Завершил доклад о недавней
тур. поездке в Горный Алтай, можно ворочаться к смыслокопательным статьям. И начну с обидной для многих моих коллег темы о неочевидной пользе "культурной деятельности" в условиях
современного декаданса.
Для залётных поясню, почему речь про коллег; на тот же Алтай катались в составе
банд-формирования; и в рамках моего основного хобби занимаюсь народной культурой; не в смысле кокошников и балалаек, а в форме культуры того самого "глубинного народа", про который много кто говорит, только на него всем пофиг. А вот нам как раз нет. Другое дело, что современный
обыватель культурно не субъектен, и заради народной культуры приходится шастать по окраинам страны или вовсе лезть в архивы, т.е. погружаться в
науку этнографию, которая в основном про то, что было, а не про то, что будет. Так что в деле актуализации культуры есть большие вопросы и ещё большие проблемы; тут непонятно, чего делать вообще. Но об это - чуть позже.
Начать тему культ-работников хочется с того, что "культура" в обывательском смысле (т.е. по сути
не культура, а искусство)... не делает нашу жизнь лучше. Мою, вашу, нашу. Тут, конечно, надо бы задаться вопросом, что такое "лучше", и тут мы неизбежно придём к вопросам Добра и Зла; но пока что не будем в них лезть (хотя и надо, но попозже). От того, что мы прослушали произведения А или Б, у нас не прибавилось в кармане, у нас не решились проблемы А или Б; по сути ничего не изменилось, кроме нашего настроения. Жить не стало лучше, зато стало веселее (или нет). Фактически деятельность культ-работников сведена к развлечению масс, т.е. культура заменена цирком.
Я про эту проблему неоднократно писал:
тут,
тут,
тут и много где ещё. "Культура" сведена к манипуляциям эмоциями; их
навязыванию и
перегрузке обывателя эмоциями. Да, состояние стресса, уже, к сожалению, привычное многим, вызвано не только проблемами в реальной жизни, но и методами их заглушения через "культуру" - тут посмотрел видосик, там послушал песенку, и вот уже и без того
измученный Нарзаном организЪм получает дозу чужих эмоций, ещё больше расшатывающих психику.
При этом культура и искусство здорового человека вполне могут наносить практическую пользу; писал об это
большой цикл о влиянии музыки и привычек вообще на физиологию мозга; и недавно его
подновил. То есть культ-работники могут нансить пользу, только зачем им это?.. Их основная функция - зарабатывать бабло себе на карман (как, собственно, и у меня и у вас); а что там будет с получателем "культурных услуг", про это пусть думает А. С. Пушкин.
Здесь в очередной раз напомню ключевое отличие
народной культуры от всех остальных - в подлинно народной культуре (которой сейчас, увы, практически нигде не осталось) каждый человечек является культурным субъектом, и для него то же самое искусство является не внешним, а внутренним объектом. Он сам в этом всём участвует. Не как профессиональный певец-танцор-игрец, а как любитель, в свободное от основных занятий время. В этой культуре кардинально меняется роль простого человечка; с потребителя услуг на носителя культуры. Что прямо противоречит современной "культуре", которая таковой
даже не является.
Здесь, на самом деле, копать - не перекопать различные вопросы, но мы сегодня говорим за культ-работников. Вторая тема, которую хотел раскрыть в этой статье - в искажённой роли этих самых культ-работников, в рамках современной системы ценностей.
В традиционных системах ценностей профессия музыканта практически всегда выступали как... низкая. Да, она подразумевает известность, определённые преимущества, но - отношение в обществе к тебе как к девицам лёгкого поведения. Дело не в самом по себе искусстве (которое низким, конечно, не считалось), а в профессионалах, которые занимаются исключительно им. Тут можно, конечно, есть о чём поспорить; часто искусство пересекалось с культами, и служители культов низким сбродом не считались. Искусство в чистом виде часто направлено на образование и воспитание, и такое, конечно, тоже не считалось низким и зазорным. Так что остаются "поп-музыканты", работающие на потеху публике; вот это считалось недостойным уважаемых людей; и невзирая на твою популярность, похоронят тебя всё равно за оградкой кладбища.
В советское время произошла первая смена парадигмы, когда культ-работники начали позиционироваться в обществе как люди высокого искусства, т.е. как работники образования и воспитания. Ресторанные лабухи, конечно, никуда не делись, но в ширнармассах их и не воспринимали как работников культуры; так, шуты гороховые. Возможно, по этим же причинам подлинно народная культура начала подменяться суррогатом, окультуренным и обработанным, и из-за этого выхолощенным, получившим прозвище "
развесистая клюква". Да, то, что обыватель понимает под "народной культурой", к подлинно народной культуре отношения не имеет в 146% случаев.
Но самая жесть имхо началась у наших западенских вероятных партнЭров, которые в целях монетизации искусства принялись лепить из наиболее раскрученных культ-работников натуральных идолов. Что прямо противоречит традиционным ценностям, о которых см. выше. Дело даже не в Священном Писании; хотя сам термин "поклонник" прямо противоречит
второй заповеди. Ещё недавно профессия музыканта была низкой и практически презренной, а теперь хобана - и все хотят быть на них похожими.
В советской культуре какое-то время не было "звёзд" в их западенском понимании (хотя известные культ-работники, конечно, были); но со временем и тут всё поломалось, и
в погоне за Америкой и мы того, рехнулись. В современном мире культ-работники в буквальном смысле определяют культуру общества, причём все без разбору - и служители культа, и работники высокого искусства; а в основном - те самые лабухи, достигшие популярности в тиктоке или неважно как.
При этом, напоминаю, "культура" в обывательском смысле не делает нашу жизнь лучше; от прослушивания музыки или просмотра роликов вам не становится лучше, вы не становитесь лучше, ваши проблемы никуда не деваются, просто ваше настроение меняется. То есть... вами манипулируют. Стоит ли относиться к манипулирующими вами как к идолам?..
Культура здорового человека может действительно сделать вас лучше; она воспитывает и образовывает, развивает мозги и не даёт скатиться в деменцию; да и вообще
творчество и самовыражение - базовые потребности Человека. Но мы почему-то отдаём это на откуп каким-то мутным гражданам, а сами остаёмся потребителями их продуктов жизнедеятельности. Они-то хорошо устроились, спору нет, а за державу, или хотя бы за себя, не обидно?..
Культ-работники могли бы быть комиссарами и проповедниками нужной (кому-то) культуры,
мотивировать массы на свершения, и всё такое; но увы. Из собственного опыта вижу, что, кроме развлечения (сиречь манипуляции эмоциями) от них ничего не нужно, ни "снизу", ни "сверху". Обывателю "сложна нипанятна", а Системе - лишь бы понизить градус недовольства в обществе.
Поэтому простых решений у меня для вас нет. Тут всё кверху дном перевёрнуто, начиная от Добра и Зла. Вчерашние шуты стали властителями дум; а мы сидим и ждём, что они нам скажут, как жить лучше. Результат немного предсказуем.