Музей Солнечной ладьи

Dec 07, 2014 12:51

Оригинал взят у metaloleg в Египет, часть XVI: Музей Солнечной ладьи





Фотографий и впечатлений с плато Гизы хватало, поэтому я вынес впечатления от посещения музея Солнечной ладьи в отдельный пост, эта уникальная археологическая находка того стоит. По представлениям древних египтян, бог Солнца Ра описывает свой небесный круг день за днем, сидя в ладье. В 1954 году около северной стороны пирамида Хеопса была найдена остатки частично разобранной ладьи, в которой воскресший фараон может совершать небесное путешествие по небу рядом с богом. По другим предположениям, это мог быть транспорт, на котором тело фараона доставили в последнем пути к месту его усыпальницы, либо даже это судно использовалось монархом для плаваний по Нилу. В любом случае, следы ила на снастях не оставляют сомнений, что при жизни судно использовалось для поездок по Нилу и теоретически оно до сих пор способно к плаванью.





В 1954 году при расчистке участка у подножья Великой Пирамиды рабочие археологи наткнулись на герметично закупоренную подземную камеру веретенообразной формы. Она была добротно перекрыта сорока каменными блоками весом от 17 до 20 тонн, что помогло избежать любопытства будущих грабителей и искателей сокровищ. Эти блоки до сих пор лежат у входа в музей







Внутри оказались 1224 детали судна изготовленные в основном из ливанского кедра, с небольшим добавлением египетской акации, используемой для ремонта, что служит доводом, что судно при жизни активно использовалось. Свыше полутора десятилетий ушло на консервацию собранных деталей и на их сборку, в процессе главный египетский реставратор Ахмед Юсуф Мустафа изучил все доступные сведенья от археологических источников до современных технологий, до сих пор используемых египетскими корабелами, строящими деревянные лодки.







Песок и отсутствие доступа воды и воздуха сделали находку уникальной - ведь все до сей поры найденные на морском дне или в толще земли деревянные корабли народов средних широт сохраняются крайне плохо, и от них в лучших случаях остается обычно киль и некоторые детали обшивки. Исключением служит разве что шведский галеон "Ваза", но он затонул-то всего недавно, в XVII веке. А тут чуть ли не древнейшее судно из построенных человечеством доходит до нас в почти первоначальном виде, только палубные постройки были разобраны еще на этапе захоронения.










У египтян были суда и куда крупнее и грузоподъемней, использующиеся для перевозок крупногабаритных грузов по Нилу, например из Асуана на юге везли тамошний розовый гранит на постройки - представляет логистическую задачу по перевозке по реке тысяч тонн гранита в том числе громадные обелиски более чем на тысячу километров?







Судно было захоронено со всем такелажем, включающем в себя сотни метров тростникового троса, которым скреплялись все детали судна - оно было построено без единого гвоздя. Этот трос показывается отдельно и тут же показаны сохранившиеся связки узлов - на безопасность фараона веревки не жалели. На морских судах древних египтян канатные растяжки использовались и для продольной жесткости. Кстати, современные египтяне тоже обычно не умеют плавать, не думаю, что древние египтяне это тоже умели из-за священного страха перед водной стихией.







Частично сохранилась даже такая хрупкая органика, как циновка, устилавшая пол в кабинке фараона на палубе. Внутрь нее, конечно же никто туристов не пустит, но есть фото.







Ну и сама ладья поставлена на возвышение, вокруг которой построен целый павильон, дающий возможность обойти судно как сверху, так и на уровне борта. Судно, по отношению к входящим, поставлено кормою с рулевыми веслами - это реконструкция, так как сами весла дошли до нас в плохом состоянии лопастей.










Обращает на себя метод стыковки досок, похожий на паззл - кораблестроители не всегда строили из типовых отрезанных досок, они каждую новую вытесанную доску подгоняли точно под другие, оттого борт имеет местами весьма причудливый вид. А это был привозной и очень дорогой и поныне ливанский кедр, так что профессия плотника-корабела (и вообще работающего с деревом) должна была цениться крайне высоко. Не нашел описания, чем паклевали борта, но видимо все тем же тростниковым волокном.







Но фараона и его свиту не посадишь просто на дно лодки, и потому поперек бортов привязаны балки или бимсы, в современной морской терминологии. С низу их и доски палубы поддерживают особые подпорки, одна из которых выставлена отдельно.










На бимсы положена палуба, собранная из сшитых друг с другом досок - тут адекватной иллюстрации из музея этого любопытного метода дать невозможно, приведу просто картинку из Викии на примере модели. Гребцы, похоже, что сидели также прямо на скамьях на палубе,







Ну и для фараона и его свиты поставлена кабинка, без особых изысков как внутри, так и снаружи. Хотя вероятно, она была украшена чем-то съемным. Для удобства перехода на берег есть откидной мостик.







В движение ладья приводилась десятью парами весел, в движении, они конечно, были на уровне борта, в музее их них ради экономии места оставили пять пар и не очень наглядно закрепили высоко над палубой.







У лоцмана была своя отдельная кабинка на носу судна, видимо он должен был обладать громким голосом, чтобы подавать команды рулевому или капитану на корме, ведь это сорок метров расстояния - сама ладья 43,3 м в длину и 5,6 м в ширину. Плавать по Нилу было непросто из-за многочисленных отмелей. Поэтому на носу судна, на баке, находился человек, который футштоком или лотом все время замерял глубину.




Нос лодки с традиционным стилизованным изображением цветка лотуса, как и на корме.







В общем, красивая и весьма удивительная с точки зрения технологии вещь. А в следующем посте я напишу про поездку в Саккару, к самой первой египетской пирамиде и к другим памятникам.




Январь 2009 года.

Часть I: Египет моими глазами
Часть II: Хургада и подводная лодка
Часть III: Храм в Карнаке
Часть IV: Храм Хатшепсут, Долина Цариц и колоссы Мемнона
Часть V: Вверх по Нилу
Часть VI: Храмы в Эдфу и Ком-Омбо
Часть VII: Асуан и плотины
Часть VIII: Окрестности Асуана
Часть IX: Стражи Абу-Симбела
Часть X: Поезд Асуан - Эль-Гиза
Часть XI: На дорогах Египта
Часть XII: Пирамиды и Сфинкс
Часть XIII: Александрия

Ноябрь 2014 года:

Египет, часть XIV: Каир повседневный
Египет, часть XV: Пирамиды на плато Гиза

Египет

Previous post Next post
Up