Сегодня в нашем проекте
История улиц мира 1949 год.
Хотел, как обычно, начать с Пекина, но на этот раз всё же пойдём с Запада на Восток и закончим СССР.
АМЕРИКАНСКИЙ КОНТИНЕНТ
В 1949 году на США приходилось 3/4 мирового производства автомобилей и, соответственно, 3/4 мирового автопарка. Это была единственная страна в мире, которая ещё в 1930-е годы подошла к пределу автомобилизации.
Но вот глядя на снимки даунтаунов (т.е. деловых центров крупных городов) в это трудно даже поверить! Ни диких пробок, ни парковок на тротуре в три ряда. Припаркованных на улице машин вообще видно мало. Подземные паркинги и рациональная организация трафика - и город выглядит цивильно, по-человечески!
Манхеттен к 1949 г. уже три года как распрощался со звоном трамваев.
Тайм-сквер в Нью-Йорке:
Война затормозила обновление модельного ряда американских авто почти на 10 лет. По какой-то невероятной причине первые послевоенные модели вышли не осенью 1945 г., и только в 1949-м!
Поэтому трафик 1949-го почти неотличим от трафика 1942-го.
Обратите внимание, знаменитое нью-йорское такси ещё не желтое, а какое-то канареечное))
Несмотря на победившую сверхавтомобилизацию, в 1949 году почти во всех крупных городах трамвай был ещё неприменным атрибутом уличного трафика.
Лос-Анджелес:
Трамваям в Чикаго оставалось ещё 9 лет жизни:
А вот вашингтонский трам продержится до 1962 года.
Благодаря особой планировке и ограничению высотники вашингтонские улицы никогда не выглядели как серые каменные ущелья:
В Москве бы сейчас на этих прекрасных газонах наделали парковочных карманов для отстоя ржавых "газелей" и прочего автохлама.
Канада по уровню автомобилизации хоть и уступала США, но сильно превосходила тогдашнюю послевоенную Еевропу.
Обилие машин на улицах Старого города в Квебеке:
Обратите внимание на древние электрические столбы, которые в крупных городах Канады задержались до 1970-х, если не позже.
По Гаване ещё бегают трамвайчики, которые ликвидируют в 1952 году по причине сверхавтомобилизации (машинам не хватало места!):
Забитые новыми американскими авто узкие улочки Старой Гаваны:
На главной площади Мехико тоже полно трамваев:
ЕВРОПА
Европа к 1949 году уже немного начала оправляться от военных потрясений и восстанавливать автопром.
Производство автомобилей в Англии превзошло рекордный показатель 1937 года.
Но лондонский трафик последние 100 лет, с момента появления красных даблдеккеров, выглядел всегда примерно одинаково и узнаваемо. Степенно и консервативно.
Но сравнить эпохи всё равно интересно.
Пикадилли в 1949 году:
И в наше время:
В Дублине как раз в 1949 году убрали трамвай с главной улицы города (О'Коннелл-стрит), так что это крайне редкое цветное фото запечатлело конец целой эпохи:
На главной улице Эдингбурга (Принцесс-стрит) дни трамвая тоже были сочтены, но он протянул там (как и во всём городе) до 1956 г., чтобы триумфально вернуться уже в 21 веке.
Улицы всех крупных и средних городов Германии в 1949 году ещё лежали в руинах, но на них постепенно возвращалась мирная жизнь, создавая причудливные контрасты.
Франкфурт:
Самые большие контрасты будут, конечно, в разделённом Берлине, но в 1949 году граница между двумя мирами была ещё очень зыбкой:
Конечно, разрушительные вихри Второй мировой затронули не все города Европы.
Мадрид отбомбили ещё в 1930-е и внешние раны Гражданской войны спустя 10 лет уже были залечены.
Гран-виа, нечто среднее между Бродвеем и улицей Горького, с вялым трафиком и британскими даблдеккерами:
Брусчатка вся на месте. Не помню, заасфальтировали её теперь или даже не собирались?
Елисейские поля тоже никто не собирался асфальтировать:
Лицо французского автопрома будет оставаться довоенным вплоть до середины 1950-х, пока не появится "Богиня".
После принудительного велосипедизма военных лет парижские улицы вновь заполнились автомобилями и автобусами.
На плозади Оперы:
В 1949 г. уже стала проявляться специческая черта римского и вообще итальянского трафика - обилие мотороллеров:
Италия в 1949 г. выпустила всего 65 тыс. автомобилей, но римский трафик местами был довольно напряженный:
Амстердам в 1949 г., как нетрудно догадаться, был велосипедной столицей Европы:
АЗИЯ
Азия в 1949 году переживала драматические перемены, на её просторах происходила становление новых государств, больших и малых.
В октябре в Пекине провозгласили создание Китайской Народной Республики. Её первые недели были тщательно хроникированы на цветной плёнки советских фотографом и оператором Владиславом Микошей.
Пекин предстаёт перед нами огромным средневековым городом, в который, однако, уже успели проникнуть почти все атрибуты современного урбанизма. На оживлённой привокзальной площади у древних крепостных ворот скопление пока ещё американских автомобилей:
На этом снимке мы видим пекинский трафик 1949-го во всей красе:
Совсем другим был Шанхай, в центре готорого сохранялся устоявший посреди войн островок западной цивилизации.
Микоша успел запечатлеть знаменитую набережную Бунд ещё такой, какой она была до прихода маоистов - полной современных автомобилей, грузовик, рикш, джонок и всевозможного товара:
Через несколько лет там будет пустота с редкими троллейбусами и велосипедистами. Автомобили исчезнут из этого великого города на десятилетия.
На память о былой интенсивности трафика останется будка регулировщика и первый в Китае светофор:
Чуть в стороне от небоскрёбов Бунда трафик местами довольно сильно походил на пекинский, если не считать троллейбусов (это старейшая в мире система, непрерывно действующая с 1914 г.!):
После Шанхая Гонконг 1949 г. смотрелся довольно скромно, но у этого города уже совсем скоро будет невероятный взлёт:
А вот Сеул 1949 г. отделяли от будущего взлёта страшные годы войны и разрухи. Таким был город за год до начало бомбёжек:
Сеульская маршрутка 70-летней давности:
А это уже знаменитая манильская маршрутка-джипни. Даже не верится, что она была такой в 1949 году:
Не менее колоритный транспорт старой Манилы:
Потрясающая экзотика колониальной Батавии, которая как раз в 1949 г. станет столицей независимой Индонезии под названием Джакарта.
Снимки конца 1940-х.
Найти бы современный вид этих уголков города для сравнения!
На одной из главных улиц Батавии-Джакарты:
Сингапур около 1949 г.:
Сингапур около 1949 г.:
СССР
По выпуску легковых автомобилей в 1949 г. СССР сохранял седьмое место в мире после США (5120 тысяч), Англии (412 тысяч), Канады (194 тысячи), Франции (188 тысяч), ФРГ (104 тысячи) и Италии (65 тысяч).
Но на одной из главных транспортных артерий "советского Детройта" (Горького) в кадр 1949 года попали лишь трамваи:
Не густа с автомобилями и в Свердловске из кинохроники 1949 года:
Но на проспект Ленина всё же можно заметить несколько черных "эмок" (лицензионный Форд 1934 г.) и, возможно, чего-то трофейного:
Зато какое прекрасное благоустройство улиц! И никакой буржуазной брусчатки, всю один идеологически чистый асфальт.
На кадре кинохронике Ленинграда 1949 года также нет легковушек, зато можно увидеть кое-какую экзотику вроде автобуса-барбухайки и американского армейского внедорожника:
По Невскому проспекту в 49-м ещё ходили трамваи, их уберут уже в следующем, 1950-м году:
На красивых журнальных снимках советский трафик того времени представлен более насыщенным и разнообразным.
Тот же Невский с обложки журнала 1949 г.:
А это "кишащий автомобилями" сибирский город Сталинск (Новокузнецк) из журнала "Советский Союз" за 1949 год:
Красивый голубой трамвай М-38 смотрится не хуже своих собратьев где-нибудь в Вашингтоне, но был он на весь город всего один...
Все серии проекта "Сравнительная история улиц мира":
1934-36,
1937,
1938, 1939, 1940,
1941,
1942,
1943, 1944,
1945,
1946,
1947,
1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954,
1955,
1956,
1957,
1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965,
1966-улицы СССР/
1966-улицы мира,
1967,
1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975,
1976-улицы СССР/
1976-улицы мира,
1977,
1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985,
1986,
1987-улицы мира/
1987-улицы СССР,
1988, 1989, 1990, 1991,
1992,
1993, 1994, 1995,
1996,
1997,
1998, 1999,
2006