Улицы мира 70 лет назад. 1949 год

Oct 15, 2019 22:23

Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1949 год.

Хотел, как обычно, начать с Пекина, но на этот раз всё же пойдём с Запада на Восток и закончим СССР.

АМЕРИКАНСКИЙ КОНТИНЕНТ

В 1949 году на США приходилось 3/4 мирового производства автомобилей и, соответственно, 3/4 мирового автопарка. Это была единственная страна в мире, которая ещё в 1930-е годы подошла к пределу автомобилизации.
Но вот глядя на снимки даунтаунов (т.е. деловых центров крупных городов) в это трудно даже поверить! Ни диких пробок, ни парковок на тротуре в три ряда. Припаркованных на улице машин вообще видно мало. Подземные паркинги и рациональная организация трафика - и город выглядит цивильно, по-человечески!

Манхеттен к 1949 г. уже три года как распрощался со звоном трамваев.

Тайм-сквер в Нью-Йорке:



Война затормозила обновление модельного ряда американских авто почти на 10 лет. По какой-то невероятной причине первые послевоенные модели вышли не осенью 1945 г., и только в 1949-м!
Поэтому трафик 1949-го почти неотличим от трафика 1942-го.
Обратите внимание, знаменитое нью-йорское такси ещё не желтое, а какое-то канареечное))






Несмотря на победившую сверхавтомобилизацию, в 1949 году почти во всех крупных городах трамвай был ещё неприменным атрибутом уличного трафика.

Лос-Анджелес:




Трамваям в Чикаго оставалось ещё 9 лет жизни:




А вот вашингтонский трам продержится до 1962 года.




Благодаря особой планировке и ограничению высотники вашингтонские улицы никогда не выглядели как серые каменные ущелья:




В Москве бы сейчас на этих прекрасных газонах наделали парковочных карманов для отстоя ржавых "газелей" и прочего автохлама.

Канада по уровню автомобилизации хоть и уступала США, но сильно превосходила тогдашнюю послевоенную Еевропу.

Обилие машин на улицах Старого города в Квебеке:




Обратите внимание на древние электрические столбы, которые в крупных городах Канады задержались до 1970-х, если не позже.

По Гаване ещё бегают трамвайчики, которые ликвидируют в 1952 году по причине сверхавтомобилизации (машинам не хватало места!):




Забитые новыми американскими авто узкие улочки Старой Гаваны:




На главной площади Мехико тоже полно трамваев:




ЕВРОПА

Европа к 1949 году уже немного начала оправляться от военных потрясений и восстанавливать автопром.
Производство автомобилей в Англии превзошло рекордный показатель 1937 года.
Но лондонский трафик последние 100 лет, с момента появления красных даблдеккеров, выглядел всегда примерно одинаково и узнаваемо. Степенно и консервативно.




Но сравнить эпохи всё равно интересно.

Пикадилли в 1949 году:




И в наше время:




В Дублине как раз в 1949 году убрали трамвай с главной улицы города (О'Коннелл-стрит), так что это крайне редкое цветное фото запечатлело конец целой эпохи:




На главной улице Эдингбурга (Принцесс-стрит) дни трамвая тоже были сочтены, но он протянул там (как и во всём городе) до 1956 г., чтобы триумфально вернуться уже в 21 веке.




Улицы всех крупных и средних городов Германии в 1949 году ещё лежали в руинах, но на них постепенно возвращалась мирная жизнь, создавая причудливные контрасты.
Франкфурт:




Самые большие контрасты будут, конечно, в разделённом Берлине, но в 1949 году граница между двумя мирами была ещё очень зыбкой:




Конечно, разрушительные вихри Второй мировой затронули не все города Европы.
Мадрид отбомбили ещё в 1930-е и внешние раны Гражданской войны спустя 10 лет уже были залечены.
Гран-виа, нечто среднее между Бродвеем и улицей Горького, с вялым трафиком и британскими даблдеккерами:




Брусчатка вся на месте. Не помню, заасфальтировали её теперь или даже не собирались?

Елисейские поля тоже никто не собирался асфальтировать:




Лицо французского автопрома будет оставаться довоенным вплоть до середины 1950-х, пока не появится "Богиня".
После принудительного велосипедизма военных лет парижские улицы вновь заполнились автомобилями и автобусами.

На плозади Оперы:




В 1949 г. уже стала проявляться специческая черта римского и вообще итальянского трафика - обилие мотороллеров:




Италия в 1949 г. выпустила всего 65 тыс. автомобилей, но римский трафик местами был довольно напряженный:




Амстердам в 1949 г., как нетрудно догадаться, был велосипедной столицей Европы:




АЗИЯ

Азия в 1949 году переживала драматические перемены, на её просторах происходила становление новых государств, больших и малых.
В октябре в Пекине провозгласили создание Китайской Народной Республики. Её первые недели были тщательно хроникированы на цветной плёнки советских фотографом и оператором Владиславом Микошей.
Пекин предстаёт перед нами огромным средневековым городом, в который, однако, уже успели проникнуть почти все атрибуты современного урбанизма. На оживлённой привокзальной площади у древних крепостных ворот скопление пока ещё американских автомобилей:




На этом снимке мы видим пекинский трафик 1949-го во всей красе:




Совсем другим был Шанхай, в центре готорого сохранялся устоявший посреди войн островок западной цивилизации.
Микоша успел запечатлеть знаменитую набережную Бунд ещё такой, какой она была до прихода маоистов - полной современных автомобилей, грузовик, рикш, джонок и всевозможного товара:




Через несколько лет там будет пустота с редкими троллейбусами и велосипедистами. Автомобили исчезнут из этого великого города на десятилетия.
На память о былой интенсивности трафика останется будка регулировщика и первый в Китае светофор:




Чуть в стороне от небоскрёбов Бунда трафик местами довольно сильно походил на пекинский, если не считать троллейбусов (это старейшая в мире система, непрерывно действующая с 1914 г.!):




После Шанхая Гонконг 1949 г. смотрелся довольно скромно, но у этого города уже совсем скоро будет невероятный взлёт:




А вот Сеул 1949 г. отделяли от будущего взлёта страшные годы войны и разрухи. Таким был город за год до начало бомбёжек:




Сеульская маршрутка 70-летней давности:




А это уже знаменитая манильская маршрутка-джипни. Даже не верится, что она была такой в 1949 году:




Не менее колоритный транспорт старой Манилы:




Потрясающая экзотика колониальной Батавии, которая как раз в 1949 г. станет столицей независимой Индонезии под названием Джакарта.
Снимки конца 1940-х.




Найти бы современный вид этих уголков города для сравнения!




На одной из главных улиц Батавии-Джакарты:




Сингапур около 1949 г.:




Сингапур около 1949 г.:




СССР

По выпуску легковых автомобилей в 1949 г. СССР сохранял седьмое место в мире после США (5120 тысяч), Англии (412 тысяч), Канады (194 тысячи), Франции (188 тысяч), ФРГ (104 тысячи) и Италии (65 тысяч).

Но на одной из главных транспортных артерий "советского Детройта" (Горького) в кадр 1949 года попали лишь трамваи:




Не густа с автомобилями и в Свердловске из кинохроники 1949 года:




Но на проспект Ленина всё же можно заметить несколько черных "эмок" (лицензионный Форд 1934 г.) и, возможно, чего-то трофейного:




Зато какое прекрасное благоустройство улиц! И никакой буржуазной брусчатки, всю один идеологически чистый асфальт.

На кадре кинохронике Ленинграда 1949 года также нет легковушек, зато можно увидеть кое-какую экзотику вроде автобуса-барбухайки и американского армейского внедорожника:




По Невскому проспекту в 49-м ещё ходили трамваи, их уберут уже в следующем, 1950-м году:




На красивых журнальных снимках советский трафик того времени представлен более насыщенным и разнообразным.
Тот же Невский с обложки журнала 1949 г.:




А это "кишащий автомобилями" сибирский город Сталинск (Новокузнецк) из журнала "Советский Союз" за 1949 год:




Красивый голубой трамвай М-38 смотрится не хуже своих собратьев где-нибудь в Вашингтоне, но был он на весь город всего один...

Все серии проекта "Сравнительная история улиц мира":
1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/ 1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/ 1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/ 1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2006

Авто-мото, urban evolution, История транспорта, 1940-е

Previous post Next post
Up