Рыбница. Индустриальный гигант по-молдавски.

Dec 19, 2012 19:22



Третий по величине (50 тысяч жителей) и второй по значению город Приднестровья - Рыбница, удалённая от Тирасполя на 130 километров. Даже исторически: как уже говорилось в прошлой части, ПМР состоит из двух половин - "новороссийской" и "подольской", и если Тирасполь - центр первой, то Рыбница - второй. До революции это было крупное еврейское местечко в Балтском уезде, с 1925 года - ПГТ, с 1938 - город, но поворотным этапом в жизни Рыбницы стал 1984 год, когда заработал Молдавский металлургический завод. Он невелик, в 5-10 раз меньше любого из главных меткомбинатов России, но крошечному Приднестровью хватает: на Рыбницу приходится 52% бюджетных поступлений и 65% экспорта республики. Есть тут и другие заводы, и интересная позднесоветская архитектура - Рыбница непохожа на другие индустриальные гиганты. За экскурсию по Рыбнице отдельное спасибо Александру bes_arab, без которого я бы самое большое прогулялся немного по центру.

Как и всюду в Подолии, местность тут чрезвычайно холмистая, и объездная дорога в одном месте выходит на край обрыва, с которого как на ладони и Рыбница, и её молдавский антипод Резина (где я был неделей ранее и тоже в серой дымке), причём со стороны правого берега косогоры подходят к реке вплотную. В тумане едва-едва виден мост, связующий два города:

2.


Хорошо виден микрорайон Вальченко, построенный для работников ММЗ в 1980-90-е годы с характерными 16-этажками, известными как "рыбницкие небоскрёбы" (они же на вводном кадре) - силуэт Рыбницы очень узнаваем. Кто такой этот Вальченко, я так и не смог установить, но как топоним он известен каждому приднестровцу (UPD по подсказке bes_arab: Ян Вальченко - большевик из латышских батраков, участник Гражданской войны, после которой возглавлял в Рыбнице приграничную охрану, здесь и погиб уже в 1920-е годы). Очень необычная часовня, построенная как будто бы вместе со всем районом (а может, кстати, так и было, учитывая, что ММЗ открылся в Перестройку) на месте снесённой в 1960-е годы церкви:

3.


Улица Вальченко, начинаясь у моста, обнимает микрорайон и отделяет от стоящего на горе собственно центра Рыбницы. Индустриализоваться она начала задолго до ММЗ, первым промышленным гигантом в ней стал цементный завод, пущенный в 1961 году, и эти многоэтажки скоорее всего были построены в 1970-е годы:

4.


На "фасаде" города - костёл Девы Марии (2003) и собор Михаила Архангела (2006), который считается самым большим в Приднестровье и Молдове. К ним же примыкает мемориал Победы - всё это мы ещё осмотрим поближе:

5.


А огромное и хотя бы частично еврейское кладбище напоминает о том, чем была Рыбница в Балтском уезде. Дореволюционных зданий я в ней вообще не припомню, то есть фактически это кадбище тут вместо Старого города:

6.


Над многоэтажками довлеют заводы - ММЗ и цементный завод стоят совсем рядом, и какой где, так сразу и не сказать. В тумане всё это выглядит грозно. Интересно, что за башня по центру, какую роль она выполняет в производственной цепочке?

7.


А вот - молдавская Резина, тоже известная своими цеметными заводами и карьерами. Вблизи она очень неприглядна - от распада "двойных городов" почти всегда проигрывает меньший (вспомнить хоть пару Нарва/ Ивангород).

8.


От площадки мы поехали по объездной, наткнувшись где-то на окраине, в коттеджном посёлке, на такой вот странный памятник. Кто и в честь чего его поставил - не знал даже знаток Рыбницы bes_arab. Тогда не знал, теперь знает - UPD: "На этом месте в 2008 году разбился Дима Криворученко, автогонщик.(его памяти каждый год в мае месяце, в Тирасполе посвящаются автогонки на аэродроме в Тирасполе). Его отец,пообещал на это месте сделать что-то наподобие сквера..Памятного и одновременно полезного городу,т.к. раньше на этом месте был заросший пустырь.Вот сделал".

9.


Даже не знаю, что озадачивает больше - ангел на верхушке или вот эта композиция высотой сантиметров 20-30. Нигде ещё такого не видел.

10.


За нашей спиной была железная дорога, по которой брёл обходчик, задумчиво глядевший в нашу сторону. Мы же поехали дальше по объездной:

11.


Потом что с объездной лучше всего виден ММЗ:

12.


Само словосочетание "Молдавский металлургический завод" для меня звучит оксюмороном - ну, примерно как Норильский завод шампанских вин или Певекская ривьера, если бы таковые существовали. Впрочем, ведь будь он в Одесской или Винницкой области - нисколько бы не удивлял. Среди меткомбинатов Советского Союза ММЗ один из трёх "последней волны" 1980-х - вместе с белорусским Жлобином и дальневосточным Комсомольском-на-Амуре: работающие на металлоломе электрометаллургические заводы должны были покрывать местные нужды, причём ведь между БМЗ и ММЗ удачно располагалась и Западная Украина, не обладающая своей металлургией. Как уже говорилось, мощность Молдавского металлургического завода не так уж велика - до миллиона тонн стали в год, при этом как следует из официального сайта завода, показатели очень сильно, до 3,5 раз, меняются год от года. Сейчас завод на спаде, и тем не менее без него Приднестровье вряд ли удержалось бы на плаву. Внешне же ММЗ, как и подобает металлургическому комбинату, огромен и мрачен.

13.


У высотки заводоуправления, в народе известной как Пентагон, мы свернули в город. В полукилометре от меткомбината - элеватор, а у его ворот развалины ДОТа:

14.


Как я понимаю, это наследство 1930-х годов, всего того, что называют "линией Сталина" и усиленно реставрируют в Белоруссии и на Украине. Более того, в Рыбнице он не единственный:

15.


ДОТ стоит на улице Кирова, которая отсюда ведёт прямиком в центр города - хотя изначально мы планировали осмотреть Рыбницу на обратном пути, холод и туман вымотали нас очень быстро, и в центр мы поехали искать кафе. Площадь Победы с администрацией (левее кадра, я её даже не заметил), Домом культуры и Лениным. Поза у Ленина какая-то уж очень хитрющая, явно что-то замышляет... Уж не революцию ли, часом?

16.


У ДК - очень симпатичная мозаика. Всё это явно 1960-е годы, когда город пошёл на взлёт со строительством цемзавода:

17.


У начала Аллеи Славы - двуединый Маркс Энгельс:

18.


И здание типографии - по словам Александра, довоенное, то есть - конструктивистское. Рискну предположить, это администрация тогда ещё ПГТ Рыбница конца 1920-х годов, скорее всего старейшее здание в центре города:

19.


Да и просто в панельной, насквозь брежневской Рыбнице этот райончик выглядит почти как германский альтштадт:

20.


Ещё, по словам Александра, в этот районе находится лучший во всём Приднестровье суши-ресторан. Да и правда, где ж ему ещё быть, как ни в городе с таким названием? Да и в принципе в центральной части Рыбница очень уютна и симпатична, вот только всё равно ж обвинят меня в очернительстве за фото промышленных окраин... Впрочем, в рабочих городах всегда так - написать о них, не обидев хотя бы половину жителей, невозможно: покажешь индастриал да дестрой - очерняю, покажешь цивильные районы - замалчиваю, а покажешь и то, и другое - и очерняю, и замалчиваю одновременно (по выбору кажого конкретного читателя).

Мы же по улице Кирова выехали на край косогора:

21.


По-моему, это великолепный триптих! Запад, Россия и Советский Союз на одном пятачке!

22.


Ниже по склону - камень на месте будущего мемориала защитникам Приднестровья. Многоэтажки Вальченко на фоне гор и опять же многоэтажек Резины:

23.


В костёле никто не забыт, в соборе ничто не забыто:

24.


Во дворе костёла - то ли просто фигурки святых, то ли даже кальвария - "макет" крёстного пути для Страстной недели и крёстных ходов:

25.


По словам Александра, это церковь какой-то протестантской конфессии, но больше похоже на какое-то здание при костёле:

26.


А сюжетов во дворе двух храмов наснимать можно удивительных. Скажем, крест и звезда:

27.


Два Спасителя:

28.


Кресты и антенны. Крест - в какой-то степени тоже аненна:

29.


Крест и завод. Точнее - приднестровский крест и молдавский завод, в Резине цемент производят с 1985 года:

30.


Отсюда несколькими зигзагами по впечатляющим развязкам мы съехали на Вальченко, практически сразу за которым находится вокзал. Как и в Бендерах, пассажирские поезда тут не ходят - вокзал является дирекцией и кассами:

31.


Хотя железная дорога здесь с 1893 года, она проходит с запада на восток, то есть по ПМР отсюда ехать некуда, а продукция здешних заводов вывозится в основном в направлении России и Одесского порта. Потому и мост в Резину уже много лет не работает - хотя охраняется автоматчиками, останавливаться здесь Александр не советовал:

32.


Мы уже совсем на окраине. Первое градообразующее предприятие Рыбницы - сахароспиртовый завод, основанный в 1898 году и имевший первую на территории Молдовы и ПМР электростанцию. Подозреваю, это вообще старейший завод Приднестровья... но с 2003 года он не работает. Часть его цехов - дореволюционные, и являются старейшими постройками Рыбницы.

33.


Но остановились мы здесь не за этим - ещё от моста я заприметил переброшенную через Днестр канатную дорогу, здесь известную как "промышленный фуникулёр":

34.


Она связывала когда-то карьеры Резины с Рыбницким цементным заводом и тянулась на 3-4 километра.  В мире подобные штуки не редкость - доставлять ими сырьё с карьера на завод гораздо выгоднее, чем машинами или вагонами, и в дальнем зарубежье я слышал о канатках длиной в десятки километров. Но я прежде видел такое всего один раз: в Башкирии, на окраинах Стерлитамака, причём та канатка ещё и работала.

35.


Здесь - тишина и забвение. При том, что цементный завод исправно работает, извергая в небо плотную белую пыль - канатку убил в первую очередь распад Молдовы на полтора государства:

36.


В Киргизии-Таджикистане когда-то была международная Сулюктинская узкоколейка, а здесь - международная промышленная канатка. У воды, как видите, ещё один ДОТ:

37.


Сюрреалистическое зрелище:

38.


Вид на Днестр из ДОТа:

39.


Уже когда я уходил, заметил, что по путям понуро бредёт всё тот же обходчик...

40.


И извиняюсь за качество фотографий - погода... Но стоило нам покинуть Рыбницу - как тучи и туман разошлись и вышло яркое Солнце.
В следующей части едем в Рашково - едвали не красивейшее мест Приднестровья.

МОЛДАВИЯ-2012
Вступление. Самый солнечный ноябрь в моей жизни.
О Молдавии в общем.
Прошлое. История и архитектура.
Вечное. Молдавия сельская.
Настоящее. Люди и реалии.
Северная Молдова
Ворота Молдовы. Могилёв-Подольский (Украина) и Атаки.
Рудь. Село, монастырь, городище и объект ЮНЕСКО.
Сорока. Крепость и окрестности.
Сорока. Старый город.
Сорока. Цыганова гора.
Монастыри Днестра. Жабка.
Монастыри Днестра. Сахарна.
Кишинёв
Случайная столица. Городской портрет.
Вокзал и начало центра.
Бульвар Штефана чел Маре.
Нижний центр.
Верхний центр.
Выше центра. Парки и кладбища.
Окраины.
Поездки из Кишинёва.
Кодры. Суручаны и Кондрица.
Кодры. Кэприяна.
Кодры. Ворничаны.
Кодры. Городиште и Страшены.
Бельцы. От автостанции к центру.
Бельцы. Университет и предместья.
Новый Орхей. Уездный город.
Старый Орхей. Часть 1.
Старый Орхей. Часть 2.
Старый Орхей. Бранешты, селенье камнетёсов.
Чимишлия. Простой молдавский городок.
Гагаузия. Комрат.
Гагаузия. Бешалма.
Приднестровье
Варницкий анклав.
Приднестровская Молдавская республика. В общем.
Бендеры. Крепость.
Бендеры. Мемориалы.
Бендеры. Старый город.
Тирасполь. Столица непризнанной страны.
Кицканский монастырь и ещё немного Тирасполя.
Дорога вдоль Днестра.
Рыбница. Индустрильный гигант по-молдавски.
Рашково.
Строенцы.
.

Подолия, канатные дороги, железнодорожное, дорожное, ВКЛ, Приднестровье, Молдавия, индустриальный гигант

Previous post Next post
Up