острова», крестьянин-собственник Фёдор Михайлович, у которого не стало сил продолжать жить дальше. Тот же «вагонный буфер»,  но  уже  в  двойном  количестве,  присутствует  и  в  рассказе Ив. Макарова «московского», 1934-го года, «Дело № 471»: уже как  пожарный «всполох» в калининско-тверском селе. Но железная дорога  -  важная  примета  «макаровского»  времени,  его  быта:  более столетия назад и многие салтыковцы-крестьяне служили на железной дороге.
Как свидетельствуют документы, и в реальной, земной своей жизни, Иван Иванович Макаров с молодости много ездил, в том числе и по железным дорогам. Причём, довольно далеко. По данным иссле-дователей,  в  том  числе  и  московского  литературоведа  Маргариты Смирновой, будущий писатель воевал красноармейцем на Южном фронте, близ города Екатеринослава, бывшего советского Днепропетровска, ныне города Днепра.7 О боях «белых» и «красных», за город Екатеринослав, близ известного и поныне природного заповедника Аскания - Нова, рассказ Ивана Макарова «Жар-птица»: читатель это уже знает.

А в мае 1923-го, по данным Ю. Веденина,8 двадцатидвухлетний «активный работник» РКСМ Иван Макаров, поедет в отпуск на Кавказ,  в  курортный  Сухуми:  «на
излечение».  Но  поедет,  вероятно,  с матерью - Марией Ивановной Макаровой: в семейном архиве П.А. Лаврова хранится фотоснимок, где Мария Ивановна - среди тропических растений. К маю того же 1923-го, будущий писатель - член рязанского губернского комитета РКСМ и, по словам его комсомольского товарища Ивана Гладышева, любимым изречением будущего писателя в это время было следующее: «Я смотрю на образование, то есть приобретение знаний, как на средство, с помощью которого человек всегда сможет правильно размышлять, видеть недостатки в
жизни людей и находить средства для их устранения. Образование для каждого человека - всё равно, что оружие для воина. Каким бы храбрым он ни был, безоружный немного сделает…».9
Для Ряжского уезда фамилия Гладышев - не новая. На сентябрь 1918 года заведующим Ряжским железнодорожным элеватором значится В.Н. Гладышев и у него есть сын Александр - гимназист Ряжской мужской гимназии! Но не гимназисту Александру Гладышеву,
394

а просто Ивану Гладышеву, выпадет судьба работать с начинающим писателем и позднее, уже в 1927 - 1929 годах, в Рязани. В Рязанском землеустроительном  техникуме,  который  Иван  Иванович  Макаров возглавит  с  лета  1927-го,  значится  преподаватель  «обществоведения» И. Гладышев. Бывший преподаватель «РязЗемТехникума» И. Гладышев, ставший впоследствии москвичём, напишет в своих воспоминаниях, что в техникуме раскрылись большие организаторские способности заведующего И.И. Макарова, и что «в свободное время от  занятий  Иван  Иванович  Макаров  читал  нам  преподавателям  - любителям литературы, свой первый рассказ «Зуб за зуб».
Но комсомольский и «преподавательский» товарищ И. И. Макарова - Иван Гладышев, напишет и следующие строки о железнодорожных станциях города Ряжска: «Почти ежедневно в годы Первой империалистической войны конвойная команда пересыльной Ряжской тюрьмы тёмными вечерами сопровождала политических ссыльных с факелами и собаками со ст. Ряжск-1. Ссыльные прибывали с московскими поездами с Юга в арестантских вагонах. Политических гнали пешком по шоссе через всю Захупту и через две городских улицы  до  тюрьмы.  После  переклички  и  сортировки  в  тюрьме  политических через 2 - 3 дня обратно гнали на ст. Ряжск и сажали в арестантские вагоны в поезда Челябинского направления, а оттуда в
Сибирь. Многие сотни революционеров-большевиков прошли через Ряжскую тюрьму. Всё это происходило на глазах юного И. Макарова и отложилось в его памяти».10
Сибирь, «Сибкрай» … Самое далёкое путешествие, совершённое И.И.  Макаровым  по  железной  дороге,  вероятно,  поездка  в  «Сибкрай», на работу. По современным данным, с конца 1926-го по весну  1927  года  (с  перерывами  -  авт.),  партийный  советский  служащий Иван Иванович Макаров жил и работал в Сибирском крае, в
городе Красноярске. Читатель знает, что там, также как и в Рязани, партслужащий  И.И.  Макаров  занимался  созданием  системы  профессионального обучения молодёжи; сначала губернского - Красноярского уровня, затем краевого - Сибирского. Именно эти далёкие места послужили основой сюжетов для трёх самых лучших «сибирских» рассказов молодого писателя: «Свобода», «Замолк бубен» и
«На повороте». Публикация этих рассказов в центральных журналах закрепила первый литературный успех начинающего писателя с рассказами «Зуб за зуб» и «Грунькино проклятье» («Аграфенино
395

проклятье») и окончательно ввела его в большую советскую литературу. За рассказ «Замолк бубен» молодой Иван Макаров получает в 1930 году первую Всесоюзную литературную премию ленинградского журнала «Мир приключений», а не третью, как в 1927-м, за рассказ «Зуб за зуб».
Становится  ясно,  почему  литературные  произведения  Макарова разных  лет  переполнены  «железнодорожными»  деталями.  Например, роман «Чёрная шаль»:
«Повезла  я  Петю  и  Мысягина-Клемашева  на  полустанок  и  всю дорогу, всю дорогу-дороженьку думала, с мыслями собиралась, гадала, хоть минутку одну-разъединую заполучить, чтобы наедине поговорить с Петей, чтоб хоть душу успокоить, надежду на их успех получить. Просветинку увидеть в этих нежданных мрачных сумер-
ках. Да так и не залучила. Едва успели мы. Я лошадь стала было привязывать, чтоб проводить его, а он мне:
- Зачем? Зачем ты? Поезжай обратно сейчас же.
Ах!.. Значит надо так!
Отъехала я с полверсты, остановилась в поле, слышу - поезд гремит. Вот так и кажется, что этот невидимый чугунный грохот и лязг, с одним тусклым глазом, прямо на меня прёт.
Да уж и лучше бы! Туда и конец!
Долго  стоял  на  нашем  полустанке  этот  слепой  поезд  …  Потом захрустел, тронулся… тёмный, невидимый, кое-где тусклый огонёк мелькнет. То ли огонёк, то ли искры под колесами. Должно быть, колесом этим, чугунным, замотало из моего сердца самую тонкую, самую больную нить и потянуло… и тянет, и тянет, и наматывает
эту мою кровяную жилку на ось, на пыль, на мазут…».11
 -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1   ГАРО, ф. 937, оп. 6, д. 26, л. 143 - 156.
2   ГАРО, ф. 937, оп. 4, д. 16.
3   ГАРО, ф. 937, оп. 3, д. 12.
4   ГАРО, ф. 937, оп. 6, д. 26, л. 96.
5   ГАРО, ф. 937, оп. 9, д. 13.
6   ГАРО, ф. 937, оп. 8, д. 45.
7   И. Макаров. Чёрная шаль. -  М. Московский рабочий, 1970, М. Смирнова. Предисловие.
8   Ю. Веденин. Его псевдоним - Иван Буйный. - Рязань. Узорочье, 2007.
9   И. Гладышев. Газета Авангард. Ряжск. 30 октября 1973.
10   Там же.
11   И. Макаров. Чёрная шаль. - М.  Московский рабочий, 1970, с. 129.
396
                                               Глава пятьдесят четвертая
                                                  ПО СТОПАМ ОТЦА…
Говорят, мы все - родом из детства и от корней своих.
Архивные  документы  свидетельствуют:  будущий  писатель  Иван Макаров (литературный псевдоним «Иван Буйный») в начале своей жизни во многом идёт по стопам отца. В том числе, и по «политическим» стопам ... Иван Иванович Макаров-старший - «неблагонадёжный»  крестьянин,  эсер,  станет  большевиком,  по  словам  сына,  в 1916 - 1917 годах. Читатель знает, что Макаров-старший был мобилизован на империалистическю войну летом 1915-го, оставив дома жену и шестерых детей. В феврале 1916-го Иван Иванович служит «ратником 678-й пешей Тамбовской дружины 6-й роты». В семейном архиве  племянника  писателя  П.А.  Лаврова  хранится  снимок  того времени: его дед снят со своими боевыми товарищами; один из них
- Георгиевский кавалер.
Датой  создания  в  селе  Салтыки  первой  большевистской  ячейки считается  27  августа  1918  года.  Но  в  рязанском  архиве  сохранился  протокол  и  более  позднего  её  заседания,  -  от  июня  1919-го;  на нём идёт речь о «перерегистрации» членов салтыковской ячейки. По результатам  этой  «перерегистрации»  из  пятидесяти  человек  членство подтверждается только шестерым, в том числе Ивану Ефимову
Макарову и Ивану Иванову Макарову. Остальные же салтыковские большевики  переводятся  в  «сочувствующие».  При  этом,  сам  Иван Иванов Макаров - старший, становится «членом правления».1
По данным разных исследователей, в деревнях Ряжского уезда, соседнего к Раненбургскому, той же Рязанской губернии, с весны 1905-го года стали появляться прокламации эсеровской партии и партии социал-демократов; но самих организаций ещё не было. Рязанская группа  РСДРП  лишь  «имела  связи»  с  двумя  сёлами  Ряжского  уезда: Спасское и Парышенка. Причём, эти организации были «неле-гальными».  Из  «легальных»  -  действовали  только  черносотенные. В 1906-м, в городе Ряжске создан отдел «Союза русского народа» во главе с председателем - дворянином А. Л. Тарасовым. Через год в этом отделе «союза» значится уже сто пятьдесят членов! В 1906-м, дворянин и профессор Киевского политехнического института А.В. Ключарёв,  создает  Ряжский  комитет  кадетской  партии.  А  на  1909
397

год в селе Лубянки того же Ряжского уезда Рязанской губернии, есть и «отдел» «Союза Михаила Архангела», с председательством М.И. Суетина. Но, по мнению разных исследователей, уровень политического развития населения в Ряжском уезде был «меньшим», по сравнению с другими уездами Рязанской губернии.
Но всё-таки, протестные настроения и выступления были. Читатель в этом убедился ранее. Дополнят сказанное и следующие факты. В 1906-м, в ряде сёл Ряжского уезда крестьяне присоединятся к сельскохозяйственной забастовке, охватившей всю Рязанскую губернию. В 1907-м, в том же Ряжском уезде, произошло не менее девя-
ти  поджогов,  пять  случаев  «противоправительственной  агитации», одно «вооружённое нападение на имение», одно - «на казённую лавку» и «кража денежного сундука со станции Ухолово». Для усмирения крестьянских волнений, в частности, в Козьмо - Демьяновскую волость, прибыл «отряд казаков во главе с вице-губернатором Д.Н. Татищевым».2
Таким же невысоким, по мнению исследователей, был уровень политического развития ряжского населения и к Февральской революции, то есть к началу
семнадцатого года. Накануне Февральской революции в этом уезде проживало 212. 481 человек, в городе Ряжске - 5. 279 человек. Читатель помнит, что к этому времени Ряжск переполнен беженцами, ранеными, войсками. Но только в ходе революционных событий 1917-го и уже после «Октябрьского переворота», в  Ряжском  уезде  «оформляются»  партии  кадетов,  эсеров,  анархистов. Существовала на это время и «объединённая группа РСДРП»; к июню 1918 года, ставшая «самостоятельной большевистской партией». О немногочисленности в Ряжском уезде таких политизированных людей - членов различных партий, свидетельствуют даже выборы в Ряжскую Городскую думу 1917 года. Представители разных партий получат только двенадцать мест из общих двадцати шести. Как же распределятся голоса? Четыре места получили кадеты, восемь  -  «блок  социалистов»,  остальные  достались  «списку  купцов, торговцев и домовладельцев Ряжска»; то есть прежним руководите-
лям города.
По проведённой переписи семнадцатого года, в которой участвовали преподаватели и учащиеся мужской гимназии, в Ряжском уезде Рязанской губернии проживало уже намного меньше - 182. 652 человека. Из них, «работающее население» составляло
86.539 че-
398

ловек. На «ряжскую» душу населения в среднем приходилось 0, 54 десятины земли, «частной земли» - 0, 46 десятины. То есть, даже в случае раздела земли между всеми крестьянами, на «ряжскую» душу выходила всего одна десятина! Такое же примерно, количество, что и до революций семнадцатого года.
Ряжцы  узнали  об  «Октябрьском  перевороте»  26  октября;  по  новому стилю - 8 ноября. Почти сразу же, для поддержания порядка в городе, «большевистские» местные Советы создают свой Революционный Комитет, и уже 10-го декабря 1917 года в городе пройдёт уездный  Съезд  Советов  крестьянских  депутатов,  поддержавший
«Октябрьский  переворот»  и  избравший  своих  представителей  власти. Новым уездным комиссаром избирается В.Н. Максимов, а председателем  Совета  крестьянских  депутатов  -  Н.В.  Гостев.  Читатель знает,  что  фамилию  Гостев  носит  один  из  главных  литературных героев романа «Чёрная шаль» - революционер-эсер Пётр Горянов. Начальником  же  милиции  назначен  большевик  Кузнецов.  Девичья
фамилия матери его гимназического товарища Анатолия Пономарёва также, - Кузнецова.
В самом конце декабря семнадцатого года (23 декабря), создаётся  и  высший  орган  местной  ряжской  уездной  власти  -  Совет  Советов. Первым его председателем избирается всё тот же реальный, не литературный, большевик Н.В. Гостев. К весне восемнадцатого, Совет  Советов  реорганизован  в  уездный  исполнительный  комитет
(уисполком).3
А что же прежняя, дореволюционная городская власть? Ряжская Городская дума результатов «большевистских» выборов не признала.  Не  признала  она  и  «Октябрьский  переворот».  Не  признала  назначения уездным комиссаром Н.В. Гостева, начальником милиции -  Кузнецова.  На  своём  собрании  27  октября  1917  года,  состоявшемся, видимо, на следующий день после получения в Ряжске известия
об «Октябрьском перевороте», она осудит действия большевиков в Петрограде. Ряжская Городская дума постановит выпустить «обращение» к населению о созыве Учредительного собрания, попробует создать свою «дружину» самообороны для поддержания порядка в городе, но «дружина» не будет создана. В борьбе за власть победит сильнейший.
В мае восемнадцатого, уже советским правительством, вводится «продовольственная  диктатура»  -  насильственное  изъятие  хлеба  у
399

крестьян для «голодающего пролетариата», живущего в городах. В мае того же 1918-го, г. Ряжск - на военном положении. В городе проходят два митинга (13 мая - авт.), которые были «разогнаны», один человек был убит, шестеро - пострадали. Этим и объясняется очень раннее окончание учебных занятий в Ряжской мужской гимназии в
1917 - 1918 учебном году. В это время гимназист и будущий писатель Иван Макаров, уже переведён в следующий, седьмой класс.
В июне того же восемнадцатого года, на 5-м Всероссийском съезде Советов, партия эсеров открыто выступит против «продовольственной  диктатуры»  партии  большевиков,  начнётся  лево  -  эсеровский мятеж, который будет подавлен сначала в Москве, затем и в других губерниях Советской России. И начиная с 10 июля, все руководящие посты ряжской местной власти, занимаемые прежде эсерами, перей-
дут к членам партии большевиков. Но любопытная деталь: ряжские эсеры осудили выступления членов своей партии в Москве.4
Литературную  версию  лево  -  эсеровского  мятежа  в  южных  уездах Рязанской губернии (в Ряжском, Раненбургском - авт.) современный читатель узнает из романа Ивана Макарова «Чёрная шаль». По утверждению  исследователей,  роман  «Чёрная  шаль»  был  сразу  же запрещён советской цензурой, и вышел отдельной книгой только в 1970 году, к 70-летию писателя, благодаря активным хлопотам жены писателя Веры Валентиновны Вонлярлярской, его близких родственников, а также, уцелевших литературных друзей.
«Продовольственная диктатура» восемнадцатого года, введённая партией большевиков для спасения от голода городов Москвы и Петрограда, усилила недовольство крестьян, только что получивших в свои руки долгожданную землю. Именно из-за неё, в Рязанской, но особенно в Тамбовской губерниях, усиливается сопротивление местных крестьян, не желавших отдавать свой хлеб городам бесплатно. Повсеместно  вспыхивают  крестьянские  волнения,  в  том  числе  и  в
южных,  наиболее  хлеборобных  районах  Рязанской  губернии:  Скопинском, Михайловском, Ряжском, Раненбургском. Именно тогда, по распоряжению советского правительства, комитеты бедноты - «комбеды»  получат  право  «для  прекращения  контрреволюционных  выступлений»,  расстреливать  на  месте  и  конфисковывать  имущество «виновных в укрытии лиц, присоединившихся к контрреволюционным бандам…». То есть, к крестьянам, «укрывающим» выращенный
своими руками хлеб.
400

Будущий писатель Иван Макаров избирался членом салтыковского волостного «комбеда». Вероятно, он принимал участие в изымании хлеба  у  крестьян;  как  в  прочем,  и  другой  советский  писатель  Михаил Шолохов. Но комитеты бедноты просуществовали, к счастью, недолго. По предложению председателя Совнаркома В. И. Ульяно-ва (Ленина), их стали преобразовывать в сельские Советы. Состав сельских  Советов  избирался  самими  местными  жителями.  В  свои восемнадцать-девятнадцать лет, будущий писатель станет «избираемым членом сельсовета». Причём, в местные волостные органы власти он войдёт, будучи ещё гимназистом последних классов Ряжской мужской гимназии. И этот факт своей жизни Иван Макаров отразит не только в партийных или союзных анкетах: «с 18 г. по март 19-го служил в волкомбеде и волпродкоме, проводил собрания, был избран членом  сельсовета».  Писатель  Иван  Макаров  сохранит  их  в  своих литературных произведениях. Наиболее ярко, в том же, часто упоминаемом романе «Чёрная шаль»:
«В городе меня (Прасковью Горянову - авт.) относительно самосуда успокоил Николай, который был в нашем уезде за председателя Совета Советов. Он же меня и наставил, как поступить, указал, что нам вовсе незачем собирать кулаков на сходку, чтоб уламывать, умасливать  их,  а  просто-напросто  пойти  комбедом  и  выколотить  у  них овёс на семена. (Мы в тот год решили всю княжескую землю, тысячу семьсот десятин засеять сообща. А по урожаю распределить на корню по едокам. Семена нам позарез нужны были.)».5
В этом романе  Макарова-писателя  есть и следующий  эпизод  с «продотрядниками»:
«Мужики  вдруг  все  сразу  наершились,  как  только  Николай  объявил им, что наше село обязано вывезти десять тысяч пудов хлеба. Горлачи сразу так и заорали:
помазали, дескать, нас свободой по губам.  Мы  ведь  до  революции  большей  частью  сбоку видели городскую жизнь, на улице. А на улице - напудренные да нафарфоренные, в шляпках да в мехах, ни работы, ни заботы. Да и то сказать - как мне тогда думалось, - раз свобода, так надо её и вертеть в такую сторону, чтоб  трудовые  люди  -  крестьяне  ли,  фабричные  ли  -  остались.  А уж трудовому человеку с трудовым - свах совсем не надо бы. Они и сами найдут, как сосвататься, как и чем торговаться-обменяться …
Десять тысяч пудов! На погорельцев, что ли? Так мы же погорельцы и есть. Легко сказать - десять тысяч пудов! ...
401

А добровольно только и собрали шестьсот пудов ржи да восемнадцать пудов проса. С тем отряд и уехал».
Конечно же, «продовольственный отряд» вернулся, чтобы забрать у крестьян «недобранный» хлеб, но кто-то из них, не желая отдавать его даром, поджёг общественное поле. Далее был самосуд, перебили «продовольственный отряд», появились красноармейские войска.6
Не изданный при жизни Макарова-писателя роман «Чёрная шаль» -  это  литературная  исповедь  ряжской  крестьянки  Прасковьи  Горяновой, которая из-за материнской любви к единственному сыну Петруше, выбравшему «политическую» жизнь, организовывает местное сопротивление большевистской власти. Но Ю. Веденин в своей книге «Его псевдоним - Иван Буйный»,7 рассказывая о «кулацком» восстании  1918  года  в  селе  Салтыки,  упоминает  и  о  реальных,  не литературных «бандитах Гусевых»:
«Мать-старуха Прасковья выдала из тайника детям, мужу и другим восставшим оружие и благословила на борьбу». Восстание в селе Салтыки было подавлено, сами Гусевы скрылись. Несколькими годами позже, один из сыновей Ивана Гусева - Василий, вернулся в село, пробовал войти в местные органы власти. Не получилось. И тогда, для устрашения, уже примерно в 1922 году, Василий Гусев прилюдно, на глазах салтыковцев, убил двух крестьян-конокрадов: одного зарезал, а другого живьём опустил в прорубь. Для современного читателя показателен  и  факт,  что  сообщником  «бандитов  Гусевых»  оказался салтыковский милиционер, который снабжал их оружием.
Роман «Чёрная шаль» заканчивается так, как и происходило в реальной жизни: Прасковью Горянову и нескольких членов её «банды» расстреляют. В реальной жизни расстреляют на берегу реки близ села Журавинка Ряжского уезда Рязанской губернии, откуда литературная Прасковья Горянова родом. Её единственный сын Петруша, перейдя из партии эсеров в партию большевиков, нелегально проработав в тылу у «белых», станет большим «большевистским» начальником - Петром  Ефимовичем  Штейерманом.  Именно  в  кабинете  большого начальника П.Е. Штейермана и арестуют ряжскую крестьянку Прасковью Горянову - его мать.
Выше говорилось, что Иван Иванович Макаров-отец являлся крестьянином - «отхожником» или «отходником». Литературные эпизоды ухода и возвращения «отхожников» - «отходников» в родное село Анюткино присутствуют в романе его сына-писателя «Стальные рё-
402

бра». «Анюткинские» крестьяне заранее объединялись в «артели» по пять - шесть человек, «артелью» работали в чужих краях, «артелью» возвращались.

Продолжение следует - страницы 403-411.

Российская империя, И.И.Макаров., История, Россия, Рязанская губерния, Раненбургский уезд, имена, О.В.Сидорова (Ершова), Ряжск, Раненбург, Ряжский уезд

Previous post Next post
Up