О Черняховске у меня получилось даже не 4 поста, а 3,5.
В первой части мы осмотрели два его замка - Инстербург и Георгенбург, во
второй - прогулялись по центру, в
третьей - обошли центр по периметру по старинным промзонам на западе и улице Ленина на востоке. Четвёртой часть наполовину будет посвящена восточным районам города, где находится знаковый памятник европейской архитектуры ХХ века - квартал "Пёстрый ряд", а ещё наполовину - посёлку Веселовка (Юдчен) в 10 километрах восточнее Черняховска, где сохранился дом Иммануила Канта.
Как уже говорилось в прошлой части, близ костёла Святого Бруно от улицы Ленина под прямым углом отходит улица Спортивная. Этот район начал застраиваться в 1880-е годы, и его ядром стал огромный комплекс казарм, прямо вокруг которых начали расти доходные дома и офицерские общежития. Прямо скажем, этот район я изучил недостаточно - много интересного есть на перпендикулярных улицах типа Советской или Комсомольской, в том числе офицерские квартиры с неожиданным здесь названием "Порт-Артур" - обо всём этом есть
подробная статья на "Анграпе". Наш же путь строго перпендикулярно улице Ленина. Вид по Спортивной назад - шпиль костёла скрыт домом слева, хрущовки на Ленина видны в перспективе. "Шайба" на переднем плане указана Викимапией как немецкая пивнушка 1930-х годов, и в таком окружении она предельно закономерна (поправочка от
prussak - пивнушка тут была в советское время, а при немцах цветочный магазин):
2.
Здесь находится внушительных размеров безымянная площадь с развилкой - налево Спортивная, направо Гагарина. В центре - водонапорная башня (1898), занятая городской телерадиостанцией:
3.
С очень симпатичной скульптурой-гербом Инстербурга, совершенно неожиданной на промышленной постройке:
3а.
Внушительное красное здание было районной больницей:
4.
В переулке за ней - очередной завод. Не знаю, что тут было при немцах, а сейчас - довольно загадочное предприятие "Телеволна", вроде как основанное в 2003 году, занимающее производством деталей для бытовой техники и до сих пор умудрившееся не загнуться. Честно говоря, мне в это не очень верится...
5.
Ещё несколько кадров с окружающими площадь домами - не считая брусчатки, всё это живо наепоминает непарадные районы Петербурга:
6.
7.
8.
Подворотня и подъезд:
9.
Широкие дворы раскрываются прямо к казармам:
10.
По Спортивной чуть дальше постамент, в котором сходу опознаётся памятник погибшим в Первую Мировую - как много их в бывших германских землях! От знакомых европейцев слышал, что для них историю ХХ века на "до" и "после" расколола именно Первая, а не Вторая Мировая война. А впрочем, мне часто кажется, что лет через 100-200 в учебниках истории будут писать о Мировой войне 1914-45 годов.
11.
Чуть дальше по Спортивной находится и мемориал Славы, к которому я не дошёл, и я не знаю, есть ли ещё в бывшем СССР места, где соседствуют мемориалы двух Мировых войн. Но вообще-то, в сумерках гулять по Черняховску не очень приятно - обилием гопоты и пьяни он напоминает городки на 105-м километре.
12.
Дальше между Спортивной и Гагарина на добрых полтора километра тянется тот самый комплекс казарм, строившийся в несколько приёмов в 1887 по 1914 годы. В советское время
здесь служил небезызвестный в ЖЖ
vedmed1969. Это целый город в городе, но я сумел сделать лишь не самый удачный кадр из окна машины:
13.
Между двумя воинскими частями вклинился клуб верховой езды, скорее всего как-то связанный с Георгенбургским конезаводом, и судя по общему стилю с казармами, тут была полковая конюшня:
14.
Напротив - ещё одна школа, на этот раз бывшая имени Песталоцци (1925-27), ныне просто №1. Не устаю поражаться масштабы и количеству немецких школ... Подозреваю, грамотность тут 100 лет назад приближалась к современному уровню.
15.
А при взгляде на этот дом на углу школы, я внезапно осознал, что столь понравившаяся мне в
Молдове и
Буковине румынская межвоенная архитектура - лишь подражание немецкой с поправкой на южный темперамент.
16.
Наконец, последняя остановка в Инстербурге на самой окраине - "Пёстрый ряд", ныне застройка Элеваторной улицы, которую со стороны Гагарина открывает местный "дом-корабль":
17.
"Пёстрому ряду", как и циркульным депо из прошлой части, посвящён
отдельный проект "инстерГОДа". Во-первых, его автор - ещё один основоположник современной архитектуры и великий немецкий архитектор
Ганс Шарун, осевший в Инстербурге после Первой Мировой войны, и отсюда начавший свой путь на Берлин. Начинавший с экспрессионизма и "новой вещественности", после войны он стал известен как один из первых представителей "органической архитектуры", ну а "Пёстрый ряд" - одна из его первых работ (1921-24). А во-вторых, в таком стиле застроены окраины большинства европейских городов, но этот район - у истоков:
18.
Одна из идей Шаруна и объединения "Стеклянная цепь", куда он входил, было "цветное строительство", и в общем-то если задуматься, цвет зданий действует на психику как минимум не меньше, чем форма. "Пёстрый ряд" - это такой ритм простых форм и цветов:
19.
При взгляде на немецкую архитектуру, особенно - "веймарской" эпохи - я словно слышу перестук метрономов, сведенный в симфонию:
20.
Эти районы мы с Катериной
taiohara и Димой и Виталием на машине осматривали в мой первый приезд в Черняховск. А вот в Веселовку я ездил уже во второй раз, под вечер. Закат, правда, сфотографировал уже когда ждал обратного автобуса - Веселовка стоит на главной обастной трассе Калининград-Чернышевское, и автобусы тут проходят в среднем каждые полчаса-час.
21.
А саму Веселовку, расположенную на полпути из Черняховска в Гусев, ни с чем не спутаешь благодаря вот этой мачте - такой же, как в Калининграде. Только здесь это явно не телевышка - где-то рядом, похоже, скрывались ракеты... ну или просто телевышка обслуживает и Черняховск, и Гусев.
22.
Веселовка, при немцках Юдчен, известна с 1557 года, и в общем-то ничем не выделяется среди сотен других калининградских посёлков, если бы не одно "но": в 1747-51 годах здесь жил Иммануил Кант. Своего великого земляка в Кёнигсберге не очень-то чтили, и все связанные с ним дома не целенаправленно, но посносили ещё до Первой Мировой. Последней была Лёбенихтская ратуша, сгоревшая в войну. Вроде бы на окраине Калининграда есть перестроенный до неузнаваемости "домик Канта", но тоже не тот, а просто похожий и в том же районе. При этом, есть распрострнённое утверждение, что Кант ни разу в жизни не был за пределами Кёнигсберга (хотя при этом успел пожить в России, которая сюда сама пришла в Семилетнюю войну) и говорил, что чтобы посмотреть мир - достаточно сходить в порт... но всё же это не совсем так: в 1740-е годы, после смерти отца, тогда ещё не философ и не профессор, а просто студент Альбертины бедствовал и подрабатывал домашним учителем, параллельно размышляя над происхождением Солнечной системы из газопылевой туманности. Вот тогда и занесло его в Юдчен, учить детей местного пастора.
23.
Дорогу к "дому Канта" мне объяснила пассажирка автобуса, сошедшая на той же остановке. Заодно рассказала о его последних владельцах Хариных, плачевное положение которых на 2007 год можно узнать
из местных газет. Дом они хотели продавать, но так до сих пор и не продали, старуху Харину в город увезли, "а вообще я там не бываю"... От трассы до начала Веселовки около километра. И надо заметить, Веселовка меня привлекла и как "сферический в вакууме" сельский населённый пункт Калининградской области. Тут ведь нет сёл и деревень, если я где их упоминал - то лишь по привычке, у меня и казахские аулы иногда как сёла упоминаются. Нет, здесь, независимо от размера - посёлки:
24.
Причём что интересно - местами они строились явно с учётом немецкого опыта, но в типично позднесоветской силикатной эстетике:
25.
Архитектурно калининградские посёлки - это всё-таки действительно очень-очень маленькие городки, которые даже на ПГТ не тянут, интересный опыт создания сельских поселений с чистого листа, причём уже не в эпоху коллективизации, а чуть ли не при развитом социализме. Но вот инфраструктура тут так и осталась на уровне среднерусского села:
26.
Дорожка, соединяющая трассу с Веселовкой, приводит на железнодорожную станцию - даже не знаю, останавливается ли на ней хоть что-то. Пригородный поезд тут проходит раз в сутки туда и раз в сутки обратно.
27.
К дому Канта же идти по главной улице не сворачивая, параллельно железной дороге - советский посёлок кончаается довольно быстро, дальше начинаются какие-то кусты и заросли и острое желание повернуть обратно. Вот - пень от водонапорки:
28.
Вот - пара уцелевших коттеджей:
29.
Вот - трансформаторная будка:
30.
И вдруг понимаешь, что Юдчен и Веселовка - не одно и то же, они стояли-то в разных местах! Просто старый посёлок был в 1945-м стёрт с лица земли. Вряд ли целенаправленно - что-то сгорело в войну, что-то разобрали на камень, несколько десятков первых поселенцев уместились в нескольких уцелевших коттеджах, а расширяться посёлок стал лишь в 1960-70-е годы. Впрочем, в отличие от исчезнувших в войну советских деревень, жители Юдчена доживают свой век в Германии, а не лежат в безымянных могилах... и всё же острее всего ужасы войны я ощущаю именно когда вижу поверженного врага и понимаю, что это тоже были люди.
31.
Ещё одна группка коттеджей. Таких много и в посёлках, и в городах, в примерно таком же в самом Калининграде гостил и я:
32.
Кирха и немецкое кладбище не сохранились, а вот русское кладбище - есть:
33.
И судя по всему, оно и находится примерно там, где было немецкое, так как дом пастора - прямо напротив него:
34.
Конечно же, это не "тот самый дом", а его "преемник" конца 19 века на старом фундаменте, и Кант не ходил по этим комнатам... А вот нам зайти можно - дом заброшен и видимо недолго ему стоять осталось:
35.
Можно подняться на второй этаж - главное только не провалиться сквозь пол:
36.
Внутренние стены фахверковые; очень непривычный для русского глаза каркас кровли:
37.
Дальше я попытался выйти на трассу напрямик под озадаченные взгляды людей из коттеджей... почему они смотрели столь озадаченно, я понял быстро - путь к трассе преграждала речка, лёд на ней был тонким, и я рисковал в лучшем случае промочить ноги, поэтому пришлось возвращаться тем же путём. Но простоял полчасы у трассы, я поймал большой и тёплый автобус, и уехал отсюда прямиком в Калининград.
38.
Что же до Черняховска, то как я уже говорил - этому городу как нельзя кстати подходит имя самого молодого в советской истории комфронта. Ещё можно сказать, что Инстербург - это был немецкий Владивосток. Город с не по размеру мощной внутренней энергией. И пускай проект "
инстерГОД" в итоге закрылся (хотя и не факт, что окончательно, так как виной тому внутренние противоречия) - я не знаю больше малых городов, где что-то подобное хотя бы начиналось. Процитирую
блог Феи Инстербургского замка, запись "Надежда" от 30 января 2013 года (как раз в тот день я приехал в Калининград!): "Так и история с проектом Инстергод закончилась, чтобы дать жизнь новому проекту Инстерфорум. Задачи которого очевидны из самого названия. Нам всем для решения сложных задач необходимо общение: власти и энтузиастов, общества и власти, энтузиастов между собой и обществом. Казалось бы что может быть проще взять и поговорить. Но удивительно как скорыми шагами человечество лишается такой важной функции - умение договариваться. Поэтому, чтобы не потерять надежду осуществить все задуманное Инстегодом, пришло время говорить и договариваться - как мы сможем это сделать на Инстерфоруме."
В следующей части - про маленький и очень симпатичный городок Озёрск (Даркемен), где находится старейшая ГЭС на территории России.
ДАЛЬНИЙ ЗАПАД-2013
Вступление. Зарисовки, благодарности, дисклеймер.
Литовский транзит.
Восточная Пруссия
Бальга. Форпост крестоносцев.
Ода немецкой архитектуре.
Немецкая инфраструктура.
Янтарный край.
Заграничная Россия. Современный колорит.
Калининград/Кёнигсберг.
Город, который есть.
Призраки Кёнигсберга. Кафедральный собор.
Призраки Кёнигсберга. Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф.
Призраки Кёнигсберга. Ломзе, Форштадт, Ластадия.
Призраки Кёнигсберга. Трагхайм и Росгартен..
Площадь Победы, или просто Площадь.
Внутреннее кольцо. От Фридландских ворот до моста.
Внутреннее кольцо. От Фридрихсбургской крепости до Площади.
Внутреннее кольцо. Башня Врангеля - Литовский вал - Преголя.
Внешнее кольцо и аэродром Девау.
Хуфен и Марауниенхоф.
Город-сад Амалиенау.
Ратхоф и Юдиттен.
Понарт.
Музей Мирового океана.
Самбия, или Земландия.
Янтарный берег. Зеленоградск (Кранц).
Куршская коса.
Янтарный берег. Светлогорск (Раушен).
Янтарный берег. Янтарный.
Балтийск (Пиллау). Город.
Балтийск (Пиллау). Гавань у Русской набережной.
Западные ворота России.
На Балтийскую косу и
обратно.
Натангия, Вармия, Бартия.
Багратионовск (Прёйсиш-Эйлау).
Дорога через Правдинск (Фридланд)
Железнодорожный (Гердауэн).
Вдоль Мазурского канала.
Надровия, или Малая Литва.
Дорога на Черняховск.
Черняховск. Инстербург и Георгенбург.
Черняховск (Инстербург). Центр.
Черняховск (Инстербург) фабрично-транспортный.
Черняховск (Инстербург). Восточные предместья и посёлок Веселовка (Юдчен).
Озёрск (Даркемен).
Гусев (Гумбиннен).
Советск (Тильзит). Центр.
Советск (Тильзит). Предместья.
Неман от замка Рагнит до моста королевы Луизы.
.