Сегодня в нашем проекте
История улиц мира улицы 1988 года.
30 лет назад мир стоял на пороге больших перемен: начиналась т.н. "мировая демократическая революция", которая за 5 лет приведёт к смене режимов в 60 (!) странах, включая вновь образованные. И если с демократией у большинства из них в итоге так и не сложилось, то идеи рыночного потребительского общества утвердились почти повсеместно.
Последующие 30 лет глобализация будет неумолимо превращать почти все города мира в общий рынок мирового автопрома, и по транспортному потоку на хайвэе уже будет сложно отличить Джакарту от Лос-Анджелеса, а Пекин от Москвы.
Но в 1988 году экзотика была буквально на каждом шагу! Половина мира (если считать по населению) ещё не успела приобщиться к ценностям всеобщей автомобилизации и это были далеко не только социалистические страны.
Вопреки традиции, начнём в этот раз не с Пекина, а с Ханоя, который 30 лет назад представлял и себя эталонный город "военного коммунизма, ничем не отличаясь от самого себя в каком-нибудь 1968 году:
Всего через два года здесь покончат с колониальным наследием в виде трамвая и начнут строить новую светлую жизнь под лозунгом "Дой мой".
Спустя 30 лет этот город почти пришёл к успеху:
Кстати, Пекин 1988 года почти не отличался от Ханоя, только трамвай там выпилили на 20 лет раньше:
Я даже не буду здесь приводить в очередной раз для сравнения жуткие снимки того автомобильного ада, в который скатился Пекин спустя 30 лет, скажу лишь, что отныне и навсегда китайский автопарк стал крупнейшим в мире, с каждым годом всё дальше оставляя за кормой американский.
Интересно, сами пекинцы ностальгируют теперь по 1988 году?
Кстати, здесь
интересный репортаж о Пекине 1988 года.
Знаменитая набережная Бунд в Шанхае-88:
Конечно, за 30 лет на ней стало более оживлённо:
Пхеньян 1988-го:
Этого город до последнего держался за свои пустые улицы, но из здесь спустя 30 лет о прошлом напоминают только фирменные девушки регулировщицы:
Кстати, это фото уже довольно старое (2015 г.), число машин там увеличивается стремительно и уже отмечаются пробки, а скоро вообще будет типичный мегаполис "Третьего мира" (его "богатой" части).
Само собой, мы не обойдёмся биз Тираны 1988 года с её абсолютно нулевым уровнем автомобилизации:
Стоит ли и говорить, что город довольно быстро пришёл к успеху после падения одиозного режима догматиков-изоляционистов?
Вот, и 20 лет не прошло, как стал нормальной столицей "Третьего мира" (фото 2006 г.):
Как говорится, "всё то, о чём так долго мечтали".
Вот ещё албанский Шкодер 88-го:
Из "экзотических" соцстран разве что гаванский траффик 1988 г. пока ещё не так сильно отличается от современного:
Конечно, с развитыми европейскими соцстранами не будет такого контраста. Там уже к концу 1980-х гг. улицы крупных исторических городов начали достигать пределов автомобильной вместимости.
Вот, например, Москва, Смоленская площадь, 1988:
Феноменальной по своей полноте срез позднесоветского автопарка в одном кадре! До самого конца СССР его отличительной чертой оставался высокий процент грузовиков в военной окраске, плюс хотя бы один "армейский" внедорожник на 5 легковушек. А вот "частников" даже последние годы советского благополучия в потоке было процентов 10%.
Спустя 30 лет пропорция стала обратной, а автопарк в Москве увеличился раз в 20! Вконец обезумевшее правительство города теперь расширяет пешеходные зоны в центре и подтягивает к нему со всех концов гигантские эстакады хайвэев, в лучших традициях "Третьего мира".
Конечно, в других мегаполисах СССР машин было поменьше.
"Советский Бразилиа" (Ташкент) рассекали широкие полупустые проспекты, по которым сновали трамваи:
Недавно ташкентский трамвай (исправно служивший с 1912 г.) убили, потому что город пришёл к успеху:
София конца 1980-х демонстрирует последний писк модернистского планирования городского пространства:
Вроде и машин-то немного, а людей так старательно отделили от транспортных потоков, чтобы они "не путались под колёсами". У них вот своё "гетто" между широкими магистралями. И всё это торжество больших скоростей - в самом историческом сердце города, которое по уму вообще должно быть пешеходным.
Главная улица Восточного Берлина в 1988 г.:
Если не считать устарелости почти всех моделей, то "витрина социализма" выглядит вполне как обычный капитализм (к чему, собственно, и стремились).
В арабско-социалистическом Алжире 88-го ещё больше частных машин, но на улицах уже неспокойно, назревает гражданская война:
Кстати, не совсем понятно, откуда у страны соцориентации взялся такой большой и довольно свежий автопарк? То же за нефть, как в Ливии?
Ошибочно полагать, что вся улично-транспортная экзотика 30 лет назад была сосредоточена в странах социализма и примкнувших к ним.
Нет, она была на каждом шагу, и в "первом", и в "третьем" мире.
Вот, например, Индия, которая скоро обгонит США по размерам автопарка, всего 30 лет назад была каким-то "заповедником транспортных древностей".
Там был капитализм, но какой-то наглухо закрытый от всего мира и дико тормознутый. Ввоз иностранных машин был строго запрещён, а сами автопром толком наладить не могли: выпускали до 2006 г. английский "Адмирал" модели 1955 (!!!) года. Ну, примерно похожий на наш 403-й "Москвич". И почти все эти машины шли в такси, частных автовладельцев до начала 21 века было ничтожно мало.
Снимок Бомбея 1988 года вполне сошёл бы и за 1958 год, если бы ни одна более-менее современная модель в кадре:
Весь этот "британско-колониальный шарм" на памяти далеко не старых людей.
А теперь там просто жопа:
Но бомбейский колорит 88-го меркнет на фоне калькуттского:
Господа, это не коммунистический Ханой, это свободная капиталистическая Калькутта 1988 года:
Ну и сравните теперь с Восточным Берлином? Получается, что "идеологические" различия ничтожно мало влияют на внешний облик городов по сравнению с "цивилизационными".
Манильская экзотика - это забористый коктейль из испанских, штатовских и восточно-азиатских ингредиентов.
Испанские тарантасы, американские "джипни", немецкие "жуки" - всё смешалось в Маниле 1988 года:
Теперь давайте посмотрим, как изменилась с 1988 года столица "самой свободной" африканской страны, основанной по решению правительства США и названной в честь американского президента.
Монровия тогда:
Монровия теперь (какие-то годы 21 века):
У африканской улицы свой особый колорит, даже если африканская страна находится в Западном полушарии.
В Порт-о-Пренсе 1988 года ничего не слышали про разделение транспортных и пешеходных потоков:
Обратите внимание, что основной транспорт здесь - маршрутки. В 1988 году это была редкая "африканская" экзотика, в 21 веке они надолго станут важнейшей частью транспорта большинства пост-советских городов.
Маршрутки в Гане 1988 года:
А вот сеульский траффик 1988 года выглядит уже довольно банальным, странах успела прийти к успеху раньше большинства своих азиатских соседей:
Кажется, именно в 1988-м южнокорейцы вышли на годовой уровень производства в один миллион автомобилей.
А вот у Малайзии вершины автопрома тогда были ещё впереди, вместе с хайвэями и большими пробками. Но страна уже была на подъёме, летела к успеху.
Старый колониальный Куала-Лумпур сиротливо прищемился на фоне быстро растущих гор из стекла и бетона:
Разбогатевшая на нефти столица ОАЭ смотрится также весьма банально для 1988 года:
Машин ещё маловато, небоскрёбы не подрасли, но всё уже как-то слишком правильно, как при развитом социализме))
Трудно поверить, но Багдад 30 лет назад был очень спокойным, безопасным и благополучным городом.
Из экзотики - только красные даблдеккеры, ещё неизжитое наследие колониального прошлого:
В странах "Первого мира" также можно было найти кое-какую экзотику.
Например, Лиссабон ещё не успел расстаться со старыми британскими автобусами, которые придавали ему такой шарм:
Интересно, в каком году из португальской столицы исчезли последние рейсовые даблдеккеры? Я в 2006-м уже их не застал. А жаль.
Кстати, обратите внимание, что здесь от британцев не только автобус, но и сама структура столичного общественного траспорта. Половина легковушек - такси.
Ну, хоть древние трамвайчики из 1988-го они сохранили:
А вот американский траффик к концу 1980-х становился всё менее оригинальным - классические американские машины огромных размеров всё больше устпали место "усреднённым" моделям. Даже авторам фильмов приходилось добирать "экзотику" за счёт знаменитых "подэтакадных" видов.
В Чикаго 1988 года:
Да, в конце 1980-х такие уличные эстакады были уже уходящей натурой, пережитком урбанистической культуры конца 19 века. Кто же мог знать, что в 21 веке начнётся их "второе пришествие" в мегаполисах "Третьего мира"?
Как всегда, буду рад любым замечаниям, дополнениям и мыслям от читателей.
Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905,
1906, 1907, 1908,
1909, 1910, 1911, 1912,
1913,
1914 , 1915,
1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922,
1923,
1924, 1925,
1926, 1927,
1928, 1929, 1930, 1931, 1932,
1933,
1934/
1934-36-улицы,
1935,
1936,
1937/
1937-улицы, 1938, 1939, 1940,
1941-война/
1941-улицы, 1942/
1942-улицы, 1943, 1944,
1945 война,
1945 мир,
1946/
1946-улицы,
1947/
СССР-1947/
1947-улицы,
1948-улицы, 1949,
1950/
СССР-1950, 1951,
1952/
СССР-1952,
1953/
СССР-1953/
США-1953,
1954/
СССР-1954,
1955/
СССР-1955/
1955-улицы,
1956/
СССР-1956/
1956-улицы,
1957/
СССР-1957/
1957-улицы, 1958, 1959, 1960,
1961/
СССР-1961, 1962,
1963/
СССР-1963,
1964,
1965/
СССР-1965,
1966/
СССР-1966/
1966-улицы СССР/
1966-улицы мира,
1967/
СССР-1967/
1967-улицы, 1968, 1969, 1970,
1971, 1972,
1973/
СССР-1973,
1974,
1975,
СССР-1975,
1976/
СССР-1976/
1976-улицы СССР/
1976-улицы мира,
1977/
СССР-1977/
1977-улицы, 1978, 1979, 1980,
1981/
СССР-1981, 1982,
1983,
1984/
СССР-1984,
1985,
1986/
СССР-1986/
1986-улицы,
1987/
СССР-1987/
1987-улицы/
1987-улицы СССР, 1988,
1989/
СССР-1989,
1990/
СССР-1990,
1991/
СССР-1991,
1992/
СНГ-1992/
1992-улицы,
1993,
1994/
РФ-1994,
1995/
РФ-1995,
1996/
РФ-1996/
1996-улицы,
1997/
РФ-1997, 1998,
1999/
РФ-1999.