Продолжаю рассказ о Коломые - одном из самых колоритных городов Западной Украины, "столице" Покутья и "воротах" Гуцульщины. Впрочем, колориту в основном была посвящена
прошлая часть, а здесь речь пойдёт в основном об архитектуре и о вокзале, с которого я уезжал в Москву на болгарском поезде.
Продолжим прогулку там, где остановились - вот слева краешек гостиницы "Писанка", то есть за поворотом музей. А на заднем плане видна громада Дома Связи - такого размера он не в каждом областном центре:
2.
Да ещё и украшен часами со знаками Зодиака:
2а.
И именно Дом Связи - главная доминанта коломыйского центра:
3.
Поспорить с ним могут разве что два новых собора, стоящих почти на одной линии в квартале друг от друга. Никольско-Успенский собор Московского патриархата - его размеры указывают на близость православной Буковины:
4.
И почти такой же, только греко-католический собор Преображения Христова (1998):
5.
В основном же Коломыя - вполне характерный для Галиции польско-австрийский город, как
Самбор или
Стрый, разве что без готических соборов, застроенный после пожара 1860 года в сорок лет нефтяного бума. Здесь есть всё, что полагается - Дом Юстиции:
6.
Два Народных дома: который поближе - бывший (а ныне Музей Гуцульщины и Покутья), который подальше - нынешний (изначально Галицкая касса):
7.
8.
9.
10.
Польский функционализм:
11.
ЧуднЫе детали вроде вон тех маскаранов - это здание я прозвал Двуликий Дом или Дом Сиамских Близнецов:
12.
Скульптуры Богоматери и ангелов в самых неожиданных местах:
13.
И просто сецессия и брусчатка:
14.
15.
16.
17.
Двери, за которыми брамы - подъезды и подворотни в одном лице:
18.
19.
Кафе "Штольня" - явный привет львовским "Крыивке", "Жидивской кнайпе" и прочим:
20.
А вот пара зданий, вполне возможно, построенных ещё до пожара 1860 года:
21.
То, что подальше - бывшая австрийская тюрьма, куда в 1880-м даже упекли Ивана Франко:
22.
За тюрьмой - стимпанковского вида костёл Игнатия Лойолы (1897):
23.
Когда-то (1884-1967) тут ещё и дизельный трамвай ходил - полугородская-полузагородская линия к нефтепромыслу в Рунгурах через Печенежин. Вторая на постсоветского пространстве система механического городского транспорта после дизель-трамвая в Одессе (1880):
24.
Завершает центр площадь Скорби, на которую и выводит пешеходный проспект Черновола. На площади довольно запущенный мемориал Победы и заброшенное здание, видимо, музея Великой Отечественной (с чёрными пилонами, то есть не тот недострой справа):
25.
А рядом - пожалуй, самый красивый дом в уездной Коломые - бывший "Сокол" (то есть славянский спортивный клуб времён Австро-Венгрии), при Советах ставший домом офицеров:
26.
27.
И в общем, прямо скажем, Стрыю и Самбору, не говоря уж про, например, Дрогобыч или Ивано-Франковск, Коломыя сильно уступает богатством архитектуры. В принципе, кабы не избы с черепичными крышами и не Писанка (см. прошлую часть) - мне бы на неё хватило одного поста. В общем, пойдём уже на вокзал - туда из центра ведёт улица Сечевых Стрельцов, которую открывает рабочая казарма явно австрийской постройки:
28.
Дальше в основном многоэтажки, хотя иногда у их подножья частный сектор, а фасады украшены в национальном духе:
29.
30.
Кажется, старый пивзавод уже на подходах к вокзалу:
31.
Привокзальный промарх:
32.
И часовенка на фоне путепровода. Вообще, забавно, что до революции вокзалы обычно строились за городом, как сейчас аэропорты:
33.
Ну вот и привокзальная площадь. Такое столпотворение тут не всегда - прибыл дизель, народ ждёт городского автобуса:
34.
Коломыйский вокзал я уже упоминал в посте
о железных дорогах Австро-Венгрии - при всей невзрачности, он тут один из самых интересных. Дело в том, что это едва ли не единственный уцелевший вокзал "первого поколения", то есть 1866 года постройки - так выглядела железнодорожная архитектура Галиции изначально, а сецессия пришла сюда гораздо позже. Более того, возможно это старейший вокзал Украины.
35.
Вид со стороны путей - тут на самом деле достаточно оживлённо, причём особенно активны дизели. Коломыя - станция узловая, и обычно дизель сюда приходит, высаживает пассажиров, полчаса доканывает весь перрон своим тарахтением, и лишь затем уходит обратно.
36.
Вид в сторону Ивано-Франковска на привокзальную промзону:
37.
Внутри вокзала - целый лабиринт всевозможных залов ожидания. Для пассажиров открыта дай бог половина здания, а камера хранения и вовсе в отдельном домике. Есть даже полу-секретный зал ожидания, куда ведёт единственная дверь с платформы - там всегда пусто, потому что мало кто догадывается в неё заглянуть. Интерьеры невзрачны - это главный зал, а в остальных и вовсе гладкие стены:
38.
Последний взгляд на украинские Карпаты:
39.
...Уезжал я отсюда поездом София-Москва - не от хорошей жизни: раньше был куда более удобный поезд Черновцы-Москва, которым я предпочитал в Западную Украину и забрасываться, и выбираться, съездив на нём в сумме 4 раза. Но как известно "Укрзализница" радикально сократила поезда дальнего следования, и теперь единственной заменой ему стал поезд из Болгарии - тем более что билеты мне продали всё равно на прицепной черновицкий вагон. И я был порядком озадачен, когда голос диспетчера оповестил, что мой поезд опазывает предположительно на 2,5 часа. В итоге он опоздал на 4 - такое в моей практике второй раз, причём п
рошлый в Архангельской области произошёл из-за стихийного бедствия. Как мне рассказывали, софийский поезд очень сильно шмонают на границе румыны - причём именно на выезде, а не въезде... тут я сразу вспомнил финал "Золотого Телёнка". Зачем - никто не знает, как сказал мне один товарищ по несчастью, "показывают своё Я". Однако все местные знают, что поездом этим пользоваться нельзя - на 2-3 часа он опозадывает постоянно, и бывают опоздания и по 10 часов.
40.
Но хуже всего то, что он не может нагнать это расстояние, так как идёт и так по ускоренному графику. Такие скорости, которые я наблюдал между Киевом и Конотопом, между Сухиничами и Москвой, поезда на моей памяти развивали разве что на Западно-Сибирском участке Транссиба... нагнал же в итоге всего полчаса, да и то скорее за счёт сокращённых стоянок. И фишка в том, что время прибытия в Москву у него - 21:57, то есть опоздание грозило мне опозданием на метро.
Последний перегон был красив: тёмная ночь, частый-частый стук колёс, скользящие по чёрным окнам капли и периодически вспышки молиний, а я сижу и гадаю "Успеем или нет?!". Метро в Москве закрывается в час ночи, а поезд прибыл в час-двадцать. Меня на вокзале встретили - но что толку? Машины у нас всё равно нет, такси слишком дорого, разве что просто вдвоём идти веселее. И мы пошли через ночной, ярко освящённый московский центр к Казанскому вокзалу, посидели в Александровском саду, и уехали домой уже с Казанского, где первая электричка отходит в 4:10.
Но прежде, чем надолго попрощаться с Западной Украиной, я напишу ещё один "сводный" пост - о сходствах и различиях пяти её главных исторических областей - Галиции, Волыни, Подолии, Буковины и Закарпатья.
КАРПАТСКАЯ РУСЬ-2012
Предисловие.
На галицкой равнине
Львов. Главный вокзал.
Львов. Стрыйский парк и штрихи к центру.
Львов. Шевченковский Гай.
Червонная Русь. Сходства и различия.
Червонная Русь.
Железные дороги Австро-Венгрии.
Червонная Русь.
Деревянные церкви.
Червонная Русь.
Срам, или мотивы обнажённого тела.
Старое Село из окна поезда
Галицкое Прикарпатье.
Возвращение в Дрогобыч. Соль и нефть.
Борислав. Восставший из нефти.
Сходница и Тустань. "Висячая крепость" белых хорватов.
Долина. Ещё раз про соль и нефть.
Болехов и скалы Довбуша. Ещё одна "висячая крепость".
Стрый. Настоящий Бандерштадт.
Самбор, откуда пришла Великая Смута.
Горная Бойковщина.
Розлуч и
Турка.
Закарпатье.
Закарпатье. Уже не за горами...
Комитат Унг
Ужгород. От вокзала на Галагов.
Ужгород. Старый город.
Ужгород. Замок и скансен.
Предместья Ужгорода.
Горяны и
Невицкий замок.
Комитат Берег
Мукачево. Николаевский монастырь.
Мукачево. Старый город.
Мукачево. Замок Паланок.
Берегово. Самый венгерский город Украины.
Комитат Угоча
Виноградов (Севлюш).
Боржавская узкоколейка. Базар-вокзал и депо.
Боржавская узкоколейка. Поездка до Хмельника.
Комитат Мараморош
Хуст.
Деревянные церкви.
Александровка, Данилово,
Крайниково. Сокирница.
Колочава и
скансен "Старое Село".
Солотвино.
Рахов и Яблуницкий перевал.
Гуцульщина, или Путь наверх.
Яремча. От Доры до центра.
Яремча. От центра до Камня Довбуша.
Ворохта.
Верховина (Жабье).
Поп-Иван. От подножья до Ухатого камня.
Поп-Иван. До вершины и обратно.
Покутье
Коломыя. От окрестностей до Писанки.
Коломыя. От центра до вокзала.
.