Моя философия. Синопсис. - (
1), (
2), (
3), (
4), (
5), (
6), (
7), (
8), (
9), (
10), (
11), (
12), (
13), (
14), (
15), (
16), (
17), (
18), (
19), (
20), (
21), (
22), (
23), (
24), (
25), (
26), (
27), (
28), (
29), (
30), (
31),
1. Проблема существования «вещей одного рода», которую Платон и Аристотель решили через метафизические сущности - идеи-формы: (
32), (
33), (
34),
2. Мое решение проблемы универсалий («вещей одного рода») в рамках моей философии - как проблемы онтологической, но не метафизической: (
35), (
36), (
37), (
38), (
39),
3. Постановка проблемы «человеческой личности» и ее соотношения как «индивидуального начала» с «природой человека», общей для всех людей: (
40), (
41), (
42), (
43), (
44),
4. Проблема Метафизического Жида как гипостазирование «природы человека» в качестве универсальной и тотальной идентичности для всех людей: (
45), (
46), (
47),
5. Проблема «личности человека» в России и русской культуре. Понятие «соборность» в русской философии как ключ к решению «проблемы человека» в рамках русской православной культуры, а через нее - и других проблем философии. Почему русская философия не состоялась: (
48), (
49), (
50), (
51), (
52),
6. Уточнение моей метафизики и определение понятия «первой материи» (она же «первое бытие» и «первое сущее»): (
53), (
54), (
55), (
56), (
57), (
58), (
59), (
60).
7. Проблема эволюции. Почему Аристотель не принял идею эволюции живой природы. Решение проблемы эволюции в рамках моей философии и метафизики: (
61), (
62), (
63), (
64), (
65), (
66),
8. Цель эволюции. Философская категория «цели» как «целевой причины». Теория эволюции живой природы. Почему человек является «венцом природы». Решение проблемы «цели эволюции» в рамках моей философии и метафизики: (
67), (
68), (
69), (
70),
Да, так вот! Таким образом, почему «эволюция живой природы» - это действительно эволюция (то есть именно развитие, а не просто некое изменение видов во времени), и почему, соответственно, мы вправе говорить о том, что существуют более «развитые», «совершенные» и «высшие» виды животных и растений по сравнению с другими, и почему, следовательно, в живом мире таки есть своя иерархия (о чем ясно говорил еще Аристотель), а также почему человек действительно является «венцом природы» и «вершиной» этой эволюции - этот вопрос мы прояснили. Конечно, у нас и раньше во всем этом особых сомнений не было, и мы все же понимали, что человек является более совершенным существом, чем крокодил, а крокодил - чем какая-нибудь инфузория-туфелька. Но нам было важно понять, на каком основании мы можем об этом говорить. И как и почему в живой природе действительно происходило развитие - то есть совершенствование видов животных и растений, а не просто их изменение для адаптации к окружающей среде.
И теперь от научной теории эволюции мы возвращаемся к философии. То есть к осмыслению процесса эволюции - причем уже не только живой природы, а всей Вселенной - в рамках нашей философии и метафизики. И здесь нам нужно более ясно понять, что есть та целевая причина, которая лежит в основании биологической эволюции, как она задана, как она «работает», и как она соотнесена с «обычной причиной», детерминистской. То, что такая целевая причина в эволюции живой природы присутствует и играет ключевую роль - в этом мы уже убедились, но нам здесь нужна максимально возможная ясность, ибо речь идет о вещах метафизических, лежащих в основании всего нашего Мироздания. А это, ребятки, не шуточки.
Из сказанного ранее должно быть ясно, что эта целевая причина, лежащая в основе эволюции живой природы - в сущности, та самая причина, о которой говорили Сократ, Платон и Аристотель. Но задана она довольно хитро - через две отдельные причины («наследственную изменчивость» и «естественный отбор»). И поэтому эта целевая причина, конечно, полностью отвечает тем трем критериям,
которые мы сформулировали ранее для такой целевой причины:
1). Эволюция живой природы не детерминирована. В первой причине (факторе) эволюции - наследственной изменчивости - генетические изменения носят совершенно случайный характер. Принципиально случайный и ничем не детерминированный. Это важнейшее условие, которое делает какую-либо эволюцию вообще возможной и которое делает возможным выживание видов. Это обстоятельство можно назвать случайностью, или свободой, как угодно - важно, что эти генетические изменения никак и ничем не детерминированы, и только благодаря этой свободе, присутствующей в живой природе (и, как мы покажем далее, во всем сущем), возможна адаптация видов к изменениям окружающей среды, возможно выживание видов, появление новых видов и эволюция в целом. В эволюции живой природы присутствует нечто вроде творчества, чего-то совершенно нового, чего никогда не было и чего могло бы и не быть, и это «творчество природы», как и всякое творчество, конечно, основано на Свободе. И эта Свобода лежит в основании всего нашего Мироздания.
Однако эта Свобода не «висит в воздухе» - она имеет вполне конкретный материальный носитель (гены), и сама возможность этих генов изменяться совершенно случайным образом, так сказать, «встроена» в эти гены и во все живое. То есть здесь все же есть и вполне детерминистская причинность. Вам это не напоминает сравнение в приведенном мною ранее отрывке из «Федона» «обычной причины» с причинностью cухожилий и костей Сократа, которые просто обеспечивают Сократу возможность сидеть в буквальном смысле в тюремной камере, и противопоставление этой причины - причине гораздо более важной: целевой причине, по которой Сократ вообще оказался в тюремной камере?
Однако - ха-ха! - как мы только что выяснили, даже наличие костей и сухожилий у Сократа (как и у всех прочих людей) стало возможным в результате «действия» все той же целевой причины в ходе эволюции живой природы. И Сократ, Платон и Аристотель, конечно, понимали, что эта целевая причина присутствует не только в поведении человека и в человеческом обществе, а является чем-то универсальным, присущим всему Мирозданию и космосу - о чем Сократ (то есть Платон) и настаивал в этом диалоге. И эта целевая причина не отрицает обычную (детерминистскую) причинность - скорее они друг друга дополняют, и детерминистская причина всегда служит лишь условием для целевой причины, обеспечивая возможность существования этой причины и той Свободы, из которой она происходит.
Но и во втором факторе эволюции - естественном отборе - мы находим нечто похожее. Поведение отдельных особей, их размножение, даже выживание отдельных особей - это во многом «дело случая». Ну, вот подул ветер, подхватил какое-нибудь зернышко, унес его за реку, и оно там проросло и дало начало новому виду растений. Однако естественный отбор всю эту череду огромного количества случайностей и отдельных случайных событий направляет в нужную сторону - в сторону отбора адаптивных генетических изменений, и тем самым придает этому процессу если не детерминистский характер или характер строго закономерный, то характер, как минимум, целесообразный. Тем самым придавая целесообразность и случайным генетическим изменениям, и случайному поведению отдельных особей, и случайным событиям в ходе всей этой эволюции. То есть придавая целесообразность - как движение к некоей цели - всей эволюции, и направляя весь этот процесс к появлению все более сложных и совершенных видов животных и растений, вплоть до появления человека.
И поэтому в живой природе правильно говорить не о неких «законах природы» - а именно о целесообразности, а всякие «законы природы» - например, законы генетики - призваны лишь обеспечить эту целесообразность в живой природе: в строении живого организма и каждого его органа, в поведении животных, во всем процессе эволюции в целом. И Аристотель, конечно, это прекрасно понимал - поэтому целевая причина играла в его философии такую важную роль: он был врачом, посвятил много времени и труда изучению живой природы и строению живых организмов, и уж он-то не мог не понимать, что целесообразность в живом мире - это главная причина.
2). Второй критерий целевой причины мы определили следующим образом: «Целевая причина всегда лежит за пределами того, причиной чего она является - к этой цели нужно стремиться, двигаться к ней, и эта цель всегда лежит в будущем, а не в прошлом (как обычные причины). А потому и достижение этой цели не является полностью гарантированным». Ну, здесь все ясно. В живой природе все устремлено в будущее - для передачи жизни следующим поколениям и для адаптации и выживания видов. И весь механизм эволюции выстроен таким образом именно для того, чтобы жизнь не прервалась, и чтобы при любых изменениях среды жизнь продолжалась. Эволюция - как некий процесс и движение - это процесс целесообразный, у которого есть цель: выживание живого и появление все новых, все более совершенных, видов животных и растений, вплоть до появления человека.
3). Наконец, третий критерий: «При этом в том, что стремится к цели - то есть причиной чего является целевая причина - уже должны быть какие-то предпосылки для того, чтобы действовать именно таким образом». Что же это за цель и что же это за предпосылки? Да понятно, что - сама жизнь. Живое есть живое потому, что в нем самом уже есть жизнь, и поэтому все живое стремится к жизни как к своей цели и своему Благу. И это верно как в отношении отдельных особей, которые стремятся к собственному индивидуальному выживанию и которые стремятся продлить жизнь через размножение - одна из важнейших особенностей живой природы, и это верно в отношении видовых популяций и всего живого в целом.
Жизнь - вот та Цель и то Благо, которое лежит в основе всей эволюции. И все живое стремится к этой цели, так как живое уже в нем. Подобно тому, как «божественная сила», о которой говорил Сократ и благодаря которой Сократ стремился к Благу, уже была в самом Сократе.
Однако Жизнь - как то Благо, к которому стремится все живое и которое лежит в основе эволюции живой причины - еще не есть сама по себе причина этой эволюции как процесса развития и совершенствования живых существ. В живых существах нет «стремления к совершенствованию» как такового - как это полагал Ламарк. В них есть только стремление к жизни. Но именно это стремление к жизни как раз и лежит в основе совершенствования живой природы, в основе ее развития, - то есть это стремление к жизни преобразуется, трансформируется в стремление к совершенству, в развитие и совершенствование видов, с помощью особых механизмов эволюции.
Ну, а как и почему это происходит - это мы подробно рассмотрели ниже, и нам об этом вполне внятно рассказывает современная наука. Нас же интересует философия. И для философии важно, что, как мне представляется, мы достаточно ясно установили, что та целевая причина, о которой говорили Сократ, Платон и Аристотель, и которую они определяли как Свободу и стремление к Благу, в нашем мире действительно существует, и эта причина носит универсальный характер. И если здесь и возникали ранее сложности или даже глупости в попытках понять, что есть эта причина, то только потому, что западноевропейские философы и мыслители (как тот же Ламарк) понимали ее слишком примитивно, и очень часто путали ее с обычной причиной, детерминистской. Увы, но западноевропейская философия так и не смогла достичь той высоты и глубины мысли, которых достигли великие греки.