Моя философия. Трансцендентальный тринитарный реализм:
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12),
(13),
(14),
(15),
(16),
(17),
(18),
(19),
(20),
(21),
(22),
(23),
(24),
(25),
(26),
(27),
(28),
(29),
(30),
(31),
(32),
(33),
(34),
(35),
(36),
(37),
(38),
(39).
Уточнение метафизики из современной физики:
(40),
(41),
(42),
(43),
(44),
(45),
(46),
(47),
(48).
Путь к синтезу философии Аристотеля и Канта:
(49),
(50),
(51),
(52),
(53),
(54),
(55),
(56),
(57),
(58),
(59),
Таким образом, с проблемой локализации мы разобрались. И здесь будет правильно и всегда очень полезно - и с философской точки зрения, и с точки зрения физики - разделять М-пространство-время и Л-пространство-время. Понимая под М-пространством-время то пространство-время, в котором частицы или тела существуют объективно, независимо от нашего наблюдения и измерения и от нашего сознания и разума, а под Л-пространством-временем - пространство-время локальной физической системы, связанной с наблюдателем, или пространство-время каких-либо других локальных физических систем.
И исходя из понимания, что для локализации какой-либо частицы или тела в нашем Л-пространстве-времени (то есть связанном с системой отсчета наблюдателя), между нашим Л-пространством-временем и Л-пространством-временем, в котором существует частица или тело, должно произойти физическое взаимодействие - через механическое столкновение или физические поля, и имея в виду, что гравитационное взаимодействие - это «не щитово», и его нельзя считать «физическим взаимодействием» двух физических систем. И тогда при взаимодействии двух (или более) физических систем из их двух (или более) Л-пространств-времени возникает одно, общее для них, Л-пространство-время - то есть происходит синхронизация локального пространства и времени этих двух (или более) физических систем. И, в сущности, в основе всех физических процессов и явлений лежит именно синхронизация локальных пространств-времени локальных физических систем. (В скобках заметим, что такой взгляд может показаться близким к т.н. «многомировой интерпретации» квантовой механики, предложенной в 1957 году Эвереттом, но нет - а почему нет, этот вопрос мы более подробно рассмотрим далее, когда дадим краткий обзор некоторых, наиболее распространенных среди современных физиков, интерпретаций квантовой механики).
И поэтому когда Эйнштейн однажды спросил у другого физика, придерживавшегося «копенгагенской интерпретации» квантовой механики: «Вы и вправду думаете, что Луна существует, лишь когда вы на нее смотрите?» - то этот кретин просто не понимал, о чем он спрашивает. Естественно, Луна объективно существует и тогда, когда мы на нее не смотрим, но существует она при этом в М-пространстве-времени. Но ДЛЯ НАС Луна - как некая определенность в нашем Л-пространстве-времени - существует, только когда мы (как физическая система) с ней взаимодействуем - то есть когда мы на нее смотрим, воспринимая свет от Луны. Этот кретин просто не мог отличить объективное бытие («абсолютное» бытие) от бытия феноменологического, а М-пространство-время - как онтологическое («абсолютное») пространство-время - от Л-пространства-времени - как феноменологического пространства-времени. Но Эйнштейн, повторюсь, был жутким кретином, а в философии он не смыслил ровном счетом ничего (как, впрочем, и многие его оппоненты из числа других физиков - тем более, что многие из них также были жидами, которые все свои «философские взгляды» почерпнули в основном из талмуда и каббалы).
А вторая большая проблема квантовой механики, помимо проблемы локализации - это, конечно, «вероятность». И проблема здесь состоит в том, что, по-первых, физики очень плохо понимают, что такое «вероятность» как категория нашего разума, как она возникает и как ее правильно применять. Во-вторых, в том, что физики еще хуже понимают, что такое математическая вероятность. А в-третьих, что такое вероятностные функции (прежде всего, волновая функция) в квантовой механике и что они означают - физики не понимают совсем.
Что такое «вероятность» как философская категория нашего разума -
этот вопрос я уже рассматривал ранее, повторяться не буду, отмечу лишь, что категория «вероятность» - как и категории «необходимость», «возможность» и «действительность» - является модальной категорией. То есть через нее мы (наш разум) определяем не какие-то моменты эмпирического опыта или нашего мышления, а то, как для нас существует реальность в целом. И в этом смысле модальные категории являются наиболее фундаментальными и сложными, так как через них в нашем мышлении обнаруживается метафизическая структура действительной реальности и мира в целом. И поэтому категория «вероятности» - как некая промежуточная между «необходимостью» и «возможностью» - и в самом деле может создать сложности для правильного ее понимания и применения.
И здесь, прежде всего, важно отметить, что через категорию «вероятности» (и вероятностные функции в квантовой механике) мы не описываем актуальную реальность - например, актуальное состояние квантовой физической системы. Через категорию «вероятности», - как категорию, близкую к категории «возможности», - мы описываем: 1. Либо возможное актуальное состояние квантовой системы, с которой мы не взаимодействуем и которую мы не наблюдаем, понимая здесь под «возможностью» ее гипотетическое, предположительное состояние; 2. Либо возможное состояние квантовой системы, в которое она может перейти из одного своего актуального состояния в другое, и здесь «возможность» близка в понятию «способна», то есть описывает объективную природу этой квантовой системы - как, например, когда мы говорим, что этот мальчик может играть на пианино, мы имеем в виду, что он способен это сделать, то есть в любой момент может сесть за пианино и что-нибудь сбацать; 3. Либо возможные результаты измерения этой квантовой системы в будущем, когда эта «возможность» соотнесена с будущим.
То есть категорию «вероятности» в отношении квантовых систем мы применяем либо когда квантовая система находится в М-пространстве-времени, и наше Л-пространство-время не связано с Л-пространством-временем этой квантовой системы - и здесь ситуация очень похожа с проблемой локализации. Либо когда мы говорим о будущем времени в нашем Л-времени, когда наше Л-пространство-время и Л-пространство-время квантовой системы составят одно общее Л-пространство-время в результате измерения квантовой системы (то есть в результате взаимодействия с ней).
Но в любой актуальный момент времени - нашего Л-времени или ее собственного Л-времени - любая квантовая система, конечно, всегда находится во вполне определенном актуальном состоянии. Неопределенность здесь возникает только для нас - по указанным выше причинам. И поэтому никакого «смешения» состояний - как некоей «суперпозиции» вероятностей - никогда не происходит. Все это полный бред. Я этот вопрос подробно рассмотрел при разборе эксперимента с котом Шредингера, и показал, к каким абсурдным и диким выводам приводит такой взгляд на вероятностные состояния квантовых систем. Да, собственно, и сам Шредингер придумал этот мысленный эксперимент именно для того, чтобы показать, что вероятностные состояния в квантовой механике ни в коем случае нельзя понимать как некое «смешанное» актуальное состояние из «суперпозиции» вероятностей нескольких состояний.
Применение категории «вероятности» для второго и третьего случая - как способности квантовой системы перейти в другое состояние и как возможных результатов измерения - особых проблем не вызывает. Ну, то есть там есть проблемы - например, т.н. «проблема измерения» - но связаны они с применением вероятности в первом смысле - для описания актуального состояния системы. И именно этот первый случай применения категории «вероятности» и вызывает больше всего вопросов. Почему?
Потому, что в случае измерения мы имеем в целом вполне понятную картину - ведь эти измерения мы проводим в нашем Л-пространстве-времени. Какие состояния может (способна) иметь система - это мы также обнаруживаем опытным путем, через измерения. А вот в каком актуальном состоянии находится квантовая система вне измерения и до измерения - этот вопрос является противоречивым в самой своей постановке, так как мы принципиально знать этого не можем, а можем лишь выдвигать свои предположения и гипотезы. Ведь до измерения квантовая система находится в каком-то своем Л-пространстве-времени (если она связана и взаимодействует с другими квантовыми системами) или же (если она изолирована) и вовсе находится в М-пространстве-времени, и это состояние для нас принципиально является неопределенностью, по самой своей природе.
В «классической физике» такой проблемы не возникает, так как, во-первых, все ее законы носят детерминированный характер. Поэтому, например, зная какие-то результаты измерения системы, мы можем сказать, в каком актуальном состоянии она сейчас находится, так как измерение не сильно меняет состояние системы или не меняет совсем. А иногда можем даже сказать, в каком состоянии физическая система находилась до измерения - так, по скорости и траектории тела, мы вполне можем вычислить всю траекторию движения этого тела. В квантовой механике измерение меняет состояние системы, а ее «законы» носят вероятностный характер, и поэтому, получив результаты измерения, мы чаще всего не можем сказать, в каком исходном состоянии находилась квантовая система до измерения - ведь и ее исходное состояние описывается вероятностной функцией.
Это во-первых. А во-вторых, в квантовой механике квантовые системы представляют из себя частицы-волны, и что это такое и почему, и как все это понимать - до сих пор остается не очень ясно. Но если при движении частицы-волны в системе отсчета, связанной с Л-пространством-временем наблюдателя, мы еще вполне можем измерять корпускулярные и волновые свойства этого квантового объекта (правда, с учетом принципа неопределенности Гейзенберга), то что из себя представляет эта квантовая система в изолированном состоянии, «сама-по-себе», в М-пространстве-времени - мы принципиально знать не можем. И все, что мы можем здесь сделать (что и делают физики) - это описывать такое состояние через вероятностную волновую функцию, которая, как полагают физики, описывает не только поведение квантовой системы в феноменологическом Л-пространстве-времени, при измерениях, но и ее «объективное» состояние до измерений, в онтологическом М-пространстве-времени. И, таким образом, у физиков получается, что и «объективное» состояние системы представляет из себя некую вероятность - то есть никакого определенного актуального состояния у такой системы и объективно нет.
А второй важный момент, который необходимо понимать при применении категории «вероятности» при описании физического мира, состоит в том, что, как мы показали, категория «вероятности» является «промежуточной» между категориями «случайность» и «закономерность». Если бы речь шла о совершенно случайных событиях, установить причинность которых было бы в принципе невозможно - применять категорию «вероятности» и математическую вероятность в квантовой механике мы не смогли бы. Если бы речь шла о полностью детерминированных процессах - как в «классической физике» - у нас не было бы необходимости прибегать к категории «вероятности». Но категория «вероятности» описывает процессы и явления, в которых каждое отдельное событие носит, как кажется, «случайный», не детерминированный характер, и «закономерность» здесь появляется только как статистическая величина (например, при большом количестве измерений).
Но если в квантовой механике все же присутствуют «закономерности» - пусть даже как «статистические законы» - то мы вполне можем говорить о «причинности» квантовых явлений и процессов, и вполне можем говорить, что эти «статистические законы» описывают какие-то объективные свойства и объективную природу квантовых систем. В самом деле, ведь если мы знаем, что какое-то количество людей ест яблоки, груши и персики, то это, очевидно, является объективным свойством человека: человек есть существо, которое ест (может есть) яблоки, груши и персики. И если 1000 человек, которым предложат на выбор взять по два фрукта (или по три или по пять) из яблок, груш или персиков, сделают свой выбор, и мы потом посчитаем, сколько яблок, груш и персиков они взяли все сообща, то эта статистическая величина даст нам представление о предпочтениях этой выборки людей во фруктах, и эта величина уже не будет соотнесена с индивидуальным выбором каждого человека, а будет иметь объективный характер, так как она описывает уже «общую природу» человека через данную выборку в предпочтениях людей ко фруктам.
Поэтому и статистические (вероятностные) «законы» квантовой механики, конечно, описывают «групповые свойства» квантовых систем - и эти их свойства являются вполне объективными. Но в квантовой механике у каждой отдельной квантовой системы (электрона, фотона, атома) всегда есть «свобода выбора» («степень свободы»), и какой выбор сделает квантовый объект в каждом конкретном случае, уже носит «вероятностный характер» - то есть в данном случае характер «случайный».
В квантовой физике, конечно, предпринимались попытки ввести представление о полной детерминированности квантовых процессов - через представление о т.н. «скрытых переменных». Первой такой попыткой была интерпретация квантовой механики через теорию де Бройля-Бома («теорию волны-пилота»), согласно которой поведение каждой отдельной частицы, помимо вероятностной волной функции, определяется также еще и отдельной «управляющей функцией».
Однако, нужно признать, что за всеми этими попытками придать квантовой механике полностью детерминированный характер - через введение представления о неких «скрытых переменных» - стоит просто плохое понимание физиками, предлагающими такие интерпретации, того, что есть категория «вероятности» и что она означает в применении к квантовой механике. Они видят в вероятностных законах квантовой механики некую «неполноту», и им сложно понять и принять, что каждое отдельное событие в квантовой механике не является полностью детерминированным, а носит «случайный» характер.
Но суть вероятностных законов именно в том и состоит, что «случайное» событие определяет статистическую «закономерность», а статистическая «закономерность» определяется через «случайные» события. И здесь «случайность» каждого отдельного события, так сказать, является «необходимым условием» появления статистической «закономерности». Что означает, что если в природе квантового объекта есть некая «степень свободы», то эти «степени свободы» - как возможные состояния квантовой системы - при статистических величинах будут заполнены все, и заполнены с необходимостью. Но заполняться они будут в случайном порядке - так как отдельная квантовая система не может выбрать сразу все степени свободы и заполнить их собой. Но эти степени свободы и их заполнение носит объективный характер, то есть в этом проявляется объективная природа квантовой системы - которая, конечно, присуща каждой отдельной квантовой системе, но может с необходимостью проявиться только как их «групповое свойство», при статистических величинах.
Поэтому никакой отдельной функции или «скрытой переменной», - которая как-то регулирует порядок выбора квантовой системой своего возможного состояния (как реализации своей «степени свободы») в каждом отдельном случае, - конечно, не существует. Это совершенно надуманное и излишнее представление, которое возникает у некоторых физиков из-за плохого понимания ими, что такое категория вероятности и вероятностные закономерности. Никакой дополнительной «пилотной функции», регулирующей поведение каждой отдельной квантовой системы в рамках общей статистической закономерности, природе и квантовым системам не нужно. Это «регулирование» происходит совершенно естественным путем - в рамках статистических закономерностей, как «более или менее предпочтительные состояния» в рамках «степеней свободы» квантовой системы. И для физики здесь важно лишь понимать, почему именно эти состояния являются «более или менее предпочтительными», и как и почему у квантовой системы меняются эти «предпочтения». Так как именно эти «предпочтения» и есть проявление объективных свойств квантовых систем, которые должны быть объяснены физикой через категорию «причинности», а вовсе не то, как эти «предпочтения» реализуются в каждом отдельном случае, в случайном порядке.
И поэтому все подобные интерпретации квантовой механики, пытающиеся свести ее к полному детерминизму, в рамках нашей философии должны быть признаны несостоятельными и отвергнуты. Наша философия признает только статистическую детерминированность вероятностных законов - в том числе законов квантовой механики. Поэтому в целом наш философский подход в интерпретации квантовой механики можно определить как реализм и статистический детерминизм.