Несколько месяцев тому назад я доказал, как мне представляется, принципиальную несостоятельность учения, обозначаемого его приверженцами термином «имяславие», но не отражающим, на мой взгляд, сути этого учения, которое - по справедливости - должно называться «имяверием», и я не вижу возможности именовать его иначе, независимо от оценки самого учения.
Представив свое доказательство на рассмотрение нескольким грамотным православным людям и получив от них одобрение, я поставил для себя на этой проблеме точку. Однако около месяца тому назад я наткнулся на сообщество с претенциозным названием
salon_theologie, среди участников которого нашел немало уважаемых мной людей, а также целый ряд известных мне имяверцев, и решил опробовать свое доказательство там.
Активного обсуждения не получилось, а вступившие в полемику даже не попытались опровергнуть мою аргументацию, приводя доводы, к ней не относящиеся.
Один из таких доводов содержал утверждение о невозможности даже рассмотрения приведенного мной доказательства как не вытекающего из святоотеческого учения. И хотя святые отцы, основывая свои рассуждения на Священном Писании, делали выводы, используя здравый разум (иначе сами их творения просто не могли бы родиться), я подумал о том, что есть, вероятно, люди, неспособные к восприятию логики, но могущие соотносить некоторые высказывания со Священным Писанием. Руководствуясь этим соображением, я привел новое доказательство, демонстрирующее явное противоречие учения имяверцев Священному Писанию, поскольку доказательство отсутствия в нем подтверждения оного учения крайне затруднительно как требующее анализа всего Священного Писания от начала до конца.
Это доказательство и еще несколько коротких текстов об имяверии я опубликовал в том же сообществе (найти их не составляет труда, поскольку после моих, идущих подряд, публикаций других там не было). В результате по требованию не могущей возразить, но возмущенной публики мне было запрещено писать в это сообщество. Этот факт явился для меня еще одним подтверждением бессилия имяверцев и имяверия в их противостоянии православию.
Теперь о том, зачем я все это написал.
Проблема имяверия - серьезная проблема, возникшая на пустом месте, но захватившая многие умы ввиду активного внедрения этого лжеучения некоторыми известными «проповедниками православия». И этому лжеучению необходимо противопоставить правду об имяверии.
Нельзя рассчитывать на то, что имяверие будет осуждено Вселенским или, по меньшей мере, Поместным Собором Российской Православной Церкви: к этому нет никаких предпосылок. Конечно, невозможно доказать правду убежденным язычникам-имяверцам, желающим этой правды не знать. Но пусть эта правда станет известна как можно большему числу людей, главным образом, из сомневающихся, коих немало.
Если Бог даст, я найду возможность систематизировать те соображения об имяверии, которые полагаю наиболее важными, изложив их предельно лаконично и в доступной форме.
Для этого я нуждаюсь, друзья, не столько в одобрении мыслей, изложенных мной в приводимом ниже перечне моих публикаций об имяверии (хотя Ваше одобрение вселило бы в меня большую уверенность в их правоте), сколько в нелицеприятной, скрупулезной критике, которую я мог бы учесть при написании статьи. Наибольший интерес для меня представляют Ваши соображения в связи с мыслями, не встречавшимися Вам ранее, а таковые, думаю, есть. Прошу указать и на необходимость дополнения предполагаемой статьи аргументами, мной упущенными, или более простыми и ясными святоотеческими цитатами, подтверждающими уже имеющуюся аргументацию, поскольку в своих публикациях я приводил цитаты исключительно из творений святого Григория Паламы, в которых имяверцы пытаются найти подтверждение своего языческого учения.
Заранее благодарен за участие всем, кто откликнется на мою просьбу: православным и имяверцам.
А это мои короткие публикации, в отношении которых я прошу Вас высказать свое мнение:
Принципиальная несостоятельность имяславия Добить поверженное имяславие Окончательный приговор имяславию Суть имяславских споров Ложь как основа имяславия Святой Григорий Палама о противоречии имяславия здравому смыслу Имяверцы Святой Григорий Палама против имяверия Святой Григорий Палама о превосходстве энергии над именем О бессущностности имяверия (т.н. имяславия) Святой Григорий Палама об отсутствии основы имяверия (имяславия) Святой Григорий Палама о превосходстве Бога надо всем, что окрест Него