Моя философия. Трансцендентальный тринитарный реализм:
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12),
(13),
(14),
(15),
(16),
(17),
(18),
(19),
(20),
(21),
(22),
(23),
(24),
(25),
(26),
(27),
(28),
(29),
(30),
(31),
(32),
(33),
(34),
(35),
(36),
(37),
(38),
(39).
Уточнение метафизики из современной физики:
(40),
(41),
(42),
(43),
(44),
(45),
(46),
(47),
(48).
Путь к синтезу философии Аристотеля и Канта:
(49),
(50),
(51),
(52),
(53),
(54),
(55),
(56),
(57),
Таким образом, М-пространство-время и Л-пространство-время имеют важные отличия, и взаимно друг друга определяют. Поэтому споры о том, существуют ли пространство и время, если убрать из них все вещи, тела и материю, то есть являются ли они чем-то объективным и существующим независимо от вещественных форм материи, - или же пространство и время возникают и существуют только благодаря присутствию в них тел и вещества, то есть возникают и существуют исключительно как отношения между этими телами - эти споры совершенно бессмысленны. Пространство и время являются и тем, и другим, но эти два «вида» пространства и времени довольно разные, и их-то мы и называем М-пространством-временем и Л-пространством-временем.
При этом важно также отметить, что, так сказать, «онтологически» М-пространство-время предшествует Л-пространству-времени. Ведь М-пространство-время может существовать и без вещества в нем и вне относительности каких-либо тел, а Л-пространство-время возникает и существует только как отношения и через отношения между физическими системами. И в этом смысле М-пространство-время является причиной Л-пространства-времени - причиной не только в философском смысле, но и в смысле физическом.
Что это означает? Это означает, что в Л-пространстве-времени временная последовательность вовсе еще не есть последовательность причинно-следственная, и если три события А, B и С в одной локальной системе отсчета произошли одновременно, то в другой системе отсчета событие А может произойти раньше событий B и С, а в третьей локальной системе отсчета событие C может произойти раньше событий B и A. Но причинная связь между этими событиями может быть задана только из М-пространства-времени, в которой никакой относительности времени нет, и поэтому событие, произошедшее в М-времени раньше, может быть причиной события, произошедшего позже, но не наоборот. Именно это имел в виду Ньютон, когда он - хотя и несколько сбивчиво и смутно - пытался объяснить, почему М-время он называет «абсолютным» или «истинным», а Л-время - «относительным» или «кажущимся».
Но проблема здесь в том, что положение - или, как совершенно правильно говорил Ньютон - «место» тела (или частицы) в М-пространстве в самом этом М-пространстве и через М-пространство определено и локализовано быть не может, так как это «место» остается неопределенным до тех пор, пока оно не соотнесено с каким-либо другим телом (или частицей) через их взаимодействие. То есть локализовать «место» тела (или частицы) в М-пространстве можно только в Л-пространстве и из Л-пространства, уже как положение этого тела (или частицы) относительно какой-либо другой локальной системы отсчета.
Также и определить время в М-времени и из самого М-времени мы не можем, так как для этого его нужно задать или соизмерить с другим моментом времени - то есть моментом времени другой системы отсчета. И сделать это опять-таки можно уже только из Л-времени и в Л-времени. То есть соизмерив время в двух локальных системах отсчета, которые уже соотнесены между собой в Л-пространстве-времени.
Чтобы лучше понять этот момент - то есть почему М-пространство-время, хотя и существует без вещества в нем, и продолжает существовать для всех физических систем при появлении вещества в нем, но при этом, без определения через Л-пространство-время, остается полной неопределенностью и является нелокальным - можно привести такой пример. Допустим, что у нас есть очень большой лист белой бумаги - настолько большой, что задать положение на этом листе, исходя из границ этого листа, мы не можем. Тогда любая точка на этом листе бумаги будет иметь какое-то свое «место», но, поскольку она совершенно неотличима от любой другой точки на этом листе, это «место» будет неопределенным. А теперь допустим, что мы положили на этот лист бумаги небольшую пуговицу. «Это уже что-то». Теперь у нас уже есть нечто вещественное, что отлично от чистого белого листа, а потому точки этого листа уже получают какую-то определенность, хотя положение пуговицы на этом листе мы по-прежнему задать и определить не можем. А теперь допустим, что мы положили еще одну пуговицу. И вот здесь картина меняется радикальным образом - так как эти две пуговицы уже могут задать на этом листе свое положение относительно друг друга, расстояние, а через него - движение и время.
Или можно привести другой пример - который я ранее уже приводил при изложении своей философии. Допустим, на Земле случился потоп, и вся Земля превратилась в один океан - как в фильме «Водный мир». При этом Солнца и звезд не видно, и установился полный штиль, и никаких течений тоже нет. В таком «водном мире» представление «места» вообще не будет иметь никакого смысла, так как одно «место» в этом «водном мире» совершенно неотличимо от другого. А теперь допустим, что в этом «водном мире» появился человек на лодке. Здесь уже можно говорить о каком-то «месте» этой лодки в океане, но, поскольку никаких ориентиров для различения одного «места» от другого по-прежнему нет, этот человек не сможет сказать, где он находится, движется он или покоится, а если движется, то сколько он проплыл. А теперь допустим, что на горизонте появилась еще одна лодка с человеком. И все! И тогда все меняется, так как теперь в этом океане уже можно задать расстояние, положение этих двух лодок относительно друг друга, их движение и скорость. То есть появляется локальная система отсчета, и М-пространство-время уже превращается в Л-пространство-время, а через него - получает свою определенность и локализацию.
В этом, повторюсь, состоит главная ошибка Ньютона при его попытке определить «абсолютное пространство» - что он уже отчасти придал «абсолютному пространству» свойства относительного пространства. Так что у него движение в абсолютном пространстве происходит так же, как и в относительном, с той лишь разницей, что в относительном пространстве тела движутся из одного относительного места в другое, а в абсолютном - из одного абсолютного места в другое. И в результате у него и относительное пространство приобрело свойства абсолютного - так что можно было подумать, что где-то в этом относительном пространстве можно найти такое тело, которое может стать абсолютной системой отсчета. Это особенно хорошо видно из примера самого Ньютона с движением Земли с окружающим ее пространством:
Так, например, если рассматривать Землю подвижною, то пространство нашего воздуха, которое по отношению к Земле остаётся всегда одним и тем же, будет составлять то одну часть пространства абсолютного, то другую, смотря по тому, куда воздух перешёл, и, следовательно, абсолютно сказанное пространство беспрерывно меняется.
А если рассматривать Землю неподвижной? Уже в первой же фразе этого высказывания Ньютон признает, что как рассматривать Землю - подвижной или неподвижной - зависит от выбора системы отсчета, то есть происходит в относительном пространстве. Соответственно, и «перемещение воздуха» вместе с Землей может происходить только в относительном пространстве, а не в абсолютном. И если у Ньютона с движением Земли абсолютное пространство «беспрерывно меняется», то это прямо противоречит определению «абсолютного пространства», которое дал Ньютон чуть ранее - как того, что «остается всегда одинаковым и неподвижным».
Поэтому, повторюсь, в абсолютном пространстве - то есть в М-пространстве - у тела (или частицы) не может быть какого-либо «положения», как некоей координаты, задаваемой через расстояние относительно какой-либо системы отсчеты, связанной с другим телом (или частицей). В М-пространстве у тела (или частицы) может быть только «место» - что означает, что это тело (или частица) уже присутствует в М-пространстве, что она уже существует в пространстве-времени, что она уже «причастна бытию». Но у этого «места» в М-пространстве еще нет никакого «положения», то есть это «место» не может быть локализовано в самом М-пространстве. И единственной системой отсчета, в которой может существовать тело (или частица) в М-пространстве, является его собственная система отсчета.
И при этом это «место», конечно, вовсе не определяется объемом пространства, занимаемого телом или частицей, как полагал Ньютон (что ясно из его фразы: «Для равнообъёмных тел места равны, поверхности же от несходства формы тел могут быть и неравными») - ведь объем тела также задается расстоянием. «Место» определяется, прежде всего, «массой» тела или частицы, или какими-то их другими внутренними параметрами, через которые они могут вступать во взаимодействие с другими телами или частицами в Л-пространстве-времени.
Так что можно сказать, что существование тела или частицы в М-пространстве-времени делает возможным их бытие и делает возможным, чтобы с этим телом или частицей могла быть связана система отсчета. Но стать системой отсчета - и тем самым получить локализацию в пространстве и времени - тело или частица могут уже только в Л-пространстве-времени, при взаимодействии с другими телами или частицам, в локальной физической системе.
Поэтому можно также сказать, что М-пространство-время есть онтологическое пространство и время, которое обуславливает возможность существования тел и частиц в пространстве и времени, а Л-пространство-время есть феноменологическое пространство и время, через которые и в которых происходит определение М-пространства-времени. И главная особенность Л-пространства-времени состоит в том, что локализация и время в нем может быть определена уже только феноменологически, то есть в результате взаимодействия двух систем отсчета. А потому эти две системы отсчета уже отчасти задают и определяют относительное положение и время друг для друга.
М-пространство-время, таким образом, выступает неким «фоновым» пространством-временем, всегда неизменным и одним и тем же в любой точке пространстве. Оно делает возможным существование Л-пространства-времени, и делает возможным существование материи в отношении к пространству и времени, задавая саму возможность существования пространства и времени и материи в них. Но определенность М-пространству-времени придает уже вещество и материя - и уже через Л-пространство-время, в результате взаимодействия физических систем в Л-пространстве-времени.
При этом и М-пространство-время никуда и никогда не исчезает, выступая все тем же «фоном», в отношении которого только и получает свое определение Л-пространство-время, все свойства и изменения которого соотнесены к М-пространству-времени как к своему «нулевому», «начальному» «фоновому уровню», всегда и везде одинаковому и неизменному - примерно так же, как при определении «кривой линии» всегда присутствует представление о «прямой линии». И, таким образом, М-пространство-время и Л-пространство-время взаимно друг друга определяют и дополняют.