Часть 13.
В начало. К оглавлению.
На подъезде к городу нас ждала целая компания мотоциклистов и джипперов, с которыми Андрей познакомился в интернете и договаривался о нашем приезде задолго. На Байконур вообще надо планировать приезд заранее - город закрытый. Просто так туда не попадёшь.
Подъехали к КПП, предъявили необходимые документы и въехали в оазис. Освещённые улицы и аллеи из НАСТОЯЩИХ :) деревьев выглядели слегка сказочными.
Встреча была достойна восхищения. Мы оперативно загнали мотоциклы на стоянку, погрузили вещи в пикап, нас рассадили по машинам и привезли к гостинице. Аки космонавтов, ей-богу! :) Не успели расселиться, как, откуда ни возьмись, появились сумки с провиантом. Несмотря на усталость это было очень кстати! Да и на протяжении всего пребывания на Байконуре нам шагу не давали сделать самим - возили, кормили, спать укладывали :))) Пробыли бы там подольше, началась бы звёздная болезнь :))) Спасибо, парни!
Байконур был одной из главных целей поездки. Тут была запланирована остановка, культурная программа, гвоздём которой был, несомненно, запуск ракеты-носителя. Кроме того, отсюда начиналась основная внедорожная часть маршрута. Нужно было закупить несколько кубометров еды и воды для покорения Устюрта.
Командная работа: Миша рулит, Паша держит калькулятор наготове, я снимаю, остальные стебутся :)))
Первый заход :)
И это даже не половина! :-О
28-го числа после обеда мы отправились на осмотр космодрома. Байконур - самая первая и до настоящего моменты самая большая в мире стартовая площадка. Она ещё по многим параметрам самая-самая. Наиболее важно, что она с огромным отрывом самая «пускающая». Отсюда отправляются в космос более 80% грузов, иногда совершается по 4-5 запусков в месяц.
Строительство началось в 1955 году. Изначально здесь планировалось производить испытания баллистических межконтинентальных ракет. Место выбрано неслучайно. Оно должно было удовлетворять нескольким условиям: не густонаселённая местность, вдали от городов и сельхозугодий, но с наличием поблизости железной дороги и пресной воды. Город превращали в оазис путём закрепления каждого посаженного деревца за одним солдатом. Под каждым деревом были таблички с именем, фамилией и номером войсковой части. Не полил дважды в день - ответишь! :) Сейчас по всему городу проходит система полива.
На одном из стендов музея мы нашли забавную фотографию.
Андрюха назвал её «Первые мототуристы на байконуре» :)))
Объект был, ясное дело, сверхсекретным, поэтому его многократно переименовывали, а для того, чтобы агенты загнивающего запада окончательно запутались, построили «ложный космодром» возле городка Байконур, что в другой части Казахстана. Это название закрепилось за настоящим космодромом лишь после полёта Гагарина.
Территория огромна. На ней располагаются три основные стартовые площадки, ракетные шахты и ряд испытательных площадок и сооружений. Основные стартовые комплексы разнесены на расстояние до 90-100 километров. Чтоб если где-то что-то жахнет, не зацепило соседние объекты.
Мы ехали по территории крупнейшего в мире космического объекта в сторону музеев и испытательных площадок, подпрыгивая в салоне газели на кочках и колдобинах. Экскурсоводы травили байки: «Привезли как-то иностранцев, всё показали, а те обиделись. Написали статью, что хитрые русские, чтобы скрыть все объекты от иностранных туристов везли их на машине не по основной хорошей дороге, а по старой и разбитой объездной…». Нет, ребята, просто рождённым летать нормальные дороги ни к чему :)
От космодрома осталось двойственное впечатление. Я, честно говоря, готовился к худшему. Да, тут есть много мест, где погребены триллионы рублей и часов физического и интеллектуального труда. В основном, конечно, связанные с программой Энергия-Буран, которая заглохла в период распада СССР. Во времена работы этой программы численность населения Байконура возрастала с 60-70 до 150 тысяч человек. Построено огромное количество промышленных и инфраструктурных объектов, которые сейчас не используются. Кислородно-Азотный завод, к примеру, может обеспечивать все промышленные объекты России, ещё и оставаться будет, но сейчас он работает от силы на треть мощности. Есть и другие печальные памятники, вроде огромного цеха-ангара, в котором как-то не очень по технологии собрали крышу… Она рухнула, похоронив под собой космический корабль и ещё много чего впридачу. Так и бросили… Теперь раздают обломки на сувениры.
Но есть и поводы для гордости. Мы осмотрели цеха, где собирают ракеты-носители перед пусками, снаряжают в дорогу спутники и прочие полезные грузы со всего мира. Сюда доставляют из России ракетные двигатели. Есть цеха, где возможна сборка оборудования чуть ли не в вакууме. Всё чисто, аккуратно. Напомнило немецкие заводы.
Видели действующие испытательные и стартовые площадки.
На фото ниже ферма, которая поддерживает ракету, пока идут предстартовые мероприятия. Затем она отъезжает, оставляя ракету на опорах, что на переднем плане. А снимаю я из самого пекла. Была б ракета, я б стоял прям под соплами двигателей...
Будучи парашютистом, я никак не мог оттделаться от мысли, что космодром - это рай для B.A.S.E.-джампера :) Куча вышет, мачт, высоких цехов, и вокруг ровное поле :)
Устройство для "фаер-щоу" :))) Сверху ставится ракета и подносится зажигалка. По этой конструкции отводится пламя.
Внушительная сороконожка, на которой ракету перемещают по территории космодрома.
Лежбище :)
Фото для сравнения морозоустойчивости местных и неместных :)))
К слову, хорошо выглядит и сам город. Всё чисто и опрятно. Территория космодрома находится в аренде у России до 2050 года и имеет, согласно нормативным актам, статус особой территориальной единицы РФ. Здесь используются рубли и вот такие автомобильные номера, которые найдешь не во всех справочниках :)
Встречаются космические дома :)
В музее осмотрели различную аппаратуру, работающую как в космических кораблях, так и автономно в космосе. Душераздирающие истории рассказала экскурсовод о всевозможных зверушках-космонавтах. Многие из них сложили головы ещё в процессе подготовки, а самый занимательный факт касался знаменитых Белки и Стрелки. Оказывается, в космосе была ненастоящая Белка. Вот так вот… Настоящая прифигела от предстартовых испытаний и сбежала за несколько дней до полёта. Персонал не рискнул доложить Королёву, а просто выловил похожую дворнягу и запулил её в космос. Люлей всё равно выгребли после приземления собак, когда обнаружилась подмена, но оправдались желанием сравнить подготовленную тварь с неподготовленной :)
Музейные манекены вызвали неподдельный восторг у нас с Пашей :)
Ещё экскурсовод рассказывала нам о резиновых защитных костюмах и специальном чемоданчике-климат-контроле, который поддерживает внутри температуру +21 С, независимо от внешних условий. Чемоданчик весит больше 10 килограмм.
Нас, типа, «на слабо» спросили:
- Вот вы бы согласились таскать такую тяжесть ради комфортной температуры?
Мы все разом вспомнили ночную дорогу к Байконуру и хором ответили: «О ДААА! В кофр как раз влезет!» :)
Возле музея стоит один из экземпляров «Бурана».
В отличие от того, что в Парке Горького, тут можно осмотреть и кабину, и все остальные внутренности. По словам одного из испытателей, совершавшего полёт на Буране, это не летательный аппарат, а летающий вагон! :)
Время было к вечеру, нас вкусно накормили в местной столовой, даже с собой пирожков дали :) Пора выдвигаться к месту главного действа.
Запуск 28-го апреля производился с «Гагаринского старта», той самой площадки, с которой взлетал первый космонавт. Она была рассчитана на 10 пусков… Мы наблюдали 480-какой-то… Без комментариев :)
Самая близкая открытая площадка для наблюдения расположена на расстоянии порядка километра от старта. Ближе только бункеры. В условиях степи, где прямая видимость порядка 18 километров, это совсем рядом. Серёга, который встречал нас на Байконуре, снимает пуски профессиональной аппаратурой, поэтому он нам сразу наказал, чтоб мы не заморачивались со своими «мыльницами» на съемку :)
Поехали!
Это впечатляет! И даже не столько само «фаер-шоу», которое даже с километра видно и слышно, что мама не горюй, а осознание происходящего. Вот стояла некая рукотворная вещь на земле, и на твоих глазах улетела прочь с этой планеты, превратилась в звезду на небе! Что-то подобное в мозгах происходит, когда читаешь о вселенной и тому подобных субстанциях.
И на этом программа не заканчивается. Сразу после пуска, зрителей везут на место старта. Сюрприз в том, что большинство ожидает увидеть обугленную дымящуюся землю, и расплавленные стальные конструкции. На деле выглядит всё, как будто только что выкрашено :)
Гагаринский старт.
Во время осмотра площадки включилась громкая связь, и раздалось громогласное: «ВНИМАНИЕ ПЕРСОНАЛА!»
Будучи под впечатлением от увиденного, мы затаили дыхание и были готовы к какому-то судьбоносному заявлению, типа «Корабль успешно выведен на орбиту! Да здравствует Партия и Ленин!» :)))
Вместо этого голос продолжил: «29-го и 30-го апреля столовая будет закрыта!» :)))))) Всю романтику убили, честное слово! :)))
По дороге домой нас одарили почётными грамотами, в которых мне больше всего понравилась формулировка: «СЕРТИФИКАТ выдан Горюнову Алексею - участнику запуска космического корабля «Прогресс М-05М». Ну я ж так прям и писал два дня назад: «Без нас не улетит!» :)))
Дальше ->
Часть 14. Мотопрогулка. ***
Часть 1. Пролог... Планы, анонсы. Часть 2. Карта запланированного маршрута с местами ночёвок. Часть 3. Мотодневник путешествия. Ежедневные отчёты с маршрута. Часть 4. Технике хвалебный псто :) Часть 5. Впечатления от BMW R 1200 GS Adventure. Часть 6. Впечатления от BMW F 650 GS Dakar и BMW R 1200 GS Adventure. Часть 7. Впечатления от Honda XL 600 TransAlp и от других. Часть 8. Впечатления от Honda XRW 750 AfricaTwin. Часть 9. Впечатления от SsangYong Actyon Sports. Часть 10. Притча. Часть 11. Москва-Оренбург. Часть 12. На Байконур. Часть 13. Городу и Космодрому. Часть 14. Мотопрогулка. Часть 15. Восхождение на Устюрт. Часть 16. Париж-Дакар. Часть 17. Игры в песочнице. Часть 18. Два дня в другом измерении. Часть 19. Кульминация. Часть 20. Прощальный казахский поцелуй. Часть 21. Разъезжаемся. Часть 22. Домой.***