Западные ворота России. Часть 1: Нойтиф

Mar 14, 2013 14:19



У  России, вернее у её калининградского эксклава, есть настоящие Западные ворота - морской проход в узкой Балтийской косе. На его северной стороне стоит Балтийск - самый западный город России, который я уже показал в двух частях ( город и гавань); южная сторона - безымянный посёлок, формально дальний район Балтийска. Между ними в среднем раз в два часа ходит паром "Нида". В 1887 году ворота "приросли" двумя молами - Северным (520 метров) и Южным (1100 метров), первый отмечен памятником императрице Елизавете Петровне, второй - руинами немецкого форта. А со стороны залива на косе находятся развалины авиабазы Люфтваффе "Нойтиф", пожалуй крупнейший в России комплекс зданий Третьего Рейха. Обо всём этом - в следующих двух частях, и в первой покажу переправу на Балтийскую косу и Нойтиф.
Как и в самом Балтийске, меня тут сопровождал soullaway.

Начнём этот поход там же, где и прошлую часть - на городской пристани, только посмотрим теперь не в город, а в море. У пристани промозглым утром ждёт паром "Нида". Как пояснил в комментариях sdvsamara, это речной паром, построенный в 1971 году в Волгограде. Вдали видны дома на набережной Балткосы - ширина пролива около 360 метров.

2.


У "Ниды" рейсы в 7:20, 10:00, 12:00, 14:00, 16:00, 18:00, 20:00 и 21:30, летом вроде бы чаще, с косы соответственно минут через 10-15 после. Билеты в кассе, 50 рублей, вход через турникеты. Но самое интересное - с той стороны переправа бесплатна! Как посадка, так и выход в Балтийске. То есть, фактически 50 рублей - это "туда-обратно":

3.


Обычно на паром и машины заезжают в больших количествах. Мы пришли минут за 20 до отправления, и я уж думал, что будем единственными пассажирами (кому надо из города в предместье в 10 утра?), но народ как-то резко подтянется в последние минуты.

4.


Вон наша цель. Справа налево - пристань на косе; вышка управления движением судов и - руины фашистских ангаров:

5.


Правее, уже на морском берегу косы, виден полуразрушенный форт - к нему мы дойдём лишь в следующей части. Пристань стерегут небольшие орудия - увы, классифицировать их я не в состоянии, может кто подскажет:

6.


Отходим! Пристань окружена впечатляющей системой молов. Вид в сторону моря:

7.


Вид в сторону залива, за которым всходит Солнце:

8.


Плавучие доки и лоцманские катера, собравшиеся кого-то выводить из торгового порта:

9.


Вход в гавань, историческая гостиница "Золотой Якорь", Русская набережная с ракетным катером и судоремонтный завод с дымящей трубой и немецкой водонапоркой:

10.


Вообще, тут видно достаточно много, и я сразу покажу ещё несколько кадров с обратной переправы. Чуть-чуть просматривается  Военная гавань, где стоит основная часть Балтийского флота. Увы, эсминцев я не увидел, а вот один из больших десантных кораблей ("проект 775") как на ладони. Эти корабли проектировались и строились в 1975-85 годах Польшей, на Гданьской судоверфи, по заказу СССР, и всего их построено 25. Ныне по 3-4 таких корабля имеет каждый из наших 4 флотов, один в ВМФ Украины, остальные списаны. Каждый такой БДК может нести 225 десантников и 10 танков, а в целом использовались они и как военные транспорты, и как сухогрузы. Более современную серию БДК сейчас строит как раз калининградский "Янтарь". Ну а чтобы оценить не увиденные эсминцы - те крупнее примерно в полтора раза.

11.


Тут за спинами бакланов едва-едва просматривается малый десантный корабль на воздушной подушке (проект "Зубр"), скорее всего "Мордовия" - всего их тут (да и вообще в России) два, и второй в резерве. Самые крупные в мире корабли на воздушной подушке (длина 57 метров) строились с 1986 года в Феодосии и Петербурге, могут перевозить 140 десантников и 3 танка (или 10 бронетранспортёров). Интересно, что в итоге главным пользователем этих кораблей стала Греция - если у нас их два, то грекам мы таких продали 4.

12.


А ещё дальше на заливе - торговый порт:

13.


Но вернёмся в утро - виды с вечерней переправы я ещё покажу... Пока же наш паром подходит к пристани на косе, где его уже ждут:

14.


Коса - это такой анти-Балтийск. В городе она имеет репутацию места, куда без крайней надобности лучше не соваться, и контингент тут правда специфический: процент гопников, забулдыг и "расписных" уголовников тут явно на порядок выше, чем в городе. Для России коса - фактически остров, ведь её пересекает польская граница, и в том, как держатся её жители с человеком "большой земли", это чувствуется - настоящие островитяне, даже в самом опустившемся состоянии не забыващие про свою обособленность.
От пристани по набережной можно выйти к форту, а по улице Некрасова, идущей параллельно заливу - прямиком в Нойтиф, заброшенные постройки которой начинаются в нескольких сотнях метров:

15.


Военную авиабазу на косе немцы построили в 1934-39 годах, и не берусь предполагать, над какими нашими городами летали её самолёты. База имела 6 ангаров, две взлётно-посадочные полосы с подогревом, гидрогавань (т.е. посадочная площадка для гидросамолётов)... при штурме Пиллау всё это практически не пострадало, и до 1990-х годов тут находилась советская авиабаза. Как часто бывало в Калининградской области, немецкое качество сыграло с новыми владельцами злую шутку - почти полвека всё здесь работало без ремонта, а когда в 1980-е годы стало выходить из строя, ремонтр требовался уже тотальный. В общем, в 1990-е отсюда ушли и наши военные, и в руины база превратилась за последние 20 лет.

16.


Тем не менее, масштаб её построек впечатляет. Каждый из 6 ангаров примерно 130х30 метров. Мы обошли их все - первый виден на кадре выше. Рядом с сооружением, откуда снят этот кадр - небольшой воинский мемориал: за штурмом Пиллау последовал штурм Балтийской косы 26 апреля 1945 года - часть гарнизона успела переправиться и отступала по косе на Данциг. Против них был брошен десант... у немцев в том бою несколько тысяч человек чуть-чуть не дожили до поражения, у нас полторы сотни - до победы.

17.


Вид от первого ангара на второй - они устроены совершенно по-разному, и видимо предназначались для разной техники.

18.


Можно беспрепятственно зайти, подняться наверх. Там уже выросла роща, через которую летом не продерёшься:

19.


Портовая вышка и силуэт Балтийска за проливом:

20.


Судоремонтный завод ультразумом сквозь дымку... часть построек ещё явно немецкие. Дымящая труба принадлежит единственной в Балтийске котельной, работающей и на завод, и на город.

21.


Второй ангар - один из трёх типовых, собственно авиационных, и наиболее целый. На башне видны остатки циферблата, в архитектуре угадывается "новая вещественность", которую фашисты всё-таки сохранили в сфере промышленного строительства:

22.


В пристройке этого ангара обитает, кажется, гребная школа:

23.


Залив. При немцах и залив, и пролив, и коса назывались Фришскими; сейчас залив у нас Калининградский, в Польше Вислинский; коса - у нас Балтийская, там Вислинская; пролив - Балтийский:

24.


Ряд ангаров вдоль гидрогавани - ещё по два разных типов:

25.


Качество немецкого бетона конечно поражает. Ни за что не догадаешься, что эти штуковинам почти 80 лет:

26.


На вышку второго ангара можно беспрепятственно подняться:

27.


Как на ладони вся гидрогавань, на той стороне которой ещё и взлётно-посадочная полоса:

28.


Лесистый островок и высокий берег континента. На этом берегу стоит Бальга, из которой этот островок также виден:

29.


Взгляд назад. Ангары, вышка, залив, город:

30.


Вроде бы - бывшая радиостанция:

31.


И наконец два последних ангара, самых крупных и отличающихся от других:

32.


Фотографии плохо передают масштаб этих залов, в которых можно играть в футбол или гонять на джипе. В пристройках - обильные граффити:

33.


34.


34а.


Над крышей последнего ангара:

35.


Взгляд назад:

36.


За ангарами - так называемая Шведская гора высотой целых 12,6 метров. Название - скорее всего, наследство Тридцатилетней войны, когда Густав Адольф удерживал Фришскую косу 9 лет и начал строить крепость Пиллау.
Как видите, пейзаж тут почти тот же, что на Куршской - только и дюны, и сосны гораздо ниже:

37.


В соснах затерялось ещё одно здание, о назначении которого мы с Соловьём только гадали:

38.


А забравшись на крышу, обнаружили, что сохранилась его небольшая часть:

39.


Покидаем район гидрогавани. От балтийских ветров танцуют не только сосны, но и водонапорные башни:

40.


Дальше целый квартал судя по всему бывших казарм. Лётчики - всё-таки армейская элита, тем более в те времена, и их казармы были достаточно комфортными общежитиями. А в архитектурном смысле - Третий Рейх как он есть:

41.


Один из корпусов занят общежитием АтлантНИРО, другие - обычные жилые дома. Старые машины, похмельный дух:

42.


43.


Близ одной из казарм - памятник:

44.


Две недели до Победы, две недели! А ведь были и десятки тысячх погибших в боях за Берлин, и в Праге уже после падения германской столицы, и раненные, увидевшие Победу, но умершие от ран на чужбине, и те, кто словили пулю какого-нибудь несмирившегося с капитуляцией нациста. Помню, как в Кутной-Горе в далёком 2002 году на кладбище монастыря урсулинок (это где костехранилище) увидел могилу под красной звездой - имени умершего я не запомнил, но умер он в начале июня 1945 года. А кто-то погиб и на Сахалине, в Корее, в Маньчжурии, когда кончилась Великая Отечественная, но не кончилась Вторая Мировая.

44а.


Поле отделяет от военной базы собственно посёлок Нойтиф, ныне безымянный:

45.


В здании школы, по данным mebius777, обитает музей Балтийской косы - но я в него, как и в музей Куршской косы, не заходил, только теперь - потому что в принципе не знал о его существовании.

46.


Мы вышли к берегу Балтики. Посмотрим на юг - где-то там, за воинскими частями и за безлюдными дюнами и пляжами, на польской границе - крайняя западная точка России. 19°38′19″ восточной долготы. До крайней восточной точки отсюда по прямой около 7000 километров через полюс и около 10 000 через территорию России, одного порядка  с расстояниями до Сингапура, Кейптауна или Лос-Анджелеса.

47.


В следующей части - о Балтийском проливе и двух его берегах.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД-2013
Вступление. Зарисовки, благодарности, дисклеймер.
Литовский транзит.
Восточная Пруссия
Бальга. Форпост крестоносцев.
Ода немецкой архитектуре.
Немецкая инфраструктура.
Янтарный край.
Заграничная Россия. Современный колорит.
Калининград/Кёнигсберг.
Город, который есть.
Призраки Кёнигсберга. Кафедральный собор.
Призраки Кёнигсберга. Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф.
Призраки Кёнигсберга. Ломзе, Форштадт, Ластадия.
Призраки Кёнигсберга. Трагхайм и Росгартен..
Площадь Победы, или просто Площадь.
Внутреннее кольцо. От Фридландских ворот до моста.
Внутреннее кольцо. От Фридрихсбургской крепости до Площади.
Внутреннее кольцо. Башня Врангеля - Литовский вал - Преголя.
Внешнее кольцо и аэродром Девау.
Хуфен и Марауниенхоф.
Город-сад Амалиенау.
Ратхоф и Юдиттен.
Понарт.
Музей Мирового океана.
Самбия, или Земландия.
Янтарный берег. Зеленоградск (Кранц).
Куршская коса.
Янтарный берег. Светлогорск (Раушен).
Янтарный берег. Янтарный.
Балтийск (Пиллау). Город.
Балтийск (Пиллау). Гавань у Русской набережной.
Западные ворота России. На Балтийскую косу и обратно.
Натангия, Вармия, Бартия.
Багратионовск (Прёйсиш-Эйлау).
Дорога через Правдинск (Фридланд)
Железнодорожный (Гердауэн).
Вдоль Мазурского канала.
Надровия, или Малая Литва.
Дорога на Черняховск.
Черняховск. Инстербург и Георгенбург.
Черняховск (Инстербург). Центр.
Черняховск (Инстербург). Предместья и Веселовка.
Озёрск (Даркемен).
Гусев (Гумбинен).
Советск (Тильзит). Центр.
Советск (Тильзит). Предместья.
Неман от замка Рагнит до моста королевы Луизы.

немецкое, природа, Пруссия, дорожное, переправы, Балтийск, "Балтийские ветры", транспорт, суда и корабли, Калининградская область

Previous post Next post
Up