М.Котельников || «
Красная звезда» №195, 19 августа 1943 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 18 августа (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). Майор И.Агибалов. - Борьба с немцами на промежуточных рубежах Харьковского направления (2 стр.). Майор Я.Милецкий. - На развалинах Жиздры (2 стр.). ИЗ ОПЫТА НАСТУПАТЕЛЬНЫХ БОЕВ НАШИХ ВОЙСК: Майор П.Слесарев. - Форсирование танками водной преграды (2 стр.). Полковник М.Котельников. - Взаимодействие авиации с танками (2 стр.). М.Галактионов. - О позиционной и маневренной войне (3 стр.). Ю.Нагибин. - «Заветное слово Фомы Смыслова» (3 стр.).
# Все статьи за
19 августа 1943 года.
Опыт показывает, что в боевом применении авиации одним из сложных вопросов является организация взаимодействия с подвижными группами наземных войск. Неудивительно, что иногда можно было слышать нарекания со стороны общевойсковых командиров, указывавших на недостаточно четкие действия поддерживающей авиации. Об’яснялось это двумя причинами. Первая состояла в неправильном отношении к авиации и ее возможностям со стороны тех же общевойсковых командиров, вторая - в отсутствии предварительной подготовки к совместным действиям всех родов войск.
Сложность организации взаимодействия заключается в том, что в период ввода наземных войск в прорыв, когда обстановка меняется очень быстро, требуется исключительная гибкость в руководстве авиационными частями. Нужно управлять ими не на расстоянии, а непосредственно над полем боя. Если на первом этапе авиационного наступления самолеты действуют всей массой по заранее изученным целям, то на втором, т.е. при поддержке пехоты и танков в глубине оборонительной полосы, появляется необходимость огневого воздействия на вновь возникающие цели, которые препятствуют дальнейшему продвижению войск. От того, как скоро эти цели будут подавлены, по существу и зависит оценка действий авиации.
На втором этапе авиационного наступления самолеты должны периодически появляться над полем боя по вызову общевойсковых или танковых командиров, а также по инициативе командира авиационного соединения. Чтобы заявка командира наземных войск была удовлетворена, требуется определенное время для изготовки и перелета подразделений. Таким образом неизбежно ожидание поддержки с воздуха. Однако этой неизбежности не хотели учитывать многие командиры. Они пред’являли в сущности непосильные требования к авиации, выражая желание, чтобы она постоянно находилась над полем боя. Если добавить к этому, что иногда в период наступления отсутствовала должная связь между наземными и авиационными частями, то станут вполне понятны истинные причины, мешающие организации взаимодействия.
В боях под Орлом наше авиационное соединение обеспечивало прорыв и бой в глубине вражеской обороны N танкового соединения. Двухнедельные бои показали, что в данной операции штурмовики хорошо справились со своей задачей. Об этом свидетельствует отзыв наземного командования с высокой оценкой действий штурмовой авиации. Анализ ее боевой работы показывает, что здесь были найдены наиболее правильные формы организации взаимодействия. Расскажем подробнее, как это было достигнуто.
Еще задолго до начала операции были проведены учения танков со штурмовиками. Главным вопросом, подлежащим отработке, явилась организация взаимодействия. Командование обоих соединений совместно разработало плановую таблицу. Были продуманы вопросы управления, опознавания войск, вызова авиации в нужный район. Особое внимание обращалось на целеуказание. Экипажи танков должны были с помощью радио, ракет и трасс указывать самолетам цели, препятствующие продвижению. Штурмовики в свою очередь обязаны были наводить танки на цели. Совместная работа «земли» и «воздуха» строилась на устойчивой и широко применяемой радиосвязи между штабами, между танками и самолетами на поле боя. Хорошо поставленная связь уже на учении дала возможность перенацеливать штурмовики в полете, что впоследствии, когда начались бои, играло весьма существенную, а подчас и решающую роль. Немало заботы было уделено опознаванию танков. Как известно, раньше опознавательным сигналом являлись полотнища и знаки на танках. Уже на учении стало ясно что этого далеко не достаточно. В бою полотнища быстро пачкаются, а кроме того разрывы снарядов и пыль зачастую не позволяют летчикам видеть с высоты эти сигналы, и поэтому от них пришлось почти отказаться. Осталась радиоориентировка на местности, а также световые сигналы - ракеты и трассы.
Насколько важными явились результаты учения, свидетельствуют такие факты. Первоначально танкисты не могли применяться к быстроте действий авиации. Они часто давали световые сигналы уже в хвост самолетам, полагая, что летчики их все равно увидят. Пришлось знакомить их с особенностями самолета и работы летчика. Тут же выявилось стремление отдельных командиров командовать авиацией самостоятельно и самому производить вызов штурмовиков. Если бы стать на такой путь, то неизбежно получилась бы дезорганизация действий. Поэтому пришлось обратить большое внимание на организацию управления штурмовиками. Заявки командиров частей удовлетворялись только через командный пункт командира соединения. Отсюда удары штурмовиков направлялись туда, где они действительно были крайне необходимы.
Таким образом предварительная подготовка к операции помогла найти основы совместных действий. Не меньшее значение имела эта подготовка и для авиационных командиров. Был найден общий язык, установлен контакт, усвоены требования, которые пред’являются танкистами к штурмовикам. Летный состав практически отработал вопросы взаимодействия на поле боя.
Перед боем для организации совместной работы была направлена к танкистам оперативная группа авиационного соединения. Ее возглавлял опытный командир полковник Семенов, в распоряжении которого были: оперативный работник, помощник начальника связи, достаточно опытный радист. Такой состав группы оказался вполне приемлемым, и все эти люди справились со своей задачей. Командир танкового соединения и его начальник штаба в первый же день выделили для авиационного представителя две радиостанции. Одна из них связывала оперативную группу с авиационным штабом, который находился на значительном удалении. Она же использовалась для вызова штурмовиков и истребителей. С помощью другой радиостанции поддерживалась связь с самолетами. Через нее летный состав получал полную информацию о воздушной обстановке в районе целей, производилось нацеливание и перенацеливание самолетов. Оперативная группа постоянно находилась на командном пункте танкового соединения, а один ее представитель - на наблюдательном пункте. Пользуясь рацией командира, он тоже имел возможность подавать команды летчикам.
В первый период наши самолеты действовали по общему плану авиационного наступления. Таким образом передний край обороны противника на направлении главного удара подвергнулся воздействию всей массы самолетов. Лишь когда танки были введены в прорыв, наши штурмовики переключились на обеспечение их боевой работы. Вызов самолетов на поле боя производился в двух случаях: для предварительной обработки узлов сопротивления и для подавления огневых средств противника, при продвижении танков. Имея хорошую информацию о противнике, было сравнительно легко определить нужный наряд самолетов, подготовить летчиков для атак тех целей, которые препятствовали танкам. Несмотря на большое удаление аэродромов от поля боя, удавалось быстро удовлетворять заявки танкистов. Для этого две-три группы штурмовиков всегда находились в готовности к очередному вылету. Время подхода к цели можно было бы сократить за счет перебазирования штурмовиков поближе к линии фронта. Но сделать это было нельзя из-за отсутствия хоть сколько-нибудь пригодных полевых площадок в районе боев.
Развернувшиеся бои показали эффективность подобной организации взаимодействия авиации с танками. Например, оказалось, что случаи перенацеливания самолетов далеко не редки на практике. Поставив летчикам одну задачу и выпустив их в полет, мы вдруг сталкивались с резким изменением обстановки. Штурмовики еще не пришли к цели, а ее уже нельзя было поражать, потому что там находились наши танки. Требовалось немедленно перенацелить удар штурмовиков и поставить им новую задачу, когда они находились в воздухе. Таких случаев было у нас до десяти, и перенацеливание всякий раз проходило успешно. Ни одна бомба, ни один снаряд наших штурмовиков не упали в расположение своих войск благодаря тому, что летчики своевременно получали новые задачи.
Сказалась тут и подготовка нашего летного состава. Ведущие всё время прислушивались к голосу «земли» и точно выполняли ее команды. Следует отметить, что немцы вмешивались в работу наших раций и тоже подавали советским летчикам команды, стремясь их дезориентировать. Эту уловку врага надо учитывать. Наш летный состав не поддавался на такую хитрость, чему в большой мере способствовало хорошее знание обстановки.
Обеспечение танков в этой операции строилось по этапам боя. Штурмовики действовали в наиболее ответственные его периоды. Конечно, было бы идеальным взаимодействие при условии беспрерывных атак с воздуха по наземным целям. Но для этого потребовалось бы огромное количество самолетов, да и не всегда такие удары окупали бы себя. Опыт последних боев показывает, что при умелом использовании даже сравнительно небольших сил можно достигнуть серьезных результатов. Не один раз действия наших штурмовиков позволяли добиться перелома в ходе боев.
В одном месте завязался крупный танковый бой, и обстановка заставила бросить туда максимальное число самолетов. После обработки целей с воздуха наши танки оттеснили врага с большими для него потерями и заняли сильно укрепленный опорный пункт, который немцы собирались удержать за собой. Почти всегда действия приданных авиационных средств вносили изменения в обстановку, а на отдельных наиболее ответственных этапах боя штурмовики прокладывали дорогу танкам, сопровождая их в наступлении.
Однако было бы неправильно думать, что в действиях наших штурмовиков буквально всё обстояло очень хорошо. Прежде всего мы еще не добились, чтобы каждая группа находилась над целью длительное время, производя несколько заходов. Были случаи скоротечных атак. Иногда это об’яснялось массированным огнем вражеской зенитной артиллерии, а иногда ничем существенным не оправдывалось. Не все летчики вели прицельный огонь. Подчас производилась штурмовка по площади. Хотя в условиях предельной насыщенности фронта огневыми средствами и войсками площадное бомбометание и штурмовка переднего края тоже дают немалый эффект, но всё же, при поддержке танков необходим поиск целей, мешающих их продвижению. В этом и состоит главная особенность взаимодействия авиации с подвижными группами прорыва. Приходилось постоянно указывать летному составу на необходимость прицельной штурмовки и поиска отдельных огневых точек противника.
Сказалась и тренировка в целеуказании. Как только над полем боя появлялись штурмовики, им подавались с земли сигналы ракетами и стрельбой, которую танки с нескольких направлений вели по цели. Это помогало летчикам быстро находить цели. Незаменимым средством связи, как и всегда, было радио. Команды подавались по радио не только с наблюдательного пункта, но и танковыми командирами на поле боя.
Помимо непосредственной работы над полем боя, штурмовики наносили упреждающие удары по вражеским резервам. С этой целью мы постоянно вели своими средствами разведку в интересах танкового соединения. Эта часть боевой работы занимает особое место. Армейская и фронтовая разведка не могла удовлетворить его, так как он не мог высылать ее, когда ему хотелось, данные запаздывали. Поэтому командир-танкист прибегнул к помощи штурмовиков, которые просматривали для него вражеские тылы на направлении удара.
Однажды таким путем была вскрыта танковая группа противника, которая подтягивалась в район боев. В ней насчитывалось до сотни танков. Помимо удара с воздуха, произведенного штурмовиками, командир танкового соединения своевременно усилил свою группу прорыва и принял ряд других мер. Всё это позволило сорвать замысел немцев, и они не смогли захватить инициативу боя в свои руки. В другой раз штурмовики-разведчики обнаружили отход немецких войск. Имея данные об этом, командир-танкист не замедлил воспользоваться благоприятной обстановкой. Он усилил нажим на врага и не позволил немцам закрепиться на следующем рубеже.
Разведка на себя и в интересах командира, которого поддерживает авиационная часть, должна вестись постоянно. Она является одним из основных элементов взаимодействия авиации с танками. //Полковник М.Котельников. БРЯНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
**************************************************************************************************************************************************
ВРЕМЕНА МЕНЯЮТСЯ. О чем мечтал фюрер раньше. Чего жаждет он теперь...
Рис. Б.Ефимова.
☆ ☆ ☆
19.08.43: Ю.Нагибин:
"Заветное слово Фомы Смыслова" ("Красная звезда", СССР)**
18.08.43: И.Эренбург:
Содом и Гоморра ("Красная звезда", СССР)
18.08.43: Н.Тихонов:
Сержанты Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
18.08.43: А.Вербицкий:
В растерзанном Гомеле || «Правда» №205, 18 августа 1943 года
17.08.43:
Воля к победе || «Красная звезда» №193, 17 августа 1943 года
17.08.43: В.Ильенков:
Старик Прохор ("Красная звезда", СССР)
16.08.43: Л.Огнев, Я.Макаренко:
На земле Украины ("Правда", СССР)
16.08.43:
Законная гордость советских патриотов || «Правда» №204, 16 августа 1943 года
15.08.43:
Сталинские соколы || «Известия» №192, 15 августа 1943 года
15.08.43:
Упорно сражаться за господство в воздухе ("Красная звезда", СССР)
15.08.43: М.Нога:
Воздушный боец 1943 года ("Красная звезда", СССР)
15.08.43: Н.Шиманов:
Офицеры авиации ("Красная звезда", СССР)
15.08.43: Н.Денисов :
Над Украиной ("Красная звезда", СССР)
15.08.43: П.Павленко.
Воин || «Красная звезда» №192, 15 августа 1943 года
15.08.43: П.Белявский:
Братья Глинка, советские ассы ("Известия", СССР)
15.08.43: Братья Тур:
У Лавочкина || «Известия» №192, 15 августа 1943 года
15.08.43: Я.Макаренко:
Хозяин неба || «Правда» №203, 15 августа 1943 года
15.08.43: В.Ильенков:
Дорога дальняя || «Красная звезда» №192, 15 августа 1943 года
15.08.43: С.Рыбальченко:
Сталинская авиация в боях за город Ленина ("Ленинградская правда", СССР)
14.08.43: А.Серафимович:
На хуторе ("Красная звезда", СССР)
13.08.43: И.Эренбург:
Бить и добить ("Красная звезда", СССР)
13.08.43: В.Катаев:
Во ржи || «Красная звезда» №190, 13 августа 1943 года
13.08.43: Б.Полевой:
Фрицы-самоубийцы || «Правда» №201, 13 августа 1943 года
13.08.43: Д.Назаренко:
На самолете «Лавочкин-5» ("Красная звезда", СССР)
12.08.43: П.Никитин:
В дзоте || «Известия» №189, 12 августа 1943 года
12.08.43: Совинформбюро:
Очередная провокация фашистских людоедов 12.08.43: А.Васильев:
Некоторые вопросы авиационного наступления ("Красная звезда", СССР)
11.08.43: И.Эренбург:
Фриц-предтеча ("Красная звезда", СССР)
10.08.43: Н.Матецкая:
Как меня расстреливали немцы...* ("Красная звезда", СССР)
10.08.43: П.Трояновский:
В Кромах || «Красная звезда» №187, 10 августа 1943 года*
10.08.43: «
Орловская победа - новый шаг к разгрому Германии» ("Красная звезда", СССР)*
09.08.43: Л.Огнев:
Они шли на Курск || «Правда» №198, 9 августа 1943 года
09.08.43: Я.Макаренко:
Возвращение Василия Рычкина || «Правда», 9 августа 1943 года
08.08.43: И.Эренбург:
Август ("Красная звезда", СССР)
08.08.43: Б.Галин:
В Белгороде ("Красная звезда", СССР)
08.08.43: Н.Денисов:
Авиация в борьбе за Белгород ("Красная звезда", СССР)
08.08.43:
Боевой призыв воинов-белоруссов || «Красная звезда» №186, 8 августа 1943 года
08.08.43:
Отклики зарубежной печати на занятие Красной Армией Орла и Белгорода*
07.08.43:
Орел и Белгород** ("Красная звезда", СССР)
07.08.43:
Славные победы Красной Армии ("Известия", СССР)
07.08.43:
Слава освободителям Орла и Белгорода! ("Правда", СССР)
07.08.43: А.Толстой:
Гибель вурдалака || «Известия» №185, 7 августа 1943 года
07.08.43: В.Гроссман:
Возвращение || «Красная звезда» №185, 7 августа 1943 года
07.08.43: Б.Полевой:
О чем вопиют орловские камни || «Правда» №196, 7 августа 1943 года
07.08.43: П.Трояновский:
Израненная земля || «Красная звезда» №185, 7 августа 1943 года*
07.08.43: Н.Денисов:
Орловское воздушное сражение || «Красная звезда» №185, 7 августа 1943 года
07.08.43: «
Величайшая победа русских войск со времени битвы под Сталинградом»*
06.08.43: А.Толстой:
САЛЮТ ПОБЕДЕ ("Красная звезда", СССР)
06.08.43: И.Эренбург:
Черный список** ("Красная звезда", СССР)*
06.08.43: Б.Галин:
В нашем Орле || «Красная звезда» №184, 6 августа 1943 года
06.08.43: И.Бачелис:
Салют столицы || «Известия» №184, 6 августа 1943 года
06.08.43: И.Эренбург:
Часы истории || «Правда» №195, 6 августа 1943 года
06.08.43: А.Караваева:
Летом наступает Красная Армия ("Вечерняя Москва", СССР)
05.08.43: А.Толстой:
Коричневый дурман ("Красная звезда", СССР)
05.08.43:
Геройство и мастерство советских воинов || «Правда» №194, 5 августа 1943 года
05.08.43:
5 августа 1943 года || «Вечерняя Москва» №183, 5 августа 1943 года
04.08.43: В.Земляной:
В воздухе на Орловском направлении ("Красная звезда", СССР)
04.08.43: Я.Макаренко:
«Дорога Овчинникова» || «Правда» №193, 4 августа 1943 года
04.08.43: Б.Полевой:
Не давая врагу передышки ("Правда", СССР)
03.08.43:
Немецкие злодеи не уйдут от суровой кары! ("Красная звезда", СССР)*
03.08.43:
Не уйти немецким извергам от сурового возмездия! ("Известия", СССР)
03.08.43: В.Христофоров:
«Нахимов» || «Известия» №181, 3 августа 1943 года
02.08.43:
Мщение и смерть гитлеровским палачам! || «Правда» №192, 2 августа 1943 года
02.08.43: А.Толстой:
Подлость палачей || «Правда» №192, 2 августа 1943 года
02.08.43: К.Федин:
Клеймо гитлеровской Германии || «Правда» №192, 2 августа 1943 года
02.08.43: Д.Заславский:
У Александра Яковлева || «Правда» №192, 2 августа 1943 года
02.08.43:
2 августа 1943 года || «Вечерняя Москва» №180, 2 августа 1943 года
01.08.43:
Шестьсот дней под властью немецких извергов ("Красная звезда", СССР)
01.08.43: Е.Габрилович:
Упорство || «Красная звезда» №180, 1 августа 1943 года
01.08.43: Е.Кригер:
Небо июля || «Известия» №180, 1 августа 1943 года
01.08.43: В.Катаев:
На орловской земле || «Правда» №191, 1 августа 1943 года
Июль 1943 года:
31.07.43: Н.Тихонов:
Ленинград в июле ("Красная звезда", СССР)
31.07.43: Е.Чернов:
Зверства немцев в селах под Белгородом ("Красная звезда", СССР)
31.07.43: А.Покрышкин:
Борьба с неприятельскими бомбардировщиками ("Красная звезда", СССР)
31.07.43: Управление боем танков и подвижных частей ("Красная звезда", СССР)
30.07.43: И.Эренбург: 3.
Фрицы этого лета || «Красная звезда» №178, 30 июля 1943 года
30.07.43: А.Авдеенко:
На ночном бомбардировщике ("Красная звезда", СССР)
30.07.43:
Упорно бороться за инициативу в воздухе над полем боя ("Красная звезда", СССР)
30.07.43:
30 июля 1943 года || «Вечерняя Москва» №178, 30 июля 1943 года
29.07.43:
Сохранение военной тайны || «Красная звезда» №177, 29 июля 1943 года
29.07.43: А.Платонов:
Два дня Никодима Максимова ("Красная звезда", СССР)
29.07.43: Е.Кригер:
Творцы победы || «Известия» №177, 29 июля 1943 года
28.07.43: И.Эренбург: 2.
Во весь рост ("Красная звезда", СССР)
28.07.43: Н.Наумчик:
Вертикальный маневр || «Красная звезда» №176, 28 июля 1943 года
28.07.43:
Новый порядок присвоения воинских званий ("Красная звезда", СССР)
28.07.43:
Советские офицеры || «Правда» №187, 28 июля 1943 года
28.07.43:
28 июля 1943 года || «Вечерняя Москва» №176, 28 июля 1943 года
27.07.43:
Выучка и геройство советских воинов ("Красная звезда", СССР)
27.07.43:
Банкротство фашистской Италии ("Красная звезда", СССР)
27.07.43: В.Гроссман:
Июль 1943 года || «Красная звезда» №175, 27 июля 1943 года
27.07.43:
Могучая сила Красной Армии || «Известия» №175, 27 июля 1943 года
26.07.43:
Стойкость и наступательная сила Красной Армии || «Правда» №186, 26 июля 1943 года
26.07.43: В.Стариков:
Мастерство подводников || «Правда» №186, 26 июля 1943 года
26.07.43: Кукрыниксы.
Выставочный сезон в Италии ("Правда", СССР)
26.07.43:
26 июля 1943 года || «Вечерняя Москва» №174, 26 июля 1943 года
25.07.43:
"Черные мысли" солдат немецкой армии ("Красная звезда", СССР)
25.07.43: И.Эренбург. 1.
Наш календарь || «Красная звезда» №174, 25 июля 1943 года*
25.07.43: Л.Славин.
Девятнадцать суток || «Известия» №174, 25 июля 1943 года
25.07.43: Я.Викторов.
Геббельс в длительном испуге || «Правда» №185, 25 июля 1943 года
24.07.43: Б.Галин:
Душа танкиста || «Красная звезда» №173, 24 июля 1943 года
24.07.43: Ю.Жуков:
За два дня - пять «Тигров» ("Комсомольская правда", СССР)
23.07.43:
Управление войсками в бою || «Красная звезда» №172, 23 июля 1943 года
23.07.43: X.Муратов:
Чудовищное издевательство немецких садистов над красноармейцем ("Красная звезда", СССР)
23.07.43: Л.Славин:
На Орловской земле || «Известия» №172, 23 июля 1943 года
22.07.43:
Прибалтика была и будет советской! ("Красная звезда", СССР)
22.07.43: К.Симонов:
Второй вариант || «Красная звезда» №171, 22 июля 1943 года
22.07.43: М.Тихомиров:
В освобожденном Мценске ("Красная звезда", СССР)
21.07.43: Н.Кальма:
Дети войны ("Красная звезда", СССР)
21.07.43: М.Тихомиров:
На освобожденной орловской земле ("Красная звезда", СССР)
21.07.43:
Развивать успех наступления || «Красная звезда» №170, 21 июля 1943 года
20.07.43:
Возмездие || «Красная звезда» №169, 20 июля 1943 года
20.07.43: Е.Кригер:
Пядь за пядью || «Известия» №169, 20 июля 1943 года
20.07.43:
Смерть фашистским палачам и их пособникам! ("Комсомольская правда", СССР)
19.07.43:
Смерть гитлеровским палачам и их гнусным пособникам! ("Правда", СССР)
19.07.43: М.Мержанов, Е.Кононенко:
Правосудие свершилось! ("Правда", СССР)
19.07.43: А.Леонтьев:
Шила в мешке не утаишь || «Правда» №180, 19 июля 1943 года
Газета «Красная Звезда» №195 (5566), 19 августа 1943 года