Школьный F.A.Q. 2010

Sep 01, 2010 17:49

Разбор аргументов школозащитников

В: Школа учит думать и учит учиться

О: Классический приём шарлатанов: заявить что их магические пассы руками делают что-нибудь непроверяемое. Вот, например, говорит шарлатан, что его чудо-методика чистит чакры. И попробуй опровергни: чакры - не уши, их на приёме у ЛОР’а не видно.

Так и со школьным «учит учиться». Если спросить шарлатана чуть подробнее - в чём же заключается разница между умеющим учиться школьником и не умеющим учиться неучем, он ответить не сможет. Заявит, что это никак не измерить.

Неопытные шарлатны, правда, начнут говорить про умение искать в библиотеке книги по алфавиту. Тут ответ простой: учиться искать в библиотеке книги по алфавиту - дело одного часа максимум. Двенадцати лет на это не нужно.

Реально помогла бы детям учиться, например, мнемоника и формальная логика. Но этих предметов в школьной программе, разумеется, нет.

«Умение учиться» - это не более чем красивая сказка для скромных лохов, которые стесняются попросить шарлатана доказать свои слова конкретными цифрами.

Ссылки:

Ребёнок убийца из Кирова. http://fritzmorgen.livejournal.com/206913.html
Александр Левитас. Учимся думать? Ой ли… http://kontei.livejournal.com/9414.html

В: Школа учит системности и ответственности

О: Школа не учит ни системности, ни ответственности.

Системность - это умение понимать связь между знаниями и видеть картину мира целиком. В школе ничего подобного не требуется и близко. Вместо того, чтобы увидеть лес, дети ползают с черепашьей скоростью от дерева к дереву. Знать, как математика связана с физикой им не нужно: учитель всё объяснит.

Про ответственность и говорить смешно. Какие ответственные решения может принять школьник? Надеть на физкультуру красные кеды вместо синих?

С точки зрения школы, школьник - недочеловек. Все важные решения принимают за него родители и учителя.

Cсылки:

Системность и ответственность: http://fritzmorgen.livejournal.com/313353.html
Когда педагогам никто не мешает: http://fritzmorgen.livejournal.com/293717.html
Наоборот. http://fritzmorgen.livejournal.com/241092.html
Правильный учебник. http://fritzmorgen.livejournal.com/284106.html

В: Вот в Штатах детей не заставляют учиться в школах, и вырастают у них дебилы

О: Во-первых, в Штатах школы - это реальные тюрьмы, не чета нашим. Достаточно сказать, что в некоторых современных американских школах нет окон, чтобы дети не отвлекались во время уроков.

Во-вторых, США - страна победившей политкорректности. Там в государственных школах не принято проверять знания. То есть, если чернокожий школьник не будет знать вообще ничего и сдаст на экзамене чистый лист, ему всё равно поставят положительную оценку.

В российских школах учат отвратительно и учат не тому, но у нас, по крайней мере, детям периодически устраивают экзамены. Благодаря этому наши школьники получают аттестат, овладев базовыми навыками чтения, письма и счёта. В Штатах экзаменов, как таковых, нет. Отсюда даже ещё более низкий чем в России уровень образования.

Любопытным могу порекомендовать замечательную книгу Айрата Димиева «Классная Америка», где он рассказывает о своём опыте преподавания в США. Я собираюсь как-нибудь посвятить этой книге отдельный пост.

Ссылки:

Про американские школы из первых рук. http://fritzmorgen.livejournal.com/39851.html
Американские школы. http://nikadubrovsky.livejournal.com/441805.html

В: Школа прививает детям культуру. Не окончивший школу ребёнок вырастет полным дикарём

О: Культура передаётся во время общения: от более культурного человека к менее культурному.

Чтобы поднять культурный уровень детей нужно, чтобы школьные учительницы были более культурны, чем родители учеников. Тогда дети будут тянуться к уровню педагогов. Так, собственно, было в Царской России, когда учителя были уважаемыми и обеспеченными людьми.

Сейчас, однако, благодаря телевизору, все дети говорят на одном языке. Пропасти между детьми из семьи дворников и семьи профессоров больше нет. Если же говорить не про идеальные, а про реальные школы, то культурный уровень педагогов, увы, ниже среднего. «Окультурить» детей они физически не в состоянии.

Единственное исключение - дети гастарбайтеров. Для детей гастарбайтеров современная школа, пожалуй, и в самом деле может стать путёвкой в русскую культуру. Детям же потомственных россиян в плане культуры ловить совершенно нечего: скорее, наоборот, это они могут чему-то научить учителей.

Ссылки:

Школа и мавры. http://fritzmorgen.livejournal.com/234928.html

В: Но ведь должен же ребёнок где-то социализироваться? Школа даёт ему базовые навыки общения

О: Да, школа даёт ребёнку опыт жизни в коллективе тюремного типа. В коллективе, откуда нельзя уйти, и в котором действуют традиции содержащейся в зоопарке стаи обезьян.

В призывной армии и в тюрьме такой опыт и в самом деле будет полезен. Если, конечно, закрыть глаза на то обстоятельство, что значительная часть детей получает опыт отрицательный - в коллектив не вписывается. Что бывает с такими детьми в армии или в тюрьме можете почитать в жёлтой прессе.

Однако пусть даже ребёнок в коллектив успешно вписался. Допустим, коллектив был настолько хорошим, что даже через двадцать лет после школы общается с одноклассниками. Давайте задумаемся - нужна ли ребёнку школьная социализация в нормальной взрослой жизни?

Надсмотрщиков у взрослых нет. Общается взрослый с людьми самого разного возраста, а не только с ровесниками. На работе у адекватного взрослого человека задача - хорошо сделать работу, а не просмотреть как можно больше порнухи, пока начальник не засёк. И, главное, по-настоящему взрослый человек должен уметь принимать решения самостоятельно и класть прибор на мнение окружающих. У окончившего школу конформиста с самостоятельным принятием решений обычно проблемы.

Проще говоря, определённую извращённую социализацию школа даёт - но лучше бы она её не давала вовсе. Когда взрослый пытается вести себя как классический школьник, это смотрится скорее печально, чем смешно. Не зря слово «школота» используется в Интернете как ругательство.

Кроме того, давайте уйдём от школьного чёрно-белого мира. Школа, что бы там ни утверждали люди, называющие себя педагогами, это далеко не единственное место, где ребёнок может общаться. Двор, кружки, компьютерные клубы, Интернет, работа родителей, туристические походы и поездки, молодёжные организации - вот только несколько примеров навскидку.

Ссылки:

Травля и педагоги.
Часть 1: http://fritzmorgen.livejournal.com/237104.html
Часть 2: http://fritzmorgen.livejournal.com/270333.html
Часть 3: http://fritzmorgen.livejournal.com/237959.html
Опрос: http://fritzmorgen.livejournal.com/238673.html
Статистика: http://fritzmorgen.livejournal.com/239042.html

Русские школы и мексиканские тюрьмы. http://fritzmorgen.livejournal.com/250913.html
Сериал «Школа»: http://fritzmorgen.livejournal.com/270684.html

В: Без школы ребёнок не получит базовых знаний и навыков, необходимых для взрослой жизни

О: Базовых навыков, необходимых для взрослой жизни, существует ровно три: чтение, письмо, и счёт. До революции грамотными были 25% россиян (по некоторым источникам 75%), поэтому школа была ценным источником знаний. Сейчас грамотны практически все взрослые. Если здоровый ребёнок к школе не умеет читать и писать, это значит, что родители просто не нашли времени с ним позаниматься.

Кроме того, вполне очевидно, что чтению, письму и счёту можно обучить довольно быстро. Если бы вопрос ставился как «давайте обяжем всех десятилетних детей сдавать экзамен по чтению, письму и счёту», я бы против этого не возражал. Но тратить на это 12 лет? Извините, это слишком дорого.

Ссылки:

Школа и мавры. http://fritzmorgen.livejournal.com/234928.html

В: Человек, который умеет читать, писать, считать и больше ничего - не может считаться полноценным

О: Начнём с того, что некоторые считают, что полноценным не может считаться человек, который не владеет логикой. А ведь люди, которые говорят, что «мало только читать, писать и считать» - с логикой явно не в ладах.

Они полагают, будто из утверждения «не умеющему читать/писать/считать взрослому будет тяжело» следует утверждение «для взрослой жизни вполне достаточно научиться читать, писать и считать».

На самом деле, очевидно, есть третий вариант. Научиться базовым навыкам (таким как чтение) и массе других знаний «на выбор». Например, игре на скрипке и физике. Или плаванию и ботанике. Но не всему сразу и одновременно.

Скрипка, физика, плавание и ботаника, хотя и полезны в жизни, базовыми знаниями никак не являются. Это - продвинутые знания. Знания «на выбор», если угодно.

Затем, давайте всё же глядеть в глаза реальности. Большая часть современных выпускников школ не умеет практически ничего за пределами «читать, писать и считать». Собственно, именно поэтому введение ЕГЭ вызывает столько визгов: честный экзамен наглядно демонстрирует реальные возможности классно-урочной системы.

По той же причине огромную боль в заднице педагогам доставил сериал «Школа». Всё преступление которого заключалось в том, что он показал происходящее в школах более-менее правдиво, пусть и нескольно гламурно.

Ссылки:

Минимальный школьник. http://fritzmorgen.livejournal.com/132832.html
Учебник логики Челпанова. http://fritzmorgen.livejournal.com/49306.html
Сериал «Школа». http://fritzmorgen.livejournal.com/270684.html

В: Чем больше у человека «бессмысленных» на первый взгляд знаний, тем лучше он подготовлен к жизни

О: Знания в школе не даются бесплатно. За знания у ребёнка отбирают годы жизни, самостоятельность и здоровье. Как физическое здоровье, так и психическое.

Поставим мысленный эксперимент. Допустим, мы верим в формулу - «больше знаний, лучше подготовлен». Представим себе студента, который учится в разных ВУЗ’ах до 45-ти лет, готовится к будущей работе. В 45 лет он свои университеты заканчивает и к работе, наконец, выходит во взрослую жизнь.

Как полагаете, будет он значительно круче своих менее образованных коллег?

Очевидно, нет. Потому что пока наш «вечный студент» давился ненужными ему знаниями, его сверстники жили и работали, получая знания нужные.

Проведу аналогию. В дальнем походе могут пригодиться утюг, ложечка для обуви и жестяная хлебница. Но грузоподъёмность человека ограничена, поэтому куда как разумнее будет набить свой рюкзак не выбранным наугад хламом, а реально полезными в походе вещами.

Ссылки:

Пятнадцать лет на скамейке запасных. http://fritzmorgen.livejournal.com/66095.html
Вечный студент. http://fritzmorgen.livejournal.com/155043.html

В: В семь лет ребёнок знает мало. В шестнадцать лет ребёнок знает много. Вывод: школа даёт знания

О: После ещё не значит вследствие. Шестнадцатилетний ребёнок просто старше, поэтому и знает больше. Школа тут вовсе не при делах.

Мы же не говорим, что школа увеличивает член? А ведь у шестнадцатилетнего он тоже длиннее…

Ссылки:

После не значит вследствие. http://fritzmorgen.livejournal.com/133351.html

В: А вот Анатолий Вассерман с вами не согласен

О: Да, я знаю. Я очень уважаю Анатолия Вассермана, но наши с ним позиции по школьному образованию диаметрально расходятся: http://fritzmorgen.livejournal.com/254838.html

В: Не посещавший школу ребёнок непременно вырастет необразованным неучем

О: Это только в школе учат, что у каждой задачи есть ровно одно решение. Жизнь устроена несколько сложнее.

Кроме школы знания можно извлекать, например, из книг, из Интернета, из общения с родителями и друзьями, из разного рода кружков и секций. Кстати, статистика по хоумскулерам показывает, что дети, обучавшиеся дома, знают больше детей, учившихся в школе.

При этом, что очень важно, вне школы ребёнок не получает отвращения к учёбе, так как он учится добровольно. И, по той же причине, обучение идёт на порядок быстрее, чем за школьной партой. Годовую школьную программу по математике, например, увлекающийся ребёнок проходит меньше чем за две недели.

Ссылки:

Единственная книга. http://fritzmorgen.livejournal.com/132600.html
Кролики и педагоги. http://fritzmorgen.livejournal.com/274085.html

В: Если дать ребёнку учить, что он хочет, ребёнок вырастет узким специалистом, который не будет знать ничего за пределами его увлечения.

О: Во-первых, крайне редко встречаются дети, которые увлекаются одним и тем же на протяжении десятилетий. Как правило, ребёнку сегодня интересна астрономия, через месяц - химия, а через полгода - история Франции. До совершеннолетия любопытный ребёнок успевает немного погрызть гранит науки в самых разных местах.

Во-вторых, узкие специалисты… это миф. Не бывает узких специалистов. Так как каждый хороший специалист должен разбираться не только в своёй области, но и в смежных областях. К примеру, хороший программист должен разбираться в математике и владеть как минимум английским языком.

Люди, которых ошибочно называют «узкими специалистами» - это, на самом деле, вообще не специалисты. Это просто узкие люди, которые как следует не владеют даже своей специальностью. Люди, которым в школе успешно привили отвращение к учёбе, и которым физически неприятно изучать что бы то ни было за узкими пределами своих служебных обязанностей.

Ссылки:

Узкие специалисты. http://fritzmorgen.livejournal.com/117231.html

В: Каждый предмет нужен. Математика, например, учит логически мыслить, а биология поможет выжить в экстремальной ситуации

О: Преподавателя математики, который говорит, что «математика учит мыслить логически», надо гнать пинками из профессии. Так как этот преподаватель, во-первых, не понимает, что математика ценна сама по себе, а во-вторых сам логически мыслить не умеет.

Если мы хотим научить ребёнка логически мыслить - нужно учить его логически мыслить. Если мы хотим научить ребёнка выживать в экстремальных ситуациях - нужно учить его выживать в экстремальных ситуациях. Если мы хотим научить ребёнка водить машину - нужно учить его водить машину.

В противном случае получится удаление гланд через задницу: дорого, долго и неэффективно. Мы же не берём путёвку в Сочи, чтобы помыться? Чтобы помыться есть ванная. В Сочи нужно ехать, чтобы отдохнуть на море. Так и со школой. Математика полезна, так как это язык науки. И интересна, так как вся она пронизана увлекательными головомками. Логика тут совсем не при делах.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и ещё одно обстоятельство. Школа не может научить детей даже элементарным вещам - многие не отличают «право» от «лево» и не умеют складывать дроби. Чего уж говорить о программе хотя бы пятого класса? «Разносторонние знания» которые даёт школа - это миф. Реальный уровень знаний выпускников школы настолько низок, что его с лёгкостью можно уместить в два-три года.

Ссылки:

Гармонично развитый человек в футляре. http://fritzmorgen.livejournal.com/55348.html
Зачет. http://fritzmorgen.livejournal.com/115611.html
Бонусы. http://fritzmorgen.livejournal.com/115893.html
Электрошкольник. http://fritzmorgen.livejournal.com/79228.html

В: Ребёнок в семь лет ещё не знает, что ему понадобится в жизни. Поэтому он не может решать: чему учиться, а чему - нет

О: Именно так. В семь лет ребёнок не может планировать свою жизнь на десятилетия вперёд.

Однако совершенно неважно, что ребёнок будет изучать в семь лет и кем он в итоге станет. Любая профессия и любые знания хороши. Не имеет никакого значения, вырастет ребёнок боксёром или программистом - главное, чтобы он был хорошим специалистом и любил свою профессию.

Кроме того, скорее всего, ребёнок за время взросления несколько раз поменяет увлечения. И попробует всего «по чуть-чуть». То есть, волей-неволей посмотрит на гранитную глыбу науки с разных сторон.

Ссылки:

Буриданов школьник. http://fritzmorgen.livejournal.com/79480.html

В: В школе знания даются по определённой системе, «оптом». Самостоятельно такую насыщенную программу не потянуть

О: Во-первых, таки потянуть. Так школьная программа «насыщена», в основном, мусорной информацией, которую можно безо всякого вреда для понимания материала пропустить. Кроме того, учитель всегда ориентируется на самых слабых. При самостоятельной работе можно изучить эту «насыщенную программу» в разы быстрее.

Во-вторых, набирать про запас всё подряд, в надежде, что «в большом хозяйстве любая дрянь сгодится» - ошибочная тактика. Глупо покупать вилы в городскую квартиру. Они и денег каких-то стоят, и место занимают, и уронить на ногу их случайно можно. Да и заржавеют они на балконе за десять-то лет. Когда поедете в деревню, тогда и купите.

Вообще, надо понимать, что знания школьного уровня - продукт скоропортящийся. В качестве примера могу привести службу в армии. После которой из головы солдата начисто испаряется процентов так девяносто школьной ереси.

А ведь в армии в моё время служили всего два года. Что же происходит с человеком, который сделал после школы паузу не в два года, а в пять лет?

Ссылки:

Жмотематика. http://fritzmorgen.livejournal.com/75296.html
Борис Жуков. Школьные годы бесследные. http://www.stengazeta.net/article.html?article=2742

В: Вы хотите лишить ребёнка детства! Когда я учился в школе, там было столько всего интересного

О: Человек - очень выносливое существо. Люди как-то живут и получают удовольствие даже в тюрьме, не говоря уже об армии. Потом разглядывают дембельские альбомы, вспоминают, как прибили сослуживцу сапоги к полу…

Но собственно армия и тюрьма тут не при делах. Жить на свободе было бы гораздо веселее.

Так и со школой. Школьное рабство приходится на один из самых весёлых периодов жизни - на детство и отрочество. Нет ничего удивительного в том, что даже школе не удаётся испортить детям жизнь целиком.

Кроме того, тут есть ещё и важный психологический момент. С высоты прожитых лет все школьные проблемы кажутся мелкими и легко решаемыми. Тогда как на самом деле, если заставить взрослого человека учить большие объёмы ненужной ему информации и по несколько часов в день высиживать за партой, зевая от скуки, он взвоет очень быстро.

В: Все образованные люди понимают пользу школы. Вы считаете себя умнее их?

О: «Образованные люди» делятся, в общем, на три больших группы.

Группа первая на школьной системе паразитирует: преподаёт, руководит или составляет несъедобные учебники. Эта группа считает, что все проблемы можно решить, если тупо выделять на школы больше денег.

Группа вторая признаёт, что школа очень тяжело больна и предлагает разные более-менее наивные методы поставить больного на ноги.

Группа третья считает, что современная школа уже умерла.

Теперь, если считаете, что прав тот, у кого больше регалий, вот вам ссылки на мнение о школе разных людей:

Пол Грэм. За что не любят ботанов. http://fritzmorgen.livejournal.com/38494.html
Иван Низгораев. Рецензия на книгу Ивана Иллича "Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. http://www.polit.ru/science/2006/09/04/illich.html
Масару Ибука. После трёх уже поздно. http://www.lib.ru/KIDS/after3.txt
Владимир Леви. Новый нестандартный ребёнок. http://www.levi.ru/books/messages.php?id_position=8
Пол Локхард. Плач математика. http://fritzmorgen.livejournal.com/289966.html

Вред школы

В школе ребёнок проводит полновесных 11 лет. Поэтому вред, наносимый детям школами, сложно переоценить. Вот основные болезни, которые дети приобретают по окончании школы.

1. Привычка сидеть и слушать

Одна из главных проблем: школа учит детей быть пассивными и подчиняться: сидеть и слушать, а не действовать. В прошлом веке это было нормально. Во-первых, тогда индустриальному обществу были нужны послушные винтики для работы на заводах. Во-вторых, модель «сиди и слушай» была (в силу технических ограничений) основной моделью поведения даже на отдыхе: люди сидели и смотрели кино, сидели и смотрели телевизор, сидели и слушали радио.

Современный ребёнок уже умеет пользоваться компьютером, где он большую часть времени активен: играет в игры или общается в Интернете. Поэтому устаревшая система школьного обучения для него - это настоящая пытка. Что-то вроде принудительного кормления через катетер для человека, который умеет есть самостоятельно.

Ссылки:

Поколение телевизора. http://fritzmorgen.livejournal.com/215625.html
Воспитанная беспомощность. http://fritzmorgen.livejournal.com/38128.html

2. Проблемы с психикой

Школьный класс, по сути своей, это замкнутый коллектив тюремного типа: детей там держат насильно, и они вынуждены «общаться» друг с другом. Положение школьника мало чем отличается от положения солдата или заключённого. Вполне очевидно, что разного рода конфликты, неизбежно возникающие в такой среде, не проходят безболезненно.

Не буду вдаваться в конкретные детали (хотя статистика регулярно мелькает в прессе). Упомяну только в качестве иллюстрации забавный факт: любимое место действия разных маньяков - именно школа.

Ссылки:

Любимые места психопатов. http://fritzmorgen.livejournal.com/146647.html
Школьная иерархия. http://lurkmore.ru/Школьная_иерархия

3. Поведение раба

Школа учит детей быть рабами: бояться кнута надсмотрщика, подчиняться старшим, уважать авторитеты и беспрекословно выполнять чужие приказы. Хорошо ли это для общества? Скорее плохо, чем хорошо. Хорошо ли это для ребёнка? Очевидно, нет.

Послушный ребёнок выходит из школы с твёрдым намерением найти себе хозяина получше и выполнять его распоряжения. Добровольно и с радостью.

Ссылки:

Уважаемые учителя и уважаемые бандиты. http://fritzmorgen.livejournal.com/55973.html
Девять причин, по которым непременно нужно получить высшее образование. http://fritzmorgen.livejournal.com/72545.html
Дрессированые студенты. http://fritzmorgen.livejournal.com/73063.html
Третья степень рабства. http://fritzmorgen.livejournal.com/139410.html
Они украли у Вас детство. http://www.nbp-info.ru/new/lib/lim_anotherrus/03.html
Культура Страха. http://fritzmorgen.livejournal.com/78280.html
Михаил Литвак. Командовать или подчиняться. http://nkozlov.ru/library/psychology/psychology4/
igni-ss. Как правильно зомбировать детей. http://igni-ss.livejournal.com/72741.html

4. Отвращение к учёбе

Стандартный урок ребёнку неинтересен. Так как даёт ему информацию или ненужную, или непонятную, или уже известную школьнику. Или даже всё вместе одновременно.

Таким образом, за 11 лет пребывания в школьных стенах у большинства детей вырабатывается сильное отвращение к учёбе. Этот условный рефлекс настолько стоек, что взрослым потом тяжело заставить себя не то что выучить английский, но даже прочесть инструкцию к новому телефону.

Ссылки:

Юные жертвы детектива. http://fritzmorgen.livejournal.com/79882.html
Баянисты-насильники. http://fritzmorgen.livejournal.com/135982.html

5. Логика гопника

В беседах гопники часто ссылаются на авторитеты. В качестве доказательства своей правоты гопник может сказать, что он, например, знаком с каким-нибудь матёрым уголовником.

Ровно так учат детей думать и школьные учителя. Только авторитеты у них другие - учебники, книги. Вместо реплики «Ты Вову Магаданского знаешь?» классический интеллигент спрашивает: «Читали ли Вы Оскара Уайльда?». Подразумевается, что если человек Оскара Уайльда не читал, то и о гомосексуалистах он рассуждать не может. Как выражается Владимир Путин, «что может сказать о музыке Чайковского человек без прописки?»

Реальные знания в школе подменяются на обёртку от знаний. От ребёнка требуют на экзаменах не продемонстировать знания или навыки, а грамотно растопырить пальцы и перечислить покойных авторитетов, с которыми он знаком. Это называется «владеть материалом».

Как следствие, многие взрослые люди не умеют логически мыслить. Они полагают, что рассуждать - это значит сравнивать, чей авторитет круче. По той же причине многие взрослые стыдятся задавать вопросы: им кажется, будто вопросы задают только незнакомые с крутыми учёными лохи.

Ссылки:

Почему некоторым стыдно задавать вопросы. http://fritzmorgen.livejournal.com/56172.html
Как обучают ботов. http://fritzmorgen.livejournal.com/79101.html
Хороший спецшкольник. http://krocodl.livejournal.com/140188.html

6. Страх ошибок

Одна из главных болезней учившихся в школе детей - страх ошибок. Детей учат, что главное - это не ошибаться. В школе однозначно лучше написать две контрольных на четыре, чем одну контрольную на пять с плюсом, а вторую - на два.

В реальной жизни всё наоборот. Не ошибаются только беспомощные неудачники, которые ничего не делают. Люди же деятельные ошибаются постоянно. Более того: о масштабе человека можно уверенно судить по калибру его ошибок.

Ссылки:

У вас ничего не получится. http://fritzmorgen.livejournal.com/71453.html
До характерного щелчка. http://fritzmorgen.livejournal.com/77342.html
Идеальный лузер. http://fritzmorgen.livejournal.com/17099.html

Реальный опыт

1. Опыт экстерната. Школьник nlkr, решивший перейти на экстернат, рассказывает о своём опыте учёбы и опыте сдачи экзаменов. Выводы: без школы учиться гораздо легче.
Ссылка: http://fritzmorgen.livejournal.com/212540.html

2. Опыт «Шведской Парты» в отдельно взятой семье. Как девочке разрешали пропускать школу по желанию, и кто из неё вырос.
Ссылка: http://fritzmorgen.livejournal.com/132125.html

3. Воспоминания «непослушных» детей, отучившихся в обычной школе. Школу вспоминают, по большей части, с ненавистью.
Ссылка: http://fritzmorgen.livejournal.com/37259.html

4. Школа Тубельского. Реально действующая в Москве школа, где детям дали немного больше свободы, чем в школе обычной.
Ссылка: http://mama.tomsk.ru/education/alternative_education/self-determination/

5. Десять лет каторги. eksray прикидывает, что из школьной программы пригодилось ему в жизни.
Ссылка: http://eksray.livejournal.com/225830.html

6. Биография Юрия Исааковича Неймарка - известного советского учёного, который почти не учился в школе.
Ссылка: http://www.museum.nnov.ru/unn/contfs/paper/2005/2036_2.phtml

7. Воспоминания kvasy_pingvin о бесцельно потраченных школьных годах.
Ссылка: http://kvasy-pingvin.livejournal.com/24497.html

8. Циолковский, как известно, был глух как пень, поэтому не мог учиться в школе. Константин Эдуардович (в юности - Костян) учился самостоятельно, по книгам. Сейчас его именем называют улицы и проспекты.
Ссылка: http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/n_i_j/1936/vel-sam.html

9. Особое мнение о системе образования в Беларуси. Размышления о реальных проблемах школ и институтов. Цитата: «…Классе эдак в седьмом некоторое время я не делал домашних заданий по русскому. Но из благих намерений оставлял пустые страницы, чтобы вписать позднее. Однажды после какой-то работы преподаватель собирала тетради, и я решил мою всё равно сдать. На следующий день утром на физкультуру влетает моя классная преподаватель в бешенстве, устраивает скандал, вызывает родителей. Звучит куча патетики (хоть и 1995 год на дворе) и прочей чепухи. А вот что произошло в учительской. Не знаю в какой форме, но та русичка (ей пойдёт такое название) увидев мою тетрадь, пожаловалась классной, что я её хотел оскорбить такой тетрадкой. Учителя её поддержали. Где-то в этой цепочке (а может и у русички) появилось утверждение, что я специально сделал такую тетрадку, чтобы её оскорбить».
Ссылка: http://magistr.at.tut.by

10. Рассказ о школе от agent-sm-it: http://agent-sm-it.livejournal.com/218065.html

11. Школа обучения в Диалоге. Реально действующая школа в Петербурге, которая отличается в лучшую сторону от обычных школ. http://fritzmorgen.livejournal.com/240769.html

Пути решения проблемы школ

В: Какой вы видите нормальную школу, где ребёнка учат, а не калечат?

О: Думаю, хорошо работать будет система «Кибершколы».

Если вкратце, устроена она будет по принципу современных сетвых игр. То есть, у каждого ребёнка будет свой уровень, навыки и умения. Повышать уровень и прокачивать скиллы можно будет, выполняя «квесты», выдаваемые учителями.

По мере роста уровня ученика, ему будут открываться новые квесты и даже новые предметы. Например, пройдя испытание определённого уровня по математике и физике, школьник будет допущен к химии, где сможет выполнять интересные эксперименты.

Подробнее я писал про Кибершколу вот здесь: http://fritzmorgen.livejournal.com/235985.html

Ссылки:

Школа: разбор полётов. http://fritzmorgen.livejournal.com/37084.html

В: Что могут сделать родители?

О: На самом деле, школа воздействует на ребёнка именно через родителей. Сейчас, глядя в прошлое, я понимаю, как же мало на самом деле реальной власти было у школьных учителей.

Поэтому если родители не видят смысла гнобить ребёнка и делать из него отличника, школа практически бессильна. Поэтому самое простое решение проблемы школы - в неизбежных конфликтах с учителями вставать на сторону ребёнка, а не на сторону педагогов. Учится с двойки на тройку? Да и Б-г с ним. Значит окончит школу без золотой медали.

Правда, к сожалению, очень часто родители «играют» в ребёнка, как в персонажа компьютерной игры: «прокачивают его» и следят, чтобы он впитал в себя как можно больше «знаний».

(Предвосхищая вопрос про Кибершколу. Одно дело, когда ребёнок играет сам. Совсем другое дело, когда родители играют ребёнком).

Ссылки:

Что делать со школой. http://fritzmorgen.livejournal.com/55115.html
Обезболивающее для культуристов. http://fritzmorgen.livejournal.com/77028.html

В: Почему бы нам не повысить зарплату учителям?

О: Учителя сейчас получают вполне нормальные деньги для своей работы. Работа современного учителя, по сути, заключается в заботе о ввереном ему на время рабочего дня имуществе - о детях. То есть, это работа кладовщика. И зарплаты учителей примерно соответствуют зарплате кладовщиков.

Однако, согласен, если мы повысим учителям зарплату, школьникам будет полегче. В школу пойдут более квалифицированные кладовщики, которые будут тщательнее хранить товар. У детей после окончания школы будет меньше «профессиональных» заболеваний.

При прочих равных, высокооплачиваемые надсмотрщики - это лучше, чем низкооплачиваемые.

Скажу больше. Если создать элитную школу, по образцу лицея Пушкина, и нанять туда в качестве преподавателей людей уровня Вассермана и Лимонова, мы тоже получим некий результат. Примерно так хороший хирург сумеет удалить аппендицит даже в диком лесу, при помощи водки и ножа.

Но надо понимать, что привлекать в обычные школы талантливых людей - это всё равно что топить печку ассигнациями: очень дорого и очень неэффективно.

Ссылки:

Учителя и сторожа. http://fritzmorgen.livejournal.com/177651.html

В: Но ведь работают физмат школы? Может быть, реформировать остальные школы по их образцу?

О: У классно-урочной школы столько недостатков, что решив хотя бы пару проблем, можно получить выдающийся на фоне общего убожества результат.

Какие проблемы решены в физико-математических школах?

Во-первых, там хороших преподавателей не 5%, как в школе обычной, а уже процентов 20-30. Во-вторых, там преподаватель имеет право отказаться учить ребёнка, который не успевает за классом, а не натягивать ему троечки на американский манер.

Если говорить грубо, то физматшкола высасывает человеческие ресурсы из школ обычных и, благодаря этому, выпускники физико-математических школ выглядят на общем скорбном фоне чуть ли не маленькими гениями.

Вместе с тем, все остальные проблемы классно-урочной системы в физмат школах сохраняются. Например, дети не могут там ни составлять себе программу по своему вкусу, ни хотя бы заниматься со своей скоростью.

Ссылки:

Честный средний балл - от двойки до двойки с плюсом: http://fritzmorgen.livejournal.com/305960.html

В: Может быть, стоит вернуться к советскому опыту, когда наше образование считалось лучшим в мире?

О: Мой живой журнал комментируют люди самого разного возраста. При этом я не вижу корреляции между возрастом и, например, грамотностью. А ведь грамотность - это замечательный индикатор уровня образованности.

Знаете, я, наверное, никогда не забуду одного алкаша, которого мы с товарищем встретили на дворе нашей школы. Шел девяносто-какой-то год, и мы с Витей пытались извлечь огонь из советской ещё зажигалки. Зажигалка упорно не хотела работать.

Проходящий мимо алконавт, снабдив нас огоньком, многозначительно поднял вверх указательный палец и гордо произнёс: «запомните, ребята. Советское - значит отличное!»

Ладно, возвращаясь к советскому образованию. Давайте проведём эксперимент. Возьмём на улице сто случайных человек от сорока до шестидесяти лет. И попросим их сдать ЕГЭ по русскому и математике. Если они покажут хорошие результаты - да, тогда я готов признать, что при Советской Власти детей учили и в самом деле лучше, чем сейчас.

Сердце, однако, подсказывает мне, что школозащитники подобный эксперимент поставить не рискнут. Так как советское образование было лучшим в мире только на страницах газеты «Правда».

Ссылки:

dmpokrov. Размышления о влиянии советского образования.
Часть 1. http://dmpokrov.livejournal.com/40059.html
Часть 2. http://dmpokrov.livejournal.com/41698.html
Часть 3. http://dmpokrov.livejournal.com/43369.html

Previous post Next post
Up