Старый город Усть-Илимска - в России (если не в мире!) самый молодой. Тут нет не то что брусчатых мостовых и узких кривых улочек, тут даже сталинок искать не стоит! Просто два берега Ангары в Городе Четырёх Всесоюзных Комсомольских Строек заселялись независимо друг от друга с разницей в 7-8 лет, и если показанный
в прошлой части Новый город возведён в 1980-х, то Старый город - в 1970-х годах. Там же, в прошлой части, я показывал три стройки из четырёх, а на сегодня оставил главную и исходную среди них - грандиозную Усть-Илимскую ГЭС.
Несмотря на заголовок, начнём сегодняшнюю прогулку в самом что ни на есть Новом городе, который вместе с подходящей с юга железной дорогой и уходящей на север линией таёжного трамвая просто не влез целиком в прошлую часть. На отвечающем за главную площадь Усть-Илимска перекрёстке проспекта Мира с улицей Мечтателей вдоль последней спускается Аллея Славы - чуть облагороженный участок тайги, росшей здесь до постройки всех этих микрорайонов.
2.
С севера к аллее прилегает микрорайон №2 Берёзовая роща - таковая правда скрыта в его глубине за домами, но мы до неё не дошли.
2а.
На Аллее Славы примечательны часовня иконы "Взыскание Погибших" (1998), крест-памятник жертвам репрессий, одинокий Солдат-Освободитель (2018) в дар от местного предпринимателя Ильи Шавырина...
3.
...и всякие танки да пушки, изготовленные за десятилетия до основания Усть-Илимска:
4.
Аллея упирается в воинский мемориал (1985):
5.
За которым мы вышли на улицу Карла Маркса. Она в Новом городе одна из трёх осей, идущих параллельно Ангаре в паре километров от берега. Но если средний проспект Мира - очевидная главная улица, а верхний проспект Дружбы Народов - тихие задворки у трамвайных путей, то нижняя улица Карла Маркса - объездная:
6.
За ней стоят уже не микрорайоны, а коттеджные посёлки в лесу над Ангарой, среди которых, напротив Берёзовой Рощи, высится храм Всех Святых, в Земле Российской Просиявших (1994-2002). Вокруг него - целый квартал приходских построек, напоминающих своей архитектурой то уездные домики среднерусских губерний, то коттеджи доброй старой Америки.
7.
Здоровенный собор довольно обычен снаружи:
8.
Но куда больше он впечатляет внутри. Причём - не только убранством: вот эта женщина шла не отругать нас за фотосъёмку без благословения, а поприветствовать от лица батюшки и показать, что ещё тут достойно попасть в кадр.
9.
Я бы сказал, создателям этого собора вполне удалось воссоздать атмосферу средневековых церквей Золотого Кольца:
10.
Особенно хороши царские врата, словно оставшиеся от какой-нибудь разрушенной церкви в зоне затопления
Рыбинской ГЭС.
11.
За храмом мы вышли на улицу Героев Труда - перпендикулярная проспектам, она ограничивает с севера Новый город, за улицей Карла Маркса спускаясь к Ангаре. Здесь мы набрели на курорт "Русь", построенный в 1980-х годах для сотрудников Усть-Илимского лесоперерабатывающего комплекса:
12.
Своему названию он пытается соответствовать репликой стены Илимского острога:
13.
О старинном Илимске, который стал в 17 веке ключом от Восточной Сибири, а затем зачах, проиграв конкуренцию с Иркутском, я рассказывал в ближайшем к нему городе
Железногорске-Илимском. Подлинные Спасская башня (1667) и Казанская церковь (1679) острога, украшенные местным воеводой Иваном Гагариным по образцу царского дворца в Коломенском, в 1969-73 годах были перевезены в
Тальцы - музей деревянного зодчества около Иркутска. И сейчас уже совсем не очевидно, что именно Усть-Илимская стройка стала причиной создать тот музей.
13а.
За время расцвета старого Илимска вокруг него выросли десятки, если не сотни, русских деревень. Как в недолговечной империи Александра Македонского греки охотнее всего
заселяли далёкую Бактрию, так и на заре покорённой Сибири крупнейшим центром русского переселения стала Илимская пашня - плодородные поймы среднего течения Ангары и её притоков. Именно здесь яснее всего оформился суровый, но богатый и справедливый мир сибирских старожилов, не знавших безземелья и крепостного права. И жизнь в этом мирке текла век за веком своим чередом, лишь в Гражданскую войну потревоженная бегавшими по тайге партизанами. А затем случился великий потоп, и Илимская пашня сделалась
Сибирской Атлантидой: вдруг оказалось, что самое ценное на Ангаре - не плодородные поймы, а широкие пороги, прежде лишь мешавшие судоходству - ведь они открывали уникальные возможности для гидроэнергетики. Гибель Илимской пашни исчерпывающе описана её уроженцем Валентином Распутиным в романе "Прощание с Матёрой". Прежде я
показывал с борта "Метеора" Братское водохранилище, 2-е в мире по объёму (169,3 км³) и 2-е в России по площади (5426 км²) - оно заполнилось в 1967 году. Но сердце Илимской пашни было ниже по течению, и накрыло его в 1974 году не столь огромное (длина 302 километра, площадь 1873 км², объём 59,4 км³) Усть-Илимское водохранилище, затопившее, как следует из названия, и сам Илим.
14а.
Под его водами скрыты десятки селений, в том числе, например, деревенька Зырянова - родина конструктора ракет Михаила Янгеля. Самым крупным селом дореволюционной Илимской пашни считался Нижнеилимск, основанный в 1655 году и до строительства советского Железногорска-Илимского остававшийся по сути преемником старого Илимска. Об этом напоминала Покровская церковь (1804-09) в традициях сибирского барокко:
14б.
Но подавляющее большинство нижнеилимских церквей строились в 1860-90-е годы и были почти типовыми - три сруба "волной",
как в церквях Украины, да пирамидальная кровля на среднем. Вот едва ли не первая среди них (1853) церковь Кирика и Улиты в устье Тубы:
14в.
От курорта "Русь" рукой подать до простора водохранилища:
15.
Который ограничивает собственно Усть-Илимская ГЭС. В отличие от гидроэлектростанций
в Братске и
Иркутске, по совместительству являющихся мостами, она - строго режимный объект с собственной частью ПВО, и на гребень её посторонних людей не пускают.
16.
Мы направились вниз вдоль Ангары, надеясь увидеть плотину с фасада. Из леса к обочинам дорог то и дело выходит заброшенная железная дорога, по которой в годы стройки возили материалы и технику:
17.
Плотина нависает над дачами, и согласитесь, контраст её облика сверху и снизу поразителен:
18.
Вот только спуск к Ангаре и здесь преграждает промзона. Мимо дач мы продолжили путь:
19.
В какой-то момент мы обнаружили тропку, которая приводила к чрезвычайно крутому (пришлось карабкаться) спуску на каменистый берег у давно разгладившихся перекатов. Отсюда, пусть и в контровом свете, я увидел Усть-Илимскую ГЭС от края до края:
20.
Длина бетонной плотины - 1475м, высота - 105 метров от дна реки и около 90 над поверхностью. Называться же ГЭС вполне могла бы, например, Карапчанской или Невонской: в устье Илима её строить планировалось первоначально, но к 1960 году, после многочисленных доработок, проект было решено перенести на 20 километров вниз по течению. Выбор места определил Толстый мыс (он же - Толстый Бык), глубоко вклинивавшийся в течение Ангары и создававший в узком месте многочисленные перекаты. На кадре выше он прекрасно виден справа, а при взгляде с верхней стороны плотина кажется существенно длиннее - естественные скалы получили здесь рукотворное продолжение.
21.
Напротив места, откуда я фотографировал плотину, над рекой висит Старый город:
22.
Единственный мост (770м, 1969-73) соединяет два берега Ангары у следующего мыса в 3,5 километрах ниже ГЭС:
23.
Издалека не заметно, что у него есть и параллельная железнодорожная часть, оставшаяся всё от той же заброшенной ветки:
24.
За мостом и дальше тянутся рощи, промзоны и пустыри: логистически Усть-Илимск - это действительно два разных города совсем не в пешей досягаемости друг от друга.
25.
От места, откуда мы любовались ГЭС, до ближайших автобусных остановок идти выходило немногим меньше, чем до самого моста, но нас подобрала машина с обаятельной четой эвенков-протестантов, с далёкими таёжными корнями, но совсем обрусевших и городских. Они ехали куда-то в сторону Братска, а нас довезли до начала дамбы у основания Толстого мыса. Ещё полчаса пешком - и мы взошли на его вершину. Осмотримся с неё против часовой стрелки - каждый следующий вид левее предыдущего:
26.
За плотиной - необозримые просторы воды с парой мелких островков, уж не знаю почему известных устьилимчанам как остров Дураков и остров Надежды. Заливающие плодородные, но прозаичные низины, водохранилища среди гор всегда чарующе красивы, и здесь не хочется думать о скрытых в донном иле фундаментах изб, подклетах церквей, позабытых могилах...
27.
Вдали на сопках виден Новый город:
28.
Центр которого с красным корпусом курорта "Русь" и характерным скайлайном 14-этажных "свечек" просматривается ниже плотины:
29.
Из проекта которой и выросли Четыре Стройки Усть-Илимска: тогдашний СССР не полагался на вахтовиков, и для обслуживания плотины был нужен город, для подвоза стройматериалов и оборудования - железная дорога, а ещё для чего-нибудь полезного народному хозяйству сгодились бы электроэнергия и вода. Подготовительные работы на месте будущей ГЭС начались в 1963 году, а в 1968 году в строящуюся плотину был уложен первый кубометр бетона. В том же году посёлок строителей стал ПГТ, а к 1973 году - и городом Усть-Илимском. В 1968-74 годах от станции Хребтовая на Старом БАМе была проложена железная дорога длиной 214 километров, а в 1973-79 годах - сооружена первая очередь лесоперерабатывающего комбината. ГЭС же была из четырёх строек не только исходной, но и самой долгой - в 1974 году она дала первый ток, но лишь к 1980 году были введены в строй все 16 гидроагрегатов.
30.
С мощностью 3840 МВт Усть-Илимская гидроэлектростанция стала 4-й в России после Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС на Енисее и Братской ГЭС выше по Ангаре:
31.
На линии плотины Новый город заканчивается, а в 10 километрах далее, образуя с двумя районами Усть-Илимска почти правильный треугольник, раскинулась промзона. Слева - Северная ТЭЦ (1989, 525 МВт) с 250-метровой трубой, справа - лесоперерабатывающий комбинат. Он мог бы при ином раскладе стать крупнейшим в России: производство бумаги тут запустить не успели, а вот по товарной целлюлозе УИЛПК обеспечивает чуть ли не пятую часть производства в стране. Кислую органическую вонь несёт куда-то в другую сторону, а вот шум слышен даже здесь. Из Нового города к подножью цехов ведёт сквозь тайгу линия скоростного трамвая, которую я показывал в прошлой части.
32.
Но город, плотина, промзона - всё впечатляет не так, как красавица-Ангара в почти что естественном русле:
33.
Вдали река уходит за образующую ещё один мыс Невонскую сопку, буквально за которой начинается следующее Богучанской водохранилище, чуть превосходящее Усть-Илимское море размером (длина 375км, площадь 2326 км², объём 58,2 км³). Оно поглотило остатки Илимской пашни уже в 21 веке - начатая в 1974 году,
Богучанская ГЭС у
Кодинска в Красноярском крае встретила распад СССР в состоянии 60%-готовности и закончена была в 2006-14 годах. По мощности (3600 МВт) она в России пятая после всех перечисленных парой абзацев выше, ну а мне в 2015 году удалось
побывать на ней в блог-туре "Русгидро". Пятой ступенью Ангарского каскада должна стать Мотыгинская ГЭС (1100 МВт) в сотне километров выше устья, но до реального строительства там дело пока не дошло. В совокупности же Ангара - самая зарегулированная гигантскими плотинами и самая загрязнённая промышленными стоками российская река после многострадальной Волги. И разве что судоходства здесь почти нет, кроме лесовозных барж, запертых между плотинами...
34.
Левее просматривается Невон - известное с 1689 года село (2,2 тыс. жителей), близ которого и вырос Старый город:
35.
Среди его крыш можно разглядеть Троицкую церковь (2012) - преемницу храма Иннокентия Иркутского (1877):
35а.
Напоследок погуляем по Старому городу, живописно и беспорядочно раскинувшемуся на склоне:
36.
При всей абсурдности временных рамок, Старый и Новый города Усть-Илимска удивительно соответствуют аналогичному разделению в Европе: первый построен хаотично, извилисто и плотно, второй - просторно, логично и по красивому плану. А если так - то важно ли, 7 или 700 лет их разделяют?
37.
Интересных зданий тут почти нет, но попадаются приятные детали:
38.
Центром Старого города служит Ромашка, как называют устьилимчане сквер с характерным узором бордюров. Который, впрочем, можно оценить лишь из окон многоэтажек, а не с земли.
39.
Но если это Старый город - тут, конечно же, должен быть Кафедральный собор!
40.
Его роль выполняет Дворец культуры энергетиков имени Ивана Неймушина (1982), руководившего ангарским гидростроем в годы основания УИГЭС.
41.
Здесь, в отличие от ДК "Дружба" в Новом городе, коронавирусные ограничения почему-то не мешали фотографировать: на двух этажах дворца расположились выставка и ярмарка. Роль иконостаса в этом кафедральном соборе выполняет роскошная мозаика "Молодёжь Сибири" над лестницей:
42.
На кадрах выше - её средняя часть, на кадрах ниже - крайние. Но судя по проработанности лиц и несовершенству фигур, у изображённых людей были реальные прототипы:
43.
На втором этаже обнаружилась небольшая этнографическая выставка о народах Байкала:
44.
Но она ничем не удивляет после
Усть-Орды и
Ольхона:
45.
Последняя достопримечательность Старого города - стела Четырёх Великих Строек на самом выезде перед витражным крестом. Вдаль уходит Братское шоссе, и надо заметить, звучит это словосочетание примерно как "шаурма на Петроградке": иркутяне очень гордятся тем, что для дорог в их топонимике используется устаревшее слово "тракт". Всё это наводит на мысль о некой чужеродности Усть-Илимска своему региону, и принадлежности его не столько Иркутской области, сколько
Байкало-Амурскому миру.
46.
Этим шоссе, благополучно проспав утренний автобус, мы доехали в Братск на попутках - до него порядка 270 километров, а хороший асфальт заканчивается недалеко. Если Усть-Илимск казался после байкало-амурской глуши мегаполисом, то
Братск - и вовсе центром мира, что не перебивала даже целлюлозная вонь. Поужинав в переполненном "Шашлыкоффе", мы ушли ночевать, а на утро уехали
вверх по Ангаре скоростным "Метеором". Так закончился наш первый байкало-амурской вояж, так заканчивается серия о двух поездках разных лет по величественной магистрали, в новых реалиях становящейся "дорогой жизни" страны.
БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (2020-21)
Обзор и оглавление (2020)
Обзор и оглавление (2021)
Эвенки. На чьих землях БАМ.
БАМ в общем. История, колорит, описание трассы.
Старый БАМ (восток)
Ванино Комсомольск-на-Амуре.
Восточный БАМ
Комсомольск-на-Амуре - Ургал. Тёмный БАМ.
Новый Ургал.
Чегдомын.
Новый Ургал - Верхнезейск.
Тында. Город.
Горный БАМ
Тында - Юктали.
Олёкма - Новая Чара. Вершина БАМа.
Чарские пески.
Чинейская железная дорога. От Новой Чары до моста.
Чинейская железная дорога. Высокогорные участки.
Чинейская железная дорога. Чина и окрестности.
Чинейская железная дорога. Исторические фото Иннокентия Мызникова.
Новая Чара - Таксимо.
Витим. Дорога на Бодайбо и Мамакан.
Витим. Бодайбо.
Витим. Ленские прииски.
Северо-Муйский перевал.
Западный БАМ
Кюхельбекерская - Мысовые тоннели.
Северобайкальск.
Нижнеангарск.
Байкальское.
Дабанский тоннель - Лена-Восточная.
Усть-Кут.
Старый БАМ (запад)
Железногорск-Илимский.
Усть-Илимск. Новый город.
Усть-Илимск. Старый город.
Братск.
Тайшет.
Эпилог.
"Метеор" Братск - Иркутск.