Богатырская земля или малая родина писателя Ивана Макарова. Страницы 439-447.

Dec 26, 2020 14:20

Опубликованные страницы: 1-15, 15-24, 25-34, 35-43, 44-52, 53-61, 62-70, 71-85, 86-94, 95-103, 104-11 2, 113-120, 121-129, 130-138, 139-147, 148-156, 157-165, 166-174, 175-183. 184-192, 193-201, 202-210, 211-219, 220-235, 236-244, 245-253, 254-262, 263-271, 272-280, 281-289, 290-298, 299-307, 308-316, 317-325, 326-334, 335-348, 349-357, 358-366, 367-375, 376-384, 385-393, 394-402, 403-411, 412-420, 421-429, 430-438.

Неоднократно упоминаются в произведениях Макарова с детства родные  ему  названия.  Та  же  Шереметьевская  волость,  село  Шереметьево Раненбургского уезда Рязанской губернии... Она - соседняя
438

к Салтыковской, к Салтыкам. В часто цитируемом романе «Чёрная шаль» есть и Шереметьевская волость, и село Шереметьевка:
«Утром на другой день начался наш «бородинский бой». Для нас он оказался, почитай, нежданным-негаданным, потому что эшелон войск, которому вчера помешали высадиться, оказалось, выгрузился в другом месте и укрепился в селе Самарке, в пяти верстах от Шере-
метьевки».
Или…
«Самый  упорный  бой  завязался  около  самарковской  церкви  и  у кладбища, что у них несколько на отлете, в середине, однако, села, около барского сада … Саженях в ста от кладбища начинается крутой спуск к маленькой речонке, очень тенистой и вязкой. Лощина эта окаймляла всё село Самарку с противоположной от железной дороги стороны, и тянулось в поле, к Шереметьевке…».7
В рассказе Макарова-писателя «Смерть», датированным им 1 января 1929 года, 8  то есть написанным им ещё в Рязани, действие происходит также, в соседнем селе - Самарино. Читателю уже знаком умирающий «неграмотный коммунист» села Самарино Алексей Ро-
манович  Минин:  он  мечется  между  партийной  и  церковной  моралью, боится умереть без церковного причастия. Но уже заболевший смертельной болезнью Алексей Романович Минин-коммунист, «отличился»:

«В «неделю транспорта» он ещё раз отличился. «Неделя« совпала с масленицей, грозилось бездорожье, и мужики заупрямились. Чрезвычайные законы, которыми грозил уезд, не повлияли на мужиков, потому что угрозы были слишком часты и обычны в те дни. И всё-таки двести подвод вовремя выехали из Самарина за пятьдесят вёрст в губернский город подвозить дрова на станцию».
Каким же образом коммунист Алексей Минин достиг нужного результата?
«В последний день масленицы, по издревле установленному обычаю,  самаринская  молодёжь  каталась  на  выгоне.  Подвод  было  так много, что из них образовался сплошной кру г. По предложению Минина этот круг оцепили верёвками, согнали всех к волости и велели прислать хозяев с тулупами и харчами на неделю. Мужики сбежались дружно, но без харчей и тулупов. Им объявили, что, если они поедут,  им  дадут  по  фунту  керосину  за  каждый  день.  Выбирайте: ехать или не ехать. Мужики выбрали - ехать. Их отпустили, и они
439

привезли на кормовых салазках овёс, сено и харчи. Уезжая, мужики знали, что придумал это Минин. Вернулись они через две недели. Но один из них пришёл в Самарино пешком на пятый день. Он втихомолку бранил Минина, скрипел зубами и пил самогонку малень-
кими, злобными глотками. Он точно кусал питьё. Оказалось, что его лошадь задавило паровозом».9
И снова неожиданная параллель …
Читатель знает, что в результате «перегистрации» состава Салтыковской  волостной  группы  коммунистов  и  сочувствующих  в  июне 1919 года, членство подтвердится только шестерым: «Вас. Васильев Спичкин / Иван Иванов Макаров / Иван Ефимов Макаров / Григорий Фёдоров  Изюмов  /  Алексей  Иванов  Веретенин  /  Алексей  Романов Минин». То есть в рассказе И. Макарова «Смерть» изображён реальный коммунист Алексей Романов Минин! Но действительно ли такая трагедия произошла с ним в жизни?..
Но  отчего  же  село  Самарино,  иногда  «Самарка»,  упоминается  в произведениях Макарова-писателя особенно часто? По словам Н.Н. Крыловой, «близ Самарки» находился земельный «отруб» Макаро-вых; около него они и жили какое-то время до переезда в село Салтыки. Но из села Самарино, находящегося от Салтыков «по прямой» всего в двух - трёх километрах, родом и муж родной сестры писателя - Евдокии Ивановны Макаровой (14 марта 1908 г.р., умерла в 75 лет, примерно в 1983 г. - авт.) - Алексей Игнатьевич Лавров (1904 г.р.).
Евдокия Ивановна Лаврова (Макарова), также как и жена писателя Вера Валентиновна Вонлярлярская, многое сделала для возвращения имени  прозаика-рязанца  в  советскую  литературу,  для  возвращения его к читателям. Евдокия Ивановна приезжала в Салтыки, переписывалась с А.А. Царьковой - создательницей Ряжского краеведческого музея,  передавала  в  музей  книги,  фотографии.  Евдокия  Макарова, правда, на короткое время, встречается и в списках учащихся 1923 года в Ряжской советской школы 2-й ступени № 2. Евдокия Ивановна - будущая Лаврова, вышла замуж рано, в 18 лет. Важная деталь: её
муж Алексей Игнатьевич Лавров, также как и писатель Иван Макаров, получил
гимназическое среднее образование.
Но  какова  жизненная  судьба  «самаринца»  Алексея  Игнатьевича Лаврова, мужа родной сестры писателя Ивана Макарова? Она, также, не простая, в соответствии с тем временем. Алексей Игнатьевич Лавров станет профессиональным военным - танкистом. В 1937-м, в
440

год гибели Ивана Ивановича Макарова, он в звании майора руководил «авто - тракторной школой». По словам его сына Павла Алексеевича Лаврова, в период с 1937 по 1945 годы, отец по каким-то причинам понижается в звании - вновь становится младшим
лейтенантом. Но Алексей Игнатьевич воевал в Испании, служил на Халхин-Голе
... Его близкий друг - Фёдор («дядя Федя» для П.А. Лаврова - авт.) -  являлся
заместителем  Наркома  Северного  флота,  но  …  «застрелился». А ведь «дядя Федя» имел орден Красного Знамени; причём, получил его в числе первых (за номером 7 или 9). В 1943 году «самаринец» Алексей Игнатьевич Лавров служит уже в Москве: там у них с Евдокией Ивановной, урождённой Макаровой, родится второй сын - Павел. Первый ребёнок супругов Лавровых - Борис, 1928 года рождения, умер маленьким, в 1933 году.
Читателю интересно узнать, как сложилась судьба самой Евдокии Ивановны  Лавровой  -  родной  сестры  писателя  Ивана  Макарова? Жизнь свою она прожила при муже. Любила и умела готовить, хорошо шила на швейной машинке (на той же машинке «Зингер», остав-
шейся от её отца - И. И. Макарова и привезённой из Салтыков - авт.). По словам Павла Алексеевича Лаврова, его мать Евдокия Ивановна, была энергичная, живая.10 Важная деталь «послемакаровского» времени: муж Евдокии Ивановны Алексей Игнатьевич Лавров, вернувшись в 1953 году из г. Горького, (ныне - Нижний Новгород - авт.), где восстанавливал Горьковский автозавод, ужаснулся тому, что жена сохранила  его  письма  с  фронта.  Их  немедленно  сожгли.  Такая  же судьба выпала и многим фотографиям семейного архива Лавровых, в том числе и лично «макаровских». Но благодаря Евдокии Ивановне, часть из них сохранилась, и публикуется в данной книге.
Особое  место  в  произведениях  писателя  Макарова  занимает  село  Журавинка  Ряжского  уезда.  Именно  его  исследователь-путешественник П.П. Семёнов Тянь-Шанский в своё время называл «городом». Выше неоднократно говорилось, что в романе И. Мака-
рова  «Чёрная  шаль»  зафиксированы  многие  революционные  и  послереволюционные  события  в  южных  уездах  Рязанской  губернии. Судя  по  роману,  Журавинка  была  «главным  центром  «временного комитета» партии ряжских или раненбургских эсеров; она даже переименовывается ими в Спиридоново в честь Марии Спиридоновой. Село Журавинка упоминается в этом романе неоднократно; например, в следующем эпизоде:
441

«Петруша мой поехал, и я с ним увязалась. Дорогой я и шепнула ему о Николае. Как он на меня тогда набросился тогда, как зарычал! Точно бы не Саваоф, а я стреляла в Николая. Иль уж за это время проснулось в нём раскаяние, что доверил он своего друга этому чёр-
ному  прохвосту  Шульцу-младшему?  Едва  тут  же  не  прогнал  меня назад в Совет Советов с приказом Мысягину - Клемашеву немедленно отправить врачей к нам в Журавинку, хотя бы под конвоем».11 
Но  село  Журавинка,  с  его  реальными  людьми  и  происходившими там событиями, встречается не только в романе «Чёрная шаль». Читатель снова встретится с «Журавинкой» в повести Ив. Макарова «Казачий хутор». Эта повесть писалась ранее романа «Чёрная шаль», в 1931 - 1932 годах, то есть впервые писатель упоминает село Журавинку в «Казачьем хуторе», в первой главе - «Марсаага»:
«Говорили, что зима напоследок лютеет и борет весну. Утром, ещё затемно,  в  тот  же  день,  когда  ждали  Марсаагу  из  города,  повалил мокрый снег, и глубоко заложило проталины. Потом ветер подул с Журавинки, самый холодный ветер на Казачьем хуторе».12
Остаётся  добавить,  что  в  других  произведениях  писателя  Ивана Ивановича Макарова, особенно в его первых, «рязанского» времени рассказах: «Зуб за Зуб», «Аграфенино проклятие» или «Грунькино проклятие»,  «Ключ»,  современный  читатель  встретит  рязанскую мещерскую  Солотчу  с  «Солчевской  обителью»,  и  соседнюю  к  ней
деревню Ласковку (Ласково), и мещерскую клепиковскую деревню Извеково-Захарово,  где  издавна  селились  рязанские  «старообрядцы», облюбовавшие и Касимовский уезд Рязанской губернии, и канал «генерала Жилинского», и реку Оку, и город Рязань.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
1   ГАРО, ф. 627, оп. 26, д. 194.
2   ГАРО, ф. П. - 478, оп. 1, д. 174, л. 33, 35.
3   ГАРО, ф. П. - 478, оп. 1, д. 174, л. 34 (об.).
4   И. Макаров. Казачий хутор. - Рязанское книжное издательство, 1962.
5   А. Царькова. Сын рязанской земли. - Газета Авангард.  Ряжск, 30 октября 1969,  № 130.
6   И. Макаров. Чёрная шаль. - М.  Московский рабочий, 1970, с. 283.
7   И. Макаров. Чёрная шаль. - М.  Московский рабочий, 1970, с. 177, 181, 182, 183.
8   Там же, с. 379.
9   И. Макаров. Чёрная шаль. - М.  Московский рабочий, 1970,  с. 366.
10   П.А. Лавров. Из телефонного разговора 18 февраля 2020 г.
11   И. Макаров. Чёрная шаль. - М.  Московский рабочий, 1970, с. 155.
12   И. Макаров. Чёрная шаль.  - М.  Московский рабочий, 1970,  с. 231.
442

Глава пятьдесят восьмая
                                                  ПИСАТЕЛИ
                                                  И ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРИТИКИ
                                                  О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ
                                                  ИВАНА МАКАРОВА

Может  быть,  читателю  интересно  узнать,  как  воспринимали  литературное творчество Ивана Ивановича Макарова писатели и профессиональные  критики?  При  жизни  и  уже  после  его  физической смерти? Произведения рязанца «Ивана Буйного» - Ивана Макарова печатались в центральных газетах и журналах, поэтому и первые отклики на его произведения выходили в них. Таких откликов-рецензий особенно много в 30-е годы, когда молодой, начинающий писатель-рязанец  ворвался  в  большую  советскую  литературу,  поразив своей индивидуальностью и талантом. В одном только 1930 году были напечатаны  следующие  рецензии:  «Литературная  газета»  (12  мая 1930г.) - М. Соловьев; «РОСТ» (1930г.) - Сашин «Стальные рёбра социализма»; «За коммунистическое просвещение» (от 19 мая 1930г.) - В. Красов; «Печать и революция» (1930г., № 3) - Г. Федосеев; «Новый
Мир» (1930г., № 3) - Арк. Глаголев; «Земля советская» (1930г., № 2) - М. Шишкевич: «Иван Макаров». Первый и самый знаменитый роман молодого, начинающего писателя Ивана Макарова «Стальные рёбра» выйдет в журнальном варианте в 1929 году, а отдельной книгой - уже в начале 1930-го. И сразу же, в четвёртом номере журнала «Октябрь»,
появится  большая  статья  Н.  Плиско  -  «Иван  Макаров.  (Тенденции творчества)». О чём же пишет Н. Плиско?
«Роман «Стальные рёбра» - первое крупное произведение молодого автора. В нём много ещё промахов, художественных срывов, идеологических ошибок. Но этот роман и ряд рассказов автора показывают, что И. Макаров идёт своим особым путём, что можно говорить об его оригинальном творческом лице, выделяющем его из общего потока крестьянской литературы. И. Макаров - писатель, стремящийся приблизиться к пролетариату, воспринять пролетарскую идеологию и выразить «настроения, чувства и мысли», совпадающие с пролетарскими. Не случайно, конечно, и то, что Макарова заражает и даёт ему творческий импульс пролетарская идея - Ленинская идея электрифи-
443

кации села и (она) явилась мотивом романа «Стальные рёбра» …
Тот же Н. Плиско, в той же статье:
«Роман «Стальные рёбра», рассказы «Фортель - Мортель, «Смерть», «Остров» и «Ключ» выражают трагическую раздвоенность, глубокую внутреннюю борьбу художника...». Комментарий автора: в последние месяцы 1929 года, в том же журнале «Октябрь», был напечатан и рассказ И. Макарова «Фортель - Мортель»).1
М.  Шишкевич  -  ещё  один  литературный  критик  30-х  годов  прошлого  века  ...  Его  статья  -  «Иван  Макаров»,  также,  публикуется  в 1930 году в литературном журнале «Земля советская» (1930 г. № 2):
«Роман  «Стальные  рёбра»,  напечатанный  в  журнале  «Молодая Гвардия» и вышедший отдельной книгой в издательстве ГИЗ («Московский Рабочий») в серии «Новинок крестьянской литературы», говорит о значительных художественных возможностях писателя. Наряду с этим, он обнаруживает и те опасности, которые необходимо преодолеть Макарову, чтобы, не теряя своей творческой индивидуальности, реализовать свой художественный опыт … В стремлении оттолкнуться от штампа, от плакатности, в побуждении показать процесс социалистического строительства изнутри, осветить его трудности, обнаружить извилины, раскрываются сильные и слабые стороны творчества  Макарова.  Сильные  в  том,  что  ему  удаётся  преодолеть присущий  ещё  творчеству  крестьянских  писателей  бытовизм,  что установившемуся в крестьянской литературе схематическому типажу (середняка, кулака, деревенского коммуниста) он сообщает индивидуальность, художественно убеждающую реальность».
В  1931-м,  спустя  год  после  выхода  романа  «Стальные  рёбра»,  в том же журнале «Земля советская», публикуется ещё одна рецензия - статья на литературное творчество И. Макарова. На этот раз - критика А.Низовцева. Это одна из самых объёмных статей-разборов его творчества, и по сей день.2 Литературный критик А. Низовцев разбирает
практически все, вышедшие к тому времени произведения писателя. Символично и название его статьи: «Путь Ивана Макарова»:
«Мы далеки от того, чтобы ставить И. Макарова рядом с мировым гением  Толстого,  но  аналогию  считаем  вполне  законной:  Макаров один из талантливых художников пролетколхозной литературы, имеющий свой собственный творческий облик, совершенно не похожий на лица других писателей. Острота тематики, занимательная (хотя часто  авантюрно-кровавая)  новизна  фабулы,  монументальность  обра-
444

зов, до ощутимости скупой, но выразительный диалог, действенный пейзаж, меткий, сочный язык (хотя местами неряшливый) - таковы средства художественной работы Макарова… Тенденции творчества Макарова,  с  выходом  романа  «Стальные  рёбра»,  легко  было  иск…(неразб. - авт.). И эти тенденции в общем правильно указаны некоторыми критиками (в особенности - в статьях Н. Плиско и И. Сольц). Перед Макаровым лежало две дороги: или передовой отряд пролетколхозной литературы, или в сторону Клюева и Клычкова. Макаров захотел идти по третьему, собственному пути. А так как этого пути не существует, скатывался часто на второй путь, выражая настроения и идеи, чуждые рабочему классу … Основная проблема, разрешаемая Макаровым в романе («Стальные рёбра» - авт.), - переделка мелкого собственника в социалистической стройке, протекающей в условиях
ожесточённой классовой борьбы…».
Тот  же  А.  Низовцев  пишет  о  повести  И.И.  Макарова  «На  земле мир»:
«С выходом повести «На земле мир» критика единодушно забила тревогу: Макаров окончательно уходит вправо от советской литературы … Дело в том, что Макаров, верный принципам своего метода, в разрешении проблемы войны очутился в когтях пацифизма. Он использовал весь арсенал изобразительных средств, для защиты по существу принципов заседающих в Женеве «человеколюбцев», преподносящих человечеству под видом охранения «мирного жития» новое, небывалое ещё в истории кровопускание» ...
А. Низовцев о повести «Рейд Чёрного Жука»:
«Новая  повесть  Макарова  «Рейд  Чёрного  Жука»  говорит  с  несомненностью о стремлении автора «перестроиться», и в то же время показывает, что об освобождении Макарова от прежних ошибочных сторон  творческой  работы  говорить  нельзя  … Конечно,  ему  нужна не элементарная политграмота. Ему нужно то, что советует его ге-
рой Куркин индивидуалисту Гуртову: «Когда дела не клеятся, я вот в такие минуты люблю Ленина читать… Там… на все вопросы ответы есть»  … Макарову  необходимо органическое  усвоение  философии марксизма-ленинизма».
Литературные рецензии выходят в это время практически на каждое новое произведение писателя Макарова. Досталось писателю и за публикации нового произведения «Бельё» или «Миша Курбатов». Первая редакция этого романа датируется 1934 - 1935 годами. Чита-
445

тель знает, что эти «редакции» спасли роман, но не самого писателя. После значительного временного перерыва, уже после гибели и посмертной реабилитации Ивана Ивановича Макарова и восстановлении его в Союзе советских писателей, публикуется большая статья И. Козлова «Постижение высоты». Публикуется в 1959 году, в журнале «Москва» (1959г., № 6).
Иван Козлов - автор большого предисловия также, к посмертной книге И. Макарова «Голубые поля». Неоконченный роман «Голубые поля», как и «Стальные рёбра», выйдет сначала в литературном журнале  «Знамя»  (1959г.,  №  №  1  -  3),  а  затем,  в  1959  году,  отдельной книгой. Итак, И. Козлов о романе «Голубые поля»:
«Хотя произведение это написано более двадцати лет назад, а изображённые  в  нём  события  отдалены  от  наших  дней  ещё  большим расстоянием, оно звучит молодо, современно, словно создавалось сегодня. Такова сила всего талантливого: оставаться вечно юным, притягательным, волновать и радовать … Да, радовать! Всякий любящий
искусство слова порадуется ещё одному успеху родной литературы. Те же, кто в конце двадцатых годов, когда одно за другим появлялись такие произведения И. Макарова, как «Стальные рёбра», «На земле мир»,  «Рейд  Чёрного  Жука»,  «Казачий  хутор»,  «Миша  Курбатов» и  др.,  внимательно  следили  за  его  творчеством,  будут  порадованы вдвойне. Роман показывает не только возраставшее из года в год ху-дожественное мастерство И. Макарова, но и такую идейную зрелость писателя, что есть все основания говорить о романе «Голубые поля», как  о  принципиально  новом  в  его  творчестве.  В  социалистическом реализме  И.  Макаров  обрёл  ту  высоту,  с  которой  хорошо  видно  во
все стороны света и в полную силу раскрылись богатства таланта незаурядного писателя».
В том же 1959 году, после двух посмертных публикаций романа И. И. Макарова «Голубые поля», в Рязани также, после большого временного  перерыва,  публикуется  первый  материал  о  писателе.  Символично,  что  его  автором  станет  один  из  комсомольских  и  литературных  товарищей  Ивана  Макарова  -  Степан  Титов  (литературный псевдоним «Титов - Заокский» или «Заокский» - авт.), к тому времени известный рязанский поэт. Пастух села Аграфенина Пустынь и селькор рязанских губернских газет Степан Михеевич Титов, в 20-х годах двадцатого века, одновременно с «рабкором» и будущим писателем Иваном Макаровым, публиковался в газетах. Мартовский ма-
446

териал 1959 года Степана Титова: «Его звали Иван Макаров» в газете «Рязанский комсомолец», в рублике «Наши знатные земляки» - краток и почти лишён эмоций:
«В жизни Макаров был решительным человеком. Наверное, именно поэтому его первые шаги на литературном пути были стремительны и дерзки.
- Вот парень - что задумает, то и сделает, - говорили о нём в деревне …
И это было действительно так. На литературном конкурсе журнала «Мир приключений» Макаров получил премию за рассказ «Зуб за зуб». Ободренный таким вниманием к его литературным начинаниям, Макаров пишет другой рассказ - «На повороте». Он также был удостоен премии на конкурсе в журнале «Следопыт». И ещё одна премия - на этот раз снова в журнале «Мир приключений» за рассказ «Замолк бубен».
«Тогда решил испытать себя на «толстом» журнале и послал в журнал «Октябрь» рассказ «Смерть», где он и был напечатан», - писал в своей автобиографии сам Макаров … «Стальные рёбра», по замыслу писателя, - это грани социализма. Это роман о новых приметах, появившихся в советской деревне, о людях, строящих в одной из деревень общественную мельницу и электростанцию ... Книги его ярко запечатлели  важную  страницу  нашей  страны  -  великий  перелом  в деревне».3
Иван Дергачёв также, лично знал «активработника РКСМ» Ивана Макарова и работал с ним. Он - ветеран Рязанского комсомола. В 20-е годы двадцатого века, уже после перехода будущего писателя на партийную работу, Иван Дергачёв возглавит президиум Рязанского губкома комсомола - ВЛКСМ; будет ответственным секретарём. В советское время он много писал об И. И. Макарове в рязанских газетах:
«Иван Макаров … Честно говоря, мы в то время и не предполагали, что его имя появится на обложках книг, а все комсомольские дела, в которых он принимал самое активное участие, так или иначе войдут в  строки  его  произведений.  В  то  время  он  был  для  нас  просто  Ваней - комсомольцем с 1919 года, организатором ячейки РКСМ в селе Салтыки Ряжского уезда, позднее - зав. отделом Раненбургского укома РКСМ, затем - достойным представителем комсомола в Губпрофобре (отдел Губоно). Он на всю жизнь остался в памяти молодым, смуглым, среднего роста, с весёлыми искрами в глазах. Неизменная,
447
видавшая виды гимнастёрка, галифе, сапоги …

Продолжение следует - страницы 448-454.

Российская империя, И.И.Макаров., История, Россия, Рязанская губерния, Раненбургский уезд, имена, О.В.Сидорова (Ершова), Ряжск, Раненбург, Ряжский уезд

Previous post Next post
Up