Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть III. Дорога до Архангельска.

Dec 20, 2024 06:50

Глава VIII. Малые Корелы. Каргопольско-Онежский сектор. Село.



01. Схем Малых Корел.





02. Схема Каргопольско-Онежского сектора.

Каргополье и Поонежье - первые районы Поморья, подвергшиеся русской колонизации. Отсюда она, собственно, и начиналась, чему способствовал равнинный рельеф и густая озёрно-речная сеть, ведь, как известно, реки - дороги Древней Руси. Эти регионы были заселены выходцами из Великого Новгорода ещё до татаро-монгольского нашествия. Так Каргополь, к примеру, был основан 1142 г. Именно здесь, продвигаясь вниз по реке Онеге, русские впервые вышли к Студёному морю, которое мы теперь знаем под именем Белого.

Новгородцы на новых местах сохранили привычную для себя кончанскую планировку населённых пунктов, когда от центра поселения, где располагалась церковь, расходятся улицы - концы. Так построена и экспозиция Каргопольско-Онежского сектора, что хорошо видно на схеме.

Основным занятием жителей этого края было земледелие, что так же отражено в экспозиции - здесь самая богатая коллекция мельниц: 3 ветряных и одна водяная, и даже имеется поле, засаженное традиционными для этой местности культурами: рожь, овёс, ячмень, лён.

Ну, а теперь начнём традиционный подомовой обход. Только сначала советую пройти по этой ссылке и ознакомиться с типами русских изб. А вот по этой, этой, этой, этой, этой, этой, этой, этой и этой ссылкам - с типами деревянных церквей. Так будет легче понимать мою писанину. И словарь терминов русского деревянного зодчества лишним не будет.

1. Храм Вознесения Господня из села Кушерека, Кушерецкой волости, Онежского уезда, Архангельской губернии.



03. Храм Вознесения Господня. Западный фасад.

Построен в 1669 г. Относится к типу кубоватых храмов.  ерх церкви имеет форму куба (с четырех сторон обрезанной луковицы), на котором размещены пять главок. Срубы клетей собраны в обло. Главы церкви крыты чешуйчатым лемехом, а остальные кровли - тёсом. Церковь квадратная в плане с габаритными размерами: 10,97×12,94×25,21 м.

Восточная стена первого этажа имеет алтарный прируб, крытый бочковым сводом с килевидным завершением. С трёх других сторон к храму примыкает крытая галерея с папертью. С запада на паперть ведёт высокое двухвсходное крыльцо на срубе.



04. Западный фасад вблизи.



05. Восточный фасад.



06. Восточный и северный фасады.



07. Северный фасад.



08. Вид на храмовый комплекс с востока.

Внутри церковь разделена на два этажа. Вверху располагается придел во имя Святого Пророка Илии и Мученицы Параскевы, внизу - во имя Вознесения Господня. В интерьере церкви в обоих молитвенных помещениях и в галерее вдоль стен основного четверика размещены врубленные лавки.



09. План 1 этажа, восточный фасад и разрез. Лист из книги Суслова В. В. "Памятники древнего русского зодчества" : Вып.7. - СПб., 1901.



10. Церковь в 1960-х, ещё на старом месте.

В главном приделе во имя Вознесения Господня восстановлен резной иконостас работы мастера П. А. Шишова (1910-1913 гг.). Вознесенская церковь была построена в селе Кушерека в 1669 году на средства прихожан при денежной помощи Соловецкого монастыря, вотчиной которого тогда было село. Вместе с колокольней 1854 г. постройки входила в приходской ансамбль Кушерецкого прихода.



11. Иконостас в приделе во имя Вознесения Господня (1 этаж)

В 1972 г. церковь перевезена в музей, восстановлена и вновь освящена в 2006 г. В престольный праздник - Вознесения Господня в храме проводятся богослужения. Автор проекта реставрации В. А. Крохин, 1972.

2. Колокольня из села Кушерека, Кушерецкой волости, Онежского уезда, Архангельской губернии.



12. Западный и южный фасады колокольни.

Построена в 1854 г. Колокольня относится к типу шатровых колоколен. Её основной объем состоит из четверика, рубленного из брёвен в обло и восьмерика на нём, рубленного из лафета в лапу. На восьмерике - открытый ярус звонницы, обрамленный восемью круглыми столбами, несущими шатёр. Шатёр увенчан луковичной главкой с крестом. К восточной стене четверика прирублено широкое крыльцо под односкатной кровлей.

Внутри колокольни имеется лестница в четыре марша, ведущая к люку звонницы. В нижней половине четверика, с южной стороны, устроена кладовая, отделенная рубленной стенкой и имеющая самостоятельный вход с крыльца.



13. Восточный и южный фасады.

Колокольня была построена на средства прихожан на месте обветшавшей шатровой колокольни. Вместе с Вознесенской церковью 1669 г. постройки входила в приходской ансамбль Кушерецкого прихода.

В 1972 г. объект был перевезён на территорию музея и восстановлен в Каргопольско-Онежском секторе. В августе 1975 г. на колокольне были вновь подвешены колокола и возобновлены звоны. Автор проекта реставрации В. А. Крохин, 1973 г.

3. Дом-двор Пухова А. Ф. из дер. Большие Халуи, Ошевенской волости, Каргопольского уезда, Олонецкой губернии.



14. Главный фасад.

Построен в первой четверти XIX в. Имеет габаритные размеры: 24,8×17,75×10,0 м.



15. Боковой фасад. На заднем плане виден крытый двор.



16. Боковой фасад. Хорошо виден крытый двор с ввозом.



17. Вид на дом и храмовый комплекс.

Дом представляет собой разновидность шестистенка, когда сени располагаются между двумя четырёхстенными срубами перпендикулярно продольной оси дома. В сени ведёт невысокое крыльцо, воссозданное из плит, имитирующих известняк. Справа и слева от сеней жилые избы и клети. На первом этаже находится нижняя изба с подклетом, напротив - кладовые для хранения продуктов и утвари. На втором этаже, по сторонам от сеней, расположены курная и летняя избы. Двор примыкает к избе сзади, тем самым напоминая букву «Т». Ещё одни сени расположены перпендикулярно избам и служат переходом на обширную поветь. Здесь же горенка для странников и лестница на хозяйственный двор. Хлева рублены отдельно. Поветь удерживается на мощных столбах, что облегчает замену быстро гниющих брёвен хлевов, без разбора повети. Полностью сохранился интерьер летней избы с русской печью, двухсторонним шкафом - перегородкой, расписной божницей и широкими пристенными лавками. В другой избе воссоздана чёрная печь с деревянным дымоходом и шкаф-перегородка.



18. Горница.



19. Лавка в бабьем куту.



20. Шкаф-перегородка.



21. Вид на горенку через дверной проём.



22. Красный угол летней избы.

Дом рублен из брёвен «в обло». Детали кровли дома и оконные проёмы богато декорированы резьбой. В 1974 г. объект перевезён на территорию музея и восстановлен в Каргопольско-Онежском секторе. Авторы проекта реставрации жилой части - В. А. Крохин, В. А. Суслин, 1974 г.; двора - Н. Н. Уткин, 1979 г.

Кстати, ничего знакомого не увидели? Нет? А сериал «Россия молодая смотрели? Воооот! Прошу любить и жаловать - изба кормщика Ивана Рябова. Да, это она. Ну как было не увековечиться?



23. Супруги Петровы на фоне дома.



24. Ваш покорный слуга там же.

4. Дом-двор Кириллова Е. И. из деревни Киселёво Лядинской волости, Каргопольского уезда , Олонецкой губернии.



25. Дом-двор Кириллова Е. И. Восточный фасад.



26. Северный фасад.

Дом построен в конце XIX в. и представляет собой типичный образец жилища с двухрядной связью. Габаритные размеры: 20,81×15,6×9,1 м.

Изба и хоздвор стоят рядом, каждый сруб имеет самостоятельную двухскатную крышу, коньки которых тянутся параллельно друг другу. Хозяйственный двор рублен только в верхней своей части, там, где находится поветь, опирающаяся на мощные столбы. Нижняя часть хоздвора, там, где находятся хлева, рублена отдельно, для удобства смены сгнивших бревен. Жилая и хозяйственная части дома связаны переходом.

Сени на первом уровне избы делят жилую часть на две половины. С одной стороны - нижняя изба, с другой - две клети для хранения продуктов. Из сеней два выхода: на улицу и на переход к хозяйственному двору. Из сеней первого уровня, по широкой лестнице, попадаем в сени второго этажа, а из них в две жилые комнаты, соединённые с небольшой проходной комнатой, образованной перерубами сеней.

Крыльцо дома расположено с бокового фасада, в четыре ступени. Навес крыльца покрыт двухскатной крышей, которую поддерживают резные колонки. Резьбой оформлен карниз, причелины и наличники окон избы. Декоративная резьба отличается простотой и является традиционной для Каргополья.

В 1972 г. объект перевезён на территорию музея и восстановлен в Каргопольско - Онежском секторе. Печи в интерьерах изб не были воссозданы в связи с использованием помещений под экспонирование выставок и проведение занятий с посетителями. Автор проекта реставрации А. А. Гребенёв, 1973 г.

5. Амбар зерновой Митина из деревни Сварозеро (Сарозеро), Макачевской волости, Вытегорского уезда, Олонецкой губернии.



27. Амбар, как он есть.

Построен в первой половине XIX в. Габаритные размеры: 4,61×4,00×5,80 м. Амбар представляет собой высокую клеть, рубленую в обло. Квадратный в плане сруб из брёвен диаметром 20-22 см, крыт самцовой двухскатной симметричной крышей по курицам и потокам. Амбар поставлен на низкое, в три венца, основание, на выпусках брёвен которого устроен узкий помост. На помост ведут две бревенчатые ступеньки, расположенные перед входной дверью. Торцы брёвен на фронтонах закрыты причелинами с зубчатой порезкой края. Стык причелин под охлупнем на главном фасаде прикрыт клиновидной резной доской - «полотенцем». Входной проём «о трёх косяках», вершник которого сделан с заплечиками. Двери, из двух широких и толстых досок, стянутых шпонками, навешаны на железных крюках и петлях.

Двухъярусный интерьер амбара сохранён полностью, без изменений. В нижнем ярусе вдоль стен устроены семь сусеков из широких колотых досок. Вверху хранили различную утварь и одежду.

Амбар из деревни Сварозеро - типичный образец крестьянского усадебного зернового амбара, характерный для земледельческих регионов Севера, к которым относилось и Каргополье.

В 1974 г. объект был перевезён на территорию музея и восстановлен в Каргопольско-Онежском секторе. Автор проекта реставрации А. А. Гребенёв, 1976 г.

7. Гумно с овинами из села Боросвидь,  Калитинской волости, Каргопольского уезда, Олонецкой губернии.



28. Гумно издали.



29. Чуть ближе.



30. Ещё ближе.



31. Совсем близко.

Построено в конце XIX в. Габаритные размеры: гумно 14,20×11,00×4,20; овины 4,88×3,42×3,80 м, 5,48×4,44×3,98 м.

Гумно представляет собой большой четырехстенный сруб, крытый самцовой крышей по курицам и потокам. Вдоль скатов крыши идут гладкие причелины. В восточной стене устроены двухстворчатые ворота, к которым ведет пологий бревенчатый подъезд. В противоположной стене сделано большое окно со ставнями, которые закрываются изнутри. В торцовые стены врублено по два, в продольные по одному контрфорсу, которые внутри образуют отсеки для соломы. Пол набран из плах.

К восточной стороне гумна, по бокам от ворот, примыкают два самостоятельных сруба овинов, крытых односкатными крышами, нижний свес которых упирается в поток, укрепленный на курицах. Внутри овины разделены капитальной стеной на два неравных помещения.

Южный, меньший по размеру овин имеет оконный проем, для подавания снопов и попадания внутрь. Северный овин имеет два окна, одно над другим, со ставнями и дверь в большую часть сруба.

Овины ямного типа. Срубы выполнены из сосновых бревен с перевязкой углов в обло. Объект представляет собой традиционный для Каргополья комплекс хозяйственных построек для хранения и обработки зерна. В 1973 году объект был перевезён на территорию музея и восстановлен в Каргопольско-Онежском секторе.

Гумно перевезено в музей из села Боросвидь, а овины из деревень Калитинского сельского совета Каргопольского района Архангельской области. Автор проекта реставрации А. А. Гребенёв, 1973 г.

8. Амбар-двойня из деревни Калитинская (Великая), Калитинской волости, Каргопольского уезда, Вологодской губернии.



32.

Построен в 1928 г. Габаритные размеры: 8,31×5,40×4,75 м.

Амбар относится к типу амбара - двойни, распространённого в состоятельных хозяйствах Каргополья и на Пинеге. Характерными чертами таких амбаров является пятистенный прямоугольный сруб с самцовой крышей и залобник над открытым предмостьем, поддерживаемый резными столбами. Оба помещения имеют самостоятельные входы. Полы набраны из плах. Вдоль стен устроены сусеки. Особую ценность объекту придаёт подлинность элементов интерьера амбара: сусеков, полов, косящатых дверей. Двухкамерный амбар из дер. Калитинка демонстрирует рациональный приём размещения двух складских помещений под одной крышей.

В 1973 г. объект был перевезён на территорию музея и восстановлен в Каргопольско-Онежском секторе. Авторы проекта реставрации А. А. Гребенёв, В. А. Суслин, 1973 г.

Пожалуй, хватит на сегодня - центр одного села мы осмотрели. В следующих главах пройдёмся по полям и мельницам, увидим лесные часовни и зайдём в зажиточную деревню.

Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI, Часть I, Глава XII, Часть I, Глава XIII; Часть I, Глава XIV; Часть I, Глава XV; Часть I, Глава XVI; Часть I, Глава XVII; Часть I, Глава XVIII; Часть I, Глава XIX; Часть II, Глава I; Часть II, Глава II; Часть II, Глава III; Часть II, Глава IV; Часть II, Глава V, Часть II, Глава VI; Часть II, Глава VII; Часть II, Глава VIII; Часть II, Глава IX; Часть II, Глава X; Часть II, Глава XI; Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII; Часть II, Глава XIV; Часть II, Глава XV; Часть II, Глава XVI; Часть II, Глава XVII; Часть II, Глава XVIII; Часть II, Глава XIX; Часть II, Глава XX; Часть II, Глава XXI; Часть II, Глава XXII; Часть II, Глава XXIII; Часть II, Глава XXIV; Часть II, Глава XXV; Часть II, Глава XXVI; Часть II, Глава XXVII; Часть II, Глава XXVIII; Часть II, Глава XXIX; Часть II, Глава XXX; Часть II, Глава XXXI; Часть II, Глава XXXII; Часть II, Глава XXXIII; Часть II, Глава XXXIV; Часть II, Глава XXXV; Часть II, Глава XXXVI; Часть II, Глава XXXVII; Часть II, Глава XXXVIII; Часть II, Глава XXXIX; Часть II, Глава XL; Часть II, Глава XLI; Часть II, Глава XLII; Часть II, Глава XLIII; Часть II, Глава XLIV; Часть II, Глава XLV; Часть II, Глава XLVI; Часть II, Глава XLVII; Часть II, Глава XLVIII; Часть II, Глава XLIX; Часть III, Глава I; Часть III, Глава II; Часть III, Глава III; Часть III, Глава IV; Часть III, Глава V; Часть III, Глава VI; Часть III, Глава VII;

Архитектура, Чужие картинки, История, Архангельская область, Путешествия, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up