Кицканский монастырь и ещё немного про Тирасполь

Dec 17, 2012 23:57



Как уже говорилось в посте про Тирасполь, Днестр у приднестровской столицы делает крутую излучину, земля внутри которой во всех войнах служила важнейшим плацдармом и стратегической высотой, и потому как и Бендеры, осталась в 1992 году под контролем ПМР. В более дальнем прошлом же земли этой излучины принадлежали известной с 1367 года Нямцекой лавре - одному из главных монастырей румынской Молдовы. В 1859-61 годах в Кицканы во главе с отцами Феофаном (Кристя) и Андроником (Баденский-Попович) перебралась группа монахов, несогласных с реформами церкви в объединённой Румынии (а реформировали её радикально, по сути сделав государственной бюджетной организацией, и кому-то не нравился запрет богослужений на церковно-славянском, а кому-то - секуляризация земель), которые решили основать свою обитель. Разумеется, Российская империя такую иницативу не могла не поддержать - и Ново-Нямецкий монастырь быстро стал крупнейшим в Бессарабии. Для Приднестровья он играет ту же роль, какую для Молдовы - Кэприяна. Да и история у него очень уж приднестровская...

Путь в Кицканы начинается прямо от площади Суворова - за Аллеей Славы небольшой мост через Днестр, пока пешеходный, но вроде как это не перманентно - он просто закрыт на ремонт:

2.


Днестр здесь необычайно узок, точно не шире Москвы-реки. Вид направо, в сторону Бендер:

3.


Заброшенный дебаркадер у бывшей пристани, переделанный из волжского парохода "Киров" (1932-33), отбуксированного в Тирасполь накануне распада СССР - его планировали переоборудовать под гостиницу:

4.


Вид с другого берега вниз по течению, в сторону Днестровска. По центру - та самая гостиница "Аист", которую я указывал в  миграционке как принимающий адрес.

5.


Туман в тот день лежал до полудня, а где-то с 11 до 15 небо ещё и затянуло. Кадры 3 и 4 сняты по пути "туда", кадр 5 - по пути "обратно", то есть Кицканы я осматривал в самое неудачное время - сочетание тумана и хмари.
За мостом - остановка. Отсюда, пока закрыт мост, и ходя маршрутки и автобусы в Кицканы и молдавские сёла дальше (в первую очередь Копанку). Ходят часто - каждые 20-30 минут, и когда я уезжал (а этот кадр снят по возвращении), такой толпы не было - судя по всему, ждут какого-то конкретного рейса.

6.


Дальше будет не лишним дать карту, чтоб было понятно, как устроена Кицканская излучина. Здесь в первую очередь обратите внимание на село Копанка - как и Варница, это "непризнанность в квадрате" - Приднестровье считает его своим, но де-факто оно находится под контролем Молдовы. При этом в Кицканы можно проехать из Бендер, не заезжая в Тирасполь - вот и прикидывайте, как тут фактически проходит граница.

7.


До Кицкан ехать минут 20 - сначала через лес, мимо насосной станции, затем по полям, и близость непризнанной столицы перестаёт ощущаться практически сразу. Меняется и архитектура, характерные для Южной Бессарабии длинные хаты с резными фронтонами:

8.


И вполне молдавские троицы - на всякий случай напомню, что так тут называют поклонные кресты:

9.


Как видно по карте, Кицканы - село очень большое (9 тысяч человек), и к монастырю автобус не едет. Выходить нужно в центре, у вот этого, судя по всему, заброшенного ресторана:

10.


От остановки надо пройти вдоль ресторана до перекрёстка, а там направо. За забором руины паровой мельницы (1904), скорее всего когда-то принадлежавшей монастырю:

11.


Впереди виден силуэт сельской церкви, опять же более чем типичной для Молдовы. По пути к монастырю лучший ориентир - люди, православных паломников не спутать ни с кем. Впереди - ещё одна развилка, направо почти сразу монастырь, а налево через пару километров Мемориал Славы на Кицканском плацдарме:

12.


Но к мемориалу я уже не ходил - погода не располагала, времени было маловато, да и архитектурно это почти типовая бетонная стела на кургане. В 1944 году бои за плацадрм шли 4 месяца, Красная Армия потеряла на нём несколько тысяч человек - но плацдарм стал одной из отправных точек блестящей Ясско-Кишинёвской операции. С мемориала на отличный вид на монастырь и Тирасполь... но явно не в сером тумане. Так что пойдём к монастырю, хотя снаружи он совсем не впечатляет:

13.


Совершенно не характерная для Молдовы колокольня-свеча (1913-14) словно принесена сюда откуда-нибудь из Рязанской области. В Молдове и ПМР она с большим отрывом самая высокая - 69 метров:

14.


От подножья вид особенно внушителен:

15.


"В чужой монастырь со своим уставом...". По своей атмосфере Кицканский монастырь больше напоминает российские обители, чем молдавские, а вот в архитектуре Молдавия и Россия тут переплетены неразрывно:

15а.


В Святых воротах - очень красивые фрески:

16.


А из ворот внутрь монастыря открывается вид, запечатлённый на вводном кадре. Первое, на что здесь обращаешь внимание - не огромные соборы, а типично молдавские колодцы с замысловатыми кровлями:

17.


Особенно хороша вторая, справа от входа. Сграфитто на стене изображают три монастыря - Нямецкую лавру, Троице-Сергиеву лавру и сами Кицканы:

18.


19.


Центр монастыря - два совсем не по-бессарабски огромных собора - ближе Вознесенский (1867-68), дальше Успенский (1902-05), и при вполне российском масштабе, архитектура их какая-то уж очень местная. В сущности - это же натуральный романо-византийский стиль, весьма распространённый в украинской Буковине:

20.


Успенский собор ещё и облицован котельцом. Я не мог отделаться от ощущения, что эти храмы строились в межвоенное время. Как автор первых построек везде указывается "неизвестный петербургский архитектор", а скрываться под этим может что угодно вплоть до "неизвестного бухарестского архитектора".
UPD: по данным av_otus, на самом деле всё проектировал кишинёвский архитектор Михаил Сероцинский, то есть всё-таки корни у этого бессарабские.

21.


Между соборами - очаровательная миниатюрная часовенка Нямецкая иконы Божьей Матери:

22.


Внешне больше тянет на эпоху модерна, но на самом деле она заложена в 1994 году, когда закрытая в 1961 году обитель возродилась. В окнах красивые витражи:

23.


А вот какой из храмов украшает эта Богородица, я сейчас уже не помню - судя по цвету, скорее всего Вознесенский:

23а.


Все соборы первой волны, авторства того  "неизвестного архитектора 1862 года", снабжены мемориальными досками, где указано в том числе время постройки:

24.


На заднем дворе - ещё несколько корпусов того времени, а также Никольская церковь (1830-34), изначально сельский храм, в 1865 году переданный Ново-Нямецкому монастырю. Скорее всего, большая сельская церковь была построена примерно тогда же:

25.


Задворки обители:

26.


27.


А хозяйство у монастыря и по сей день крепкое:

28.


Я попал на воскресную службу. В монастыре было людно, а в церкви просто не протолкнуться. Как, впрочем, и в Кэприяне, где я был воскресением ранее. Что ни говори, а народ тут набожный... Многие приехали из Тирасполя, многие - из молдавских сёл.

29.


Жаль лишь, что погода подвела. И главное - стоило мне уйти, как туман рассеялся, а через несколько часов ушли и тучи. Назад в Тирасполь я ехал в старом переполненном ЛиАЗе (заснять забыл), и уже на остановке у моста снова был впечатлён - ещё нигде я не видел, чтобы столько людей выстраивались в очередь заплатить шофёру за проезд по прибытии.

30.


В Тирасполе я отснял ещё несколько кадров, не поместившихся в прошлый пост. Вот например раритетная машинка у набережной - "Запорожец-965" начала 60-х годов (а я было подумал - нечто подревнее):

31.


От площади Суворова я направился по кратчайшей прямой к заводу "Квинт", чтобы купить тираспольский конъяк. По дороге набрёл на очень красивое здание Детской художественной школы на перекрёстке Розы Люксембург и Манойлова, аккурат напротив КГБ - даже затрудняюсь сказать, когда построено, скорее всего в 1980-е, когда в советской архитектуре стали понемногу возрождаться "излишества":

32.


"Квинт" - ещё одна краса и гордость Приднестровья, и его название - не от древнеримского имени, а всего лишь от аббревиатуры "Конъяки, вина и настойки Тирасполя". Значительная часть "молдавского вина", которое можно купить в российских магазинах - на самом деле из Приднестровье, и именно потому запрет молдавских вин (ныне снятый) был не так заметен, как запрет грузинских: например, "Букет Молдавии" делают в Дубоссарах. "Квинт" же знаменит в первую очередь своими конъяками и брэнди.

33.


Масштаб завода, основанного в 1897 году, впечатляет - он занимает целый квартал, и по разные его стороны целых три винных магазина, в одном из которых я купил бутылка конъяка "Тирасполь" - здесь он считается жутко дорогим (около 20 долларов за литровую бутылку), но уже в Москве дегустация показала, что конъяк отличный, вполне на уровне того, что в Москве стоит 2-3 тысячи рублей. Итого, из поездки я привёз 3 литра алкоголя. Внутрь завода же водят экскурсии, там очень красивый дворик со старыми корпусами, но я ограничился кадром через забор:

34.


Я как-то забыл, что от "Квинта" рукой подать до вокзала - пожалуй, это мой главный пробел в Тирасполе. Вот фото из википедии. Железная дорога пришла сюда в 1867 году ответвлением линии Петербург-Одесса, вокзал же построен после войны взамен разрушенного:

35.


Тирасполь многоэтажечный - по-моему, выглядит очень неплохо. Всё-таки очень уютный город, столичный, но не давящий. Хотя по словам местных, маленький размер - не всегда хорошо, очень часто нужных людей по какому-нибудь профилю (скажем, переводчика, адекватную сиделку для ребёнка или тем более какого-нибудь специалиста) в таком городе просто не найти:

36.


Ну а напоследок ещё одна троллейбусная зарисовочка. Тернополь в Тирасполе:

37.


В Приднестровье я провёл три дня - в первый день осматривал Бендеры, в последний - Тирасполь и Кицканы. А посредине мы с Борисом и Александром bes_arab ездили на машине практически через всё Приднестровье, примерно 3/4 его длины - в далёкие сёла Рашков и Строенцы через индустриальную Рыбницу. Но следующий пост - не о них, а о самой дороге и сельской глубинке непризнанного государства.

МОЛДАВИЯ-2012
Вступление. Самый солнечный ноябрь в моей жизни.
О Молдавии в общем.
Прошлое. История и архитектура.
Вечное. Молдавия сельская.
Настоящее. Люди и реалии.
Северная Молдова
Ворота Молдовы. Могилёв-Подольский (Украина) и Атаки.
Рудь. Село, монастырь, городище и объект ЮНЕСКО.
Сорока. Крепость и окрестности.
Сорока. Старый город.
Сорока. Цыганова гора.
Монастыри Днестра. Жабка.
Монастыри Днестра. Сахарна.
Кишинёв
Случайная столица. Городской портрет.
Вокзал и начало центра.
Бульвар Штефана чел Маре.
Нижний центр.
Верхний центр.
Выше центра. Парки и кладбища.
Окраины.
Поездки из Кишинёва.
Кодры. Суручаны и Кондрица.
Кодры. Кэприяна.
Кодры. Ворничаны.
Кодры. Городиште и Страшены.
Бельцы. От автостанции к центру.
Бельцы. Университет и предместья.
Новый Орхей. Уездный город.
Старый Орхей. Часть 1.
Старый Орхей. Часть 2.
Старый Орхей. Бранешты, селенье камнетёсов.
Чимишлия. Простой молдавский городок.
Гагаузия. Комрат.
Гагаузия. Бешалма.
Приднестровье
Варницкий анклав.
Приднестровская Молдавская республика. В общем.
Бендеры. Крепость.
Бендеры. Мемориалы.
Бендеры. Старый город.
Тирасполь. Столица непризнанной страны.
Кицканский монастырь и ещё немного Тирасполя.
Дорога вдоль Днестра.
Рыбница. Индустрильный гигант по-молдавски.
Рашково.
Строенцы.
.

"Молох", Тирасполь, Новороссия, Молдавия, дорожное, Приднестровье

Previous post Next post
Up