Моя философия. Синопсис. - 70

Jun 06, 2022 20:52


Моя философия. Синопсис. - ( 1), ( 2), ( 3), ( 4), ( 5), ( 6), ( 7), ( 8), ( 9), ( 10), ( 11), ( 12), ( 13), ( 14), ( 15), ( 16), ( 17), ( 18), ( 19), ( 20), ( 21), ( 22), ( 23), ( 24), ( 25), ( 26), ( 27), ( 28), ( 29), ( 30), ( 31),



1. Проблема существования «вещей одного рода», которую Платон и Аристотель решили через метафизические сущности - идеи-формы: ( 32), ( 33), ( 34),

2. Мое решение проблемы универсалий («вещей одного рода») в рамках моей философии - как проблемы онтологической, но не метафизической: ( 35), ( 36), ( 37), ( 38), ( 39),

3. Постановка проблемы «человеческой личности» и ее соотношения как «индивидуального начала» с «природой человека», общей для всех людей: ( 40), ( 41), ( 42), ( 43), ( 44),

4. Проблема Метафизического Жида как гипостазирование «природы человека» в качестве универсальной и тотальной идентичности для всех людей: ( 45), ( 46), ( 47),

5. Проблема «личности человека» в России и русской культуре. Понятие «соборность» в русской философии как ключ к решению «проблемы человека» в рамках русской православной культуры, а через нее - и других проблем философии. Почему русская философия не состоялась: ( 48), ( 49), ( 50), ( 51), ( 52),

6. Уточнение моей метафизики и определение понятия «первой материи» (она же «первое бытие» и «первое сущее»): ( 53), ( 54), ( 55), ( 56), ( 57), ( 58), ( 59), ( 60).

7. Проблема эволюции. Почему Аристотель не принял идею эволюции живой природы. Решение проблемы эволюции в рамках моей философии и метафизики: ( 61), ( 62), ( 63), ( 64), ( 65), ( 66),

8. Цель эволюции. Философская категория «цели» как «целевой причины». Теория эволюции живой природы. Почему человек является «венцом природы». Решение проблемы «цели эволюции» в рамках моей философии и метафизики: ( 67), ( 68), ( 69),

Да, так вот! Таким образом, как мы выяснили - рассмотрев основные положения современной теории биологической эволюции - главной причиной этой эволюции была все же именно «целевая причина», и именно она задавала целесообразность всему этому процессу. А обычные причины - которые детерминируют этот эволюционный процесс в некоторых его аспектах (например, в аспекте передачи наследственных признаков через гены) - играют в нем вспомогательную и, так сказать, «чисто техническую» роль. Поэтому весь процесс эволюции живой природы в целом не носит детерминированный характер - в нем присутствует свобода и случайность и, я бы даже сказал, некое «творчество природы» - многих видов животных и растений, которые существуют сегодня, включая и человека, могло бы и не быть, а вместо них могли бы быть какие-то другие, или же эта эволюция живой природы и вовсе в какой-то момент могла бы быть прерванной и остановиться.

И вся «хитрость» здесь состоит в том, что эта «целевая причина» присутствует и задана не как одна, простая и явная причина (как некое внутреннее «стремление к совершенству», присущее всему живому - как полагал Ламарк), а, так сказать, разделена и «разнесена» на две внешне не связанные между собой причины - «наследственную изменчивость» и «естественный отбор», которые только вместе, дополняя друг друга и всегда действуя совместно и одновременно, и являются «целевой причиной» эволюции живой природы. А «стремление к совершенству» обусловлено не каким-то «внутренним стремлением» животных и растений к такому совершенствованию, а «борьбой за выживание» - как одним из аспектов естественного отбора, когда конкуренция между видами придает их адаптационным генетическим изменениям уже характер не просто изменений, а именно некоего «улучшения» и «совершенствования» видов, и когда виды получают определенные и вполне объективные преимущества над другими видами животных или растений.



Человек Леонардо да Винчи. Человек - самое загадочное существо в нашем мире, вершина всей эволюции и венец всей природы.

Я полагаю, что на первом этапе эволюции живой природы, сразу после появления жизни на Земле, главными факторами появления новых видов микроорганизмов и простейших растений все же были факторы абиотические - климат, геологические процессы на Земле, извержения вулканов, образование новых материков и морей и т.д. И главным результатом этого этапа эволюции стала выработка у живого вот этого «генетического механизма» «наследственной изменчивости», который позволял живому успешно и довольно быстро адаптироваться даже к достаточно радикальным изменениям в окружающей среде, и который впоследствии лег в основу всего живого и всей последующей его эволюции. И только затем, - когда был выработан этот «генетический механизм» и когда живое уже смогло, благодаря этому механизму, распространиться почти повсеместно на планете Земля, оно и само стало оказывать серьезное воздействие на окружающую среду (например, на химический состав воздуха или каких-то водоемов), - и тогда главными в последующей эволюции стали факторы биотические, то есть влияние живого друг на друга (внутри видов и между различными видами). То есть эта самая «борьба за выживание», когда адаптация к окружающей среде означала уже, прежде всего, адаптацию к биологической среде и подразумевала уже конкуренцию между видами живого.



И именно благодаря этой конкуренции дальнейшее появление новых видов растений и животных уже подразумевало некое их совершенствование, которое давало им определенное преимущество или превосходство в борьбе за выживание перед другими видами. Но поскольку все самые простые биологические ниши (включая пищевые) уже были заняты, это совершенствование подразумевало уже и определенное усложнение организмов новых видов и их поведения - и именно поэтому «усложнение» подразумевало уже именно «развитие», «улучшение», а не просто «усложнение».

«Сложность», повторюсь, сама по себе еще вовсе не является критерием «совершенства» или «преимущества», и такая «сложность» в живой природе могла появиться только при условиях, когда эта «сложность» была оправданной с точки зрения выживания вида и его адаптации к среде, и когда оставаться «простым» уже было невозможно - в силу того, что все ниши «простого» уже были заняты, и когда на этом уровне «простоты» все возможности появления новых видов и разнообразия уже были полностью выбраны и исчерпаны. Это как с атомом: электрон занимает более высокое энергетическое положение в атоме (более высокую орбиту) только тогда, когда все более низкие орбиты (с меньшей энергией) уже заняты другими электронами. Вот и в живой природе на каком-то этапе дальнейшая ее эволюция уже могла происходить только за счет усложнения, и при этом усложнения эффективного с точки зрения адаптации  и выживания вида.

И отсюда уже становится ясно, почему мы и человека действительно можем с полным правом называть «венцом природы» и «вершиной эволюции». Человек - вид homo sapiens - появился совсем недавно, всего около 200 тыс. лет назад, от некоей человекообразной обезьяны (в подробности вдаваться не будем), то есть уже в самой высокой нише живой природы, которую занимали млекопитающие. Соответственно, выживание и адаптация на этом уровне подразумевала получение каких-то существенных преимуществ перед другими животными - и, прежде всего, перед хищниками из того же класса млекопитающих.

Здесь может удивлять, пожалуй, лишь то, что то высшее существо, которое стало вершиной всего процесса эволюции живой природы на планете Земля, произошло не от хищников, а из отряда приматов (возникшим около 55 млн. лет назад), которые были всеядными, но в основном питались все же растительной пищей (то есть хищниками в полном смысле не были). Но хотя хищники и стоят на «вершине пищевой цепочки», это вовсе не значит, что они совершеннее тех, кто предпочитает кушать бананы. Здесь между хищниками и их потенциальными жертвами всегда шла «гонка вооружений», и если у хищников развивались свои преимущества, то и у других животных - в целях выживания  - развивались свои: умение вовремя обнаружить хищника и сообщить о его появлении своим сородичам, умение его перехитрить или найти надежное убежище. Так что обезьяны по своему интеллектуальному развитию хищникам не уступали, а даже во многом им превзошло: так, обезьяна на дереве, если на это дерево забрался леопард или тигр, вполне может сидеть на самом-самом конце ветки и открыто издеваться над этими свирепыми хищниками у них перед носом - так как любой дальнейший шаг хищника в сторону обезьяны приведет к тому, что ветка согнется, и хищник упадет вниз. И обезьяны это знают.

Плюс к этому - как я это отмечал ранее, когда рассматривал связь пространства-времени с гравитационными и инерционными силами - видимо, большую роль в развитии мозга и интеллекта у обезьян сыграло именно то, что они жили на деревьях, и при этом способны быстро передвигаться, хватаясь за ветки, зависать на хвосте и т.д. А все это требует очень хорошей ориентации в трехмерном пространстве, и большой точности в движениях конечностей и всего тела, а также развитое чувство силы тяжести (гравитации) и инерции. Гораздо более развитое, чем у других животных. И вот это развитое чувство силы гравитации и инерции в трехмерном пространстве, как я полагаю, также весьма способствовало развитию мозга и интеллекта у обезьян.

Вопрос в том, когда и почему наши предки спустились с деревьев. Вероятнее всего, причиной этого стали какие-то климатические изменения, но это уже вопрос к биологам и антропологам. Нам же сейчас важно понимать, что появление разума у вида Homo sapiens стало принципиально новым этапом развития живой природы и всей Вселенной и немедленно вывело человека из числа просто животных. Появление разума у человека дало ему настолько мощный инструмент адаптации к окружающей среде, что этот инструмент был чем-то принципиально новым, уже выходящим за пределы всех прежних способов адаптации животных к окружающей среде, и сделало человека полновластным хозяином планеты Земля и всего царства животных и растений. И теперь нам нужно все это осмыслить уже с философской точки зрения - то есть с точки зрения нашей философии и метафизики. 

Философия

Previous post Next post
Up