Так. У меня была одна тема, которая вызвала нездоровое обсуждение. В общем-то, я хотел как-то вырулить на обсуждение "Трудно быть богом" - в том смысле, если бы это был правильный американский текст, Румата послал бы Землю по известному адресу и перешёл бы на сторону местных. В итоге, разговор свернул в сторону специфического советского культа ненависти.
Вот и
вот.
Интересно, сможем ли мы сейчас поговорить об этом, как взрослые люди?
Скажу сразу - те реплики
vasilisk_'а меня просто обидели. Серьёзно.
"
Так что принципиальная разница в подходах на самом деле иллюзия, аберрация твоего личного восприятия, о чём тебе комментаторы и говорят".
"
Арканарский же народ [Румата] любит, особенно в лице отдельных его представителей".
"
При чем здесь именно народ Арканара? Может, Румата ненавидит Киру, барона Пампу, Будаха, лейтенанта дона Рипата, юного принца, кузнеца Кикуса, отца Гаука?... Именно любовь к хорошим людям Арканара заставила Румату возненавидеть тех, кто их зверски истребляет. И говорить тут о ненависти к арканарцам... ну бредишь ты, Гест, извини уж".
Уж казалось бы, кто-кто, а он мог бы этого не говорить.
Неужели я тогда бредил? Неужели это я написал: "Арата был здесь единственным человеком, к которому Румата не испытывал ни ненависти, ни жалости"? Это в тексте сказано. Румата делит местных на три группы. 1) Арата, которому Румата завидует; 2) 99,8 процентов местного населения, которых Румата ненавидит и презирает: "Было в них что-то общее для пришельца с Земли. Наверное, то, что все они почти без исключений были ещё не людьми в современном смысле слова, а заготовками, болванками...", "Ведь я же их по-настоящему ненавижу и презираю... Не жалею, нет - ненавижу и презираю"; 3) те, кого он всё-таки жалеет, немногочисленные хорошие люди.
О любви речи нет. Любить можно равного. "В нашей любви к Человеку мы докатывались до антропоцентризма, а здесь вдруг с ужасом ловим себя на мысли, что любили не Человека, а только коммунара, землянина, равного нам..." Это, кстати, может служить указанием на нехристианскую природу культуры Полдня. Бог, в представлении землян, способен только на жалость - "сердце моё полно жалости" - но не на любовь. Любовь к низшим существам невозможна.
"Мы все чаще ловим себя на мысли: "Да полно, люди ли это? Неужели они способны стать людьми, хотя бы со временем?" и тогда мы вспоминаем о таких, как Кира, Будах, Арата Горбатый, о великолепном бароне Пампа, и нам становиться стыдно, а это тоже непривычно и неприятно и, что самое главное, не помогает..."" Иначе говоря, перечисленные товарищи являются свидетельством того, что местные со временем могут стать людьми, и даже могли бы стать людьми, если бы росли в других условиях. Высокую Теорию Воспитания ещё никто не отменял - человек, не прошедший в детстве через систему интернатов, в большинстве случаев является просто
испорченной заготовкой. Поэтому Румата их жалеет. Кроме Араты, естественно, у Араты и так всё хорошо.
Другое дело, что, по совести, Румата всё-таки любит отдельных местных, должен любить. Но с этим чувством у него серьёзные проблемы. По вышеуказанным причинам: мы учились любить людей - местные не похожи на людей, то есть на нас - как же их можно любить? В лучшем случае, мы можем сказать, что Румате доступен следующий спектр эмоций: любовь к своим, то есть к землянам-коммунарам, чему его учили в детстве; зависть к Арате, потому что Арата умеет по-настоящему ненавидеть и убивать; ненависть, смешанная с презрением в той или иной пропорции; любовь к отдельным поимённо названным местным, смешанная с жалостью. При этом, жалость-любовь к знакомым туземцам - это именно то, что питает ненависть-презрение ко всем остальным. О чём я и хотел сказать, собственно.
В общем, я тогда расстроился и стал записывать свои мысли. А потом подумал и убрал их под замок, до лучших времён, показав их только одной
arishai. Будем считать, что лучшие времена настали. По крайней мере, если сравнить реакцию на
изначальный пост (нулевую) с сегодняшними
отзывами.
Итак, тема - ненависть в советском контексте, "Трудно быть богом", Тёмная сторона Силы и советские сюжеты про разведчиков.
1.
Советская культура - уже не совсем "наша", и как таковая, не может считаться интуитивно понятной. Логика, стоящая за культурными артефактами советского времени, современному человеку может показаться чуждой, или даже дикой.
2.
"С американской точки зрения лучше быть человеком, а с советской - винтиком в системе". Поэтому американского автора больше интересует личный выбор отдельного человека, вопреки всему, а советского автора - лояльность этого человека к системе и к идеологии, и то, в каких формах эта лояльность или нелояльность проявляется.
3.
Почему бы не поразвлечься за чужой счёт? И в СССР мог бы выйти пересказ "Аватара", в которой честный американский солдат и честные американские учёные переходят на сторону благородных дикарей, которых угнетают американские капиталисты и их наёмники.
4.
Во-первых, надо рассмотреть вариант, что в разных языках одни и те же слова содержат разный смысл. Может быть, советское "разведчик" в переводе означает "ядовитый шип, воткнутый в сердце врага", а американский "агент" - это "источник влияния"? А что с "ненавистью"? Можем ли мы быть уверенным, что это одно и то же слово на разных языка? В чём его смысл? 5.
Короче, ненависть можно определить, как чувство, которое человек испытывает к врагу. "Ненавижу и хочу уничтожить". С другой стороны, считается, что ненависть чужда русским военным традициям.
6.
Но ситхи-то выдуманные. А что мы можем сказать о культуре, которая их выдумала? 7.
У советского разведчика много типов ненависти в запасе! Есть "осознанная, чёткая"; есть "яростная, слепая". Между ними можно выбирать, но это всегда ненависть.
8.
Американцы вообще не любят руководствоваться ненавистью в своей профессиональной деятельности.
9.
Штирлиц ходил в стильных тёмных очках. Румата пошло закрывался рукой, "чтобы никто не видел его лица". Фе. 10.
Так что vasilisk_ прав - советские герои ведь не просто так ненавидят, не из личных предубеждений, а от особой гуманности. А разве бывает другая? 11.
Американцы смутно помнят, что ненавидеть плохо, даже врагов. Ведь Бог один. Бог любит всех людей, и врагов тоже, даже если они нацисты.
12.
...А можно ли переубедить человека Полдня? Заставить его взглянуть на ситуацию с другой точки зрения? 13.
Штирлиц попробовал кофе. Кофе был холодный. "*НЕНАВИСТЬ* *НЕНАВИСТЬ* *НЕНАВИСТЬ*", подумал Штирлиц, и ещё более укрепился в своём желании вести непримиримую борьбу с фашизмом.
14.
Поэтому американцы говорят - раз ненависть нам не поможет, может, ну её к черту? Естественно, с тех пор у меня родилось ещё несколько добавочных замечаний, надеюсь, я их тоже набью :).