I. В ПОИСКАХ ФИЛОСОФСКОЙ ИСТИНЫ, ИЛИ ПЕРВЫЕ ПРОБЫ ПЕРА.
1.
Моя философия (16 постов).
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12),
(13),
(14),
(15),
(16).
2.
Критика «Критики чистого разума» еще более чистым разумом (14 постов).
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12),
(13),
(14).
3.
О «тождестве бытия и мышления» и о безумной философии сумасшедшего Гегеля (15 постов):
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12),
(13),
(14),
(15).
4.
Что есть наше рациональное познание? (6 постов):
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6).
5.
Что есть объективное Ratio? (8 постов):
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8).
6.
Что есть вещь-в-себе? (12 постов):
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12).
7.
Что есть материя и бытие единичных вещей? (14 постов):
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12),
(13),
(14).
8.
Что есть форма и бытие единичных вещей? (15 постов):
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12),
(13),
(14),
(15).
9.
Что есть субъектность и субъективность? (4 поста):
(1),
(2),
(3),
(4).
10.
Пространство и время для философии как "объективная реальность" (16 постов):
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12),
(13),
(14),
(15),
(16).
11.
Что есть пространство-время как гравитационно-инерционное поле? (8 постов):
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8).
12.
Как возможен синтез философии Аристотеля и философии Канта? (17 постов):
(1),
(2),
(3),
(4),
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12),
(13),
(14),
(15),
(16),
(17).
13.
Синтез "мира вещей Аристотеля" с "миром сознания Канта" (8 постов): (
1), (
2), (
3), (
4), (
5), (
6), (
7), (
8).
14.
Ошибка Канта в его представлениях о природе пространства и времени (14 постов): (
1), (
2), (
3), (
4), (
5), (
6), (
7), (
8), (
9), (
10), (
11), (
12), (
13), (
14).
15.
Проблема солипсизма в философии (17 постов): (
1), (
2), (
3), (
4), (
5), (
6), (
7), (
8), (
9), (
10), (
11), (
12), (
13), (
14), (
15),
(16), (
17).
16.
Что есть познание объективной реальности? (18 постов): (
1), (
2), (
3), (
4), (
5), (
6), (
7), (
8), (
9), (
10), (
11), (
12), (
13), (
14), (
15), (
16), (
17), (
18).
II.
МОЯ ФИЛОСОФИЯ. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ТРИНИТАРНЫЙ РЕАЛИЗМ. 1. Гносеология. Преодоление агностицизма Канта в рамках моей философии. Проблемы эмпирического и рационального познания. Объективное Единство нашего мира как его объективное Ratio:
(1),
(2),
(3),
(4),
2. Единство как Бытие. Единичная вещь как «воплощенное бытие» и «осуществленное единство». Ключевые проблемы философии Аристотеля. Основы моей метафизики:
(5),
(6),
(7),
(8),
(9),
(10),
(11),
(12),
(13),
(14),
(15),
3. Онтологическая структура единичных вещей. Единичная вещь как соединение бытия и материи. Проблема «души» у Аристотеля. Личное и индивидуальное начало в человеке как его экзистенция:
(16),
(17),
(18),
(19),
(20),
(21),
(22),
4. Проблема пространства и времени в философии. Представление о «бесконечно малых величинах» как математический способ описания движения. Галилей и «системы отсчета». Ньютон и Эйнштейн:
(23),
(24),
(25),
(26),
(27),
(28),
5. Моя философская гипотеза (ошибочная) о «природе» пространства и времени как о субъективном восприятии нашим сознанием объективно существующего физического (материального) гравитационно-инерционного поля. Критика философских оснований ОТО Эйнштейна:
(29),
(30),
(31),
6. Попытка определить связь между массой и гравитацией через величину «степени пустоты пространства»:
(32),
(33),
(34),
(35),
7. Присутствие представления о времени в математике. Связь между пространством и временем в математике и в действительном мире. Эффект «замедления времени» вблизи гравитационного тела как причина «искривления» пространства вблизи такого тела. Синхронизация времени в различных точках пространства. Представление о «потенциальной энергии» в физике:
(36),
(37),
(38),
(39),
8. Проблема «потенциальной энергии» в физике как философская проблема «потенциального бытия». Как существуют физические поля. Категория «вероятности» в философии и в физике. «Кот Шредингера» как проблема актуального существования вещей. Проблема наблюдателя в физике. Пространство как «первая материя» в понимании греков:
(40),
(41),
(42),
(43),
9. Проблема измерения в физике и в квантовой механике. Неопределенность и вероятность в квантовой механике. Что означает «схлопывание» Пси-функции при измерении квантовой системы:
(44),
(45),
(46),
(47),
(48),
10. Связь между проблемами гносеологии и онтологии в философии и в современной физике. Что есть «актуальная реальность». Различие между «материальной реальностью» и «физической реальностью». Потенциальное бытие и актуальное бытие. Мировое время и Мировое пространство как условия синхронизации и упорядочивания всего сущего в Едином сущем мире:
(49),
(50),
(51),
(52),
11. Как соотнесены представления физики с той объективной физической реальностью, которую она описывает. Философский реализм в физике. Мировое время и Мировое пространство как Абсолютное время и Абсолютное пространство. Определение Абсолютного (Мирового) и относительного (локального) времени и пространства у Ньютона:
(53),
(54),
(55),
(56),
12. Разработка категорий Мирового пространства-времени (М-пространства-времени) и Локального (относительного) пространства-времени (Л-пространства-времени):
(57),
(58),
(59),
13. Попытка применить категории М-пространства-времени и Л-пространства-времени для решения проблем квантовой механики. «Случайное», «закономерное» и «вероятное» в квантовой механике. Фактор времени в квантовой механике:
(60),
(61),
(62),
(63),
(64),
(65),
(66),
(67),
(68),
(69),
14. Философские опыты вокруг квантовой механики:
(70),
(71),
(72),
(73),
(74),
(75),
(76),
(77),
(78),
(79),
(80).
III. МОЯ ФИЛОСОФИЯ. СИНОПСИС.
1. Синопсис моей философии, изложенной в первых 11-ти темах «В поисках философской истины»: (
1), (
2),
2. Синопсис моей философии, изложенной в 12-й и 13-й теме «В поисках философской истины». Разграничение реальности сознания от реальности мира вещей, гносеологии от онтологии и метафизики: (
3), (
4), (
5), (
6),
3. Синопсис моей философии, изложенной в 14-й теме «В поисках философской истины». Проблема пространства и времени в философии Канта и в моей философии: (
7), (
8), (
9), (
10), (
11), (
12), (
13), (
14), (
15), (
16),
4. Синопсис моей философии, изложенной в 15-й теме «В поисках философской истины». Проблема солипсизма в западноевропейской философии: (
17), (
18), (
19), (
20), (
21), (
22),
5. Синопсис моей философии, изложенной в 16-й теме «В поисках философской истины». Проблема объективной реальности и материи в западноевропейской философии: (
23), (
24), (
25), (
26), (
27), (
28), (
29), (
30), (
31).
IV. МЕТАФИЗИКА ВЕЩЕЙ И ЭВОЛЮЦИЯ СУЩЕГО.
1. Проблема существования «вещей одного рода», которую Платон и Аристотель решили через метафизические сущности - идеи-формы: (
32), (
33), (
34),
2. Мое решение проблемы универсалий («вещей одного рода») в рамках моей философии - как проблемы онтологической, но не метафизической: (
35), (
36), (
37), (
38), (
39),
3. Постановка проблемы «человеческой личности» и ее соотношения как «индивидуального начала» с «природой человека», общей для всех людей: (
40), (
41), (
42), (
43), (
44),
4. Проблема Метафизического Жида как гипостазирование «природы человека» в качестве универсальной и тотальной идентичности для всех людей: (
45), (
46), (
47),
5. Проблема «личности человека» в России и русской культуре. Понятие «соборность» в русской философии как ключ к решению «проблемы человека» в рамках русской православной культуры, а через нее - и других проблем философии. Почему русская философия не состоялась: (
48), (
49), (
50), (
51), (
52),
6. Уточнение моей метафизики и определение понятия «первой материи» (она же «первое бытие» и «первое сущее»): (
53), (
54), (
55), (
56), (
57), (
58), (
59), (
60).
7. Проблема эволюции. Почему Аристотель не принял идею эволюции живой природы. Решение проблемы эволюции в рамках моей философии и метафизики: (
61), (
62), (
63), (
64), (
65), (
66),
8. Цель эволюции. Философская категория «цели» как «целевой причины». Теория эволюции живой природы. Почему человек является «венцом природы». Решение проблемы «цели эволюции» в рамках моей философии и метафизики: (
67), (
68), (
69), (
70), (
71), (
72),
9. Моя космология. Соединение Бытия и Материи. Природа Пространства и Времени в моей философии: (
73), (
74), (
75), (
76), (
77), (
78), (
79), (
80), (
81), (
82), (
83), (
84).
Что ж, идем дальше! Я немного тороплюсь, так как мне хотелось бы закончить изложение этой части моей метафизики до отпуска. И вопрос о «природе» пространства - о том, как оно возникло, как оно существует, и какую роль оно играет в нашем сущем мире - мы уже прояснили. Но мы еще почти ничего не сказали отдельно о времени. Хотя, - после того, как мы прояснили «природу» пространства, - вопрос о «природе» времени, конечно, уже не представляется для нас столь уж сложным.
Конечно, время возникло вместе с пространством и «одновременно» (если можно так выразиться) с пространством. То есть, вероятно, в момент Большого Взрыва, и именно с этого момента идет «отсчет времени» нашей Вселенной и ее истории. И время стало возможным только тогда, когда пространство отделилось от Материи - как некое «пустое пространство», отличное от самой Материи, - после чего у Материи появилась возможность заполнять собой это пространство. И, собственно, этот процесс заполнения Материей пространства - уже как сущей материей - и сделал возможным появление времени.
Иначе говоря, время возникает из движения сущей материи в пространстве (что я постарался
показать на своей схеме с помощью двух отдельных стрелочек - «движения» и «времени»). Подобно тому, как отделить пространство от сущей материи мы можем только мысленно, а обнаружить пространство мы можем только как некую пустоту, как «отсутствие материи» - вот примерно так же и время мы можем обнаружить, только отделив его от движения материи в пространстве. После чего время - уже как нечто мыслимое - мы объединяем с пространством, и даже можем - как это принято в современной физике - рассматривать пространство и время как некий единый пространственно-временной континуум. И во многом это правильно и оправданно, так как время, как и пространство, конечно, уже не есть материя, то есть время, как и пространство, нематериально по своей природе - а потому время, совместно с пространством, выступает в нашем сущем мире в качестве «агента Бытия», в роли того «космического Нуса», который делает возможным появление форм материи и который упорядочивает все формы материи и сущие вещи во времени, придавая (вместе с пространством) нашему сущему миру, всей Вселенной, определенный порядок (тот порядок, который физики изучают и описывают как «законы природы»).
Говорят, что «время течет». Но нет. Время, конечно, никуда не течет - это наш сущий мир, в своих формах бытия и формах материи, движется в пространстве, а время лишь позволяет нам обнаружить это движение и измерять скорость этого движения. Подобно тому, как если выкопать в горе пещеру, а затем вдруг эта пещера начнет обрушаться - и с потолка и стен этой пещеры посыпется песок, известь и камни - вот примерно так же после появления пространства Материя устремилась в это пустое пространство, и этот «обвал» материи в «пустое пространство», это движение материи в «пустоте пространстве», мы и определяем как «движение во времени».
Наконец, еще один вопрос, который может появиться в связи с возникновением нашего сущего мира из Материи: а что стало с самой Материей, как метафизическим началом? Перешла ли вся эта Материи в новое состояние - состояние сущей материи в пространстве и времени; или она перешла в это состояние только частично, и какая-то часть материи продолжает пребывать за пределами нашего сущего мира, оставаясь в состоянии небытия; или, быть может, Материя, как метафизическое начало, и сейчас пребывает в том же состоянии, а наш сущий мир есть лишь небольшой «пузырек», возникший в этой Материи и пребывающий в ней и поныне?
Нет ответа. У меня пока нет определенного ответа на этот вопрос. Все может быть. Я лишь утверждаю, что наш сущий мир имеет два отдельных метафизических первоначала, две метафизические причины, - Бытие и Материю, и что только так мы и можем правильно мыслить о сущем мире и правильно его понимать в рамках философии: как некое соединение этих двух метафизических первоначал. Но ни Бытие, ни Материя не есть некие «сущности» или «субстанции», и говорить о том, что они могут во что-то превращаться, или превращаться лишь частично, наверное, было бы не совсем корректно с философской точки зрения.
С другой стороны, почему бы и нет? Наш мир состоит из материи, и материя - в отличие от Бытия, которое по отношению к нашему сущему миру всегда остается чем-то трансцендентальным - выступает в нашем сущем мире именно в качестве некоего «субстрата», из которого состоят все вещи и вся наша Вселенная. Поэтому
никакой метафизической непреодолимой границы между сущей материей нашего мира и Материей как метафизическим началом нет. И поэтому мы вполне можем допустить, что Материя - как метафизическое начало - и ныне пребывает в том же состоянии небытия, оставаясь за пределами нашего сущего мира и за пределами пространства и времени. И даже, вполне возможно, она оказывает какое-то влияние на наш сущий мир и его эволюцию - как некая «темная материя» или как некий «антивакуум», иногда даже проникая через пространство-время - как через некую Границу или Врата - и в наш сущий мир и принимая какие-то определенные формы в пространстве и времени. По крайней мере, жиды-каббалисты убеждены, что эта их Эйн-Соф и сегодня прекрасно пребывает в вечности, и даже озаряет прекрасные души жидов своим светом (видимо, светом Золота). Но жиды считают эту Эйн-Соф своим еврейским «богом», а «богу», - даже жидовскому, - конечно, положено пребывать вечно, но если понимать эту Эйн-Соф правильно, - то есть как метафизическое начало Материи, - то сказать здесь что-то определенное уже гораздо сложнее.
В общем, все подобные размышления сродни гаданию на кофейной гуще, и для прояснения этого вопроса правильней обращаться к физике, астрофизике и космологии. Для нашей же философии и метафизики и сказанного вполне достаточно - так как этого достаточно не только для правильного решения многих других проблем, собственно, философии, но и для того, чтобы если не дать физике правильные философские основания, то, по крайней мере, избавить физику от заведомо ложных теорий (вроде теории струн или теории петлевой гравитации), которые исходят из ложных философских предпосылок.
Меня сейчас гораздо больше занимает другая проблема - проблема ОТО. Ранее - когда я придерживался взгляда (смотри (
74), (
75), (
76)), что пространство и время есть только субъективные формы восприятия нашим сознанием объективно существующего физического (материального) гравитационно-инерционного поля - объяснить в рамках такого взгляда, как гравитация и инерция связаны с «искривлением» пространства-времени, не составляло особого труда. Но после того, как я пришел к выводу об ошибочности таких своих представлений о природе пространства-времени, и признал, что пространство-время есть и нечто существующее объективно, вне и независимо от нашего сознания, я, во-первых, должен признать неправоту и несправедливость своей критики в адрес Эйнштейна: Эйнштейн действительно был выдающимся физиком, и, как натурфилософ-ремесленник, он в рамках своего ремесла все сделал правильно. А во-вторых, связь между гравитацией и «искривлением» пространства-времени теперь требует какого-то нового философского осмысления.
И проблема здесь вот в чем. Ниже, говоря о том, как пространство и время задают структуру и формы сущей материи, я, конечно, вовсе не имел в виду, что пространство-время каким-то образом «взаимодействует» с сущей материей - в том смысле, как «взаимодействие» понимается в физике. Никакого «взаимодействия» между пространством-временем и сущей материей не происходит, и пространство-время лишь задает возможности и ограничения для появления каких-либо форм в материи. И все «взаимодействие» здесь сводится к тому, что либо эти возникающие формы материи оказываются достаточно устойчивыми в пространстве-времени, и тогда пространство-время выступает тем, что дает таким формам сущей материи бытие; либо же эти формы оказываются невозможными или очень недолговечными, и тогда пространство-время выступает для таких форм в качестве того, что несет им разрушение, гибель и смерть, то есть ввергает их в небытие. Но вряд ли такое «взаимодействие» в терминах бытия-небытия мы можем понимать как физическое взаимодействие - это влияние пространства-времени на появление и существование форм материи скорее может быть правильно понято только в рамках философии и метафизики, а не физики, как некий «физический процесс».
Однако, если верить ОТО, между пространством-временем и материей может происходить и нечто, близкое к тому, что физики понимают под «взаимодействием». Так что материя оказывается способной «искривлять» пространство-время - то есть несколько менять саму его структуру, его форму. А «искривленное» пространство-время, в свою очередь, оказывается способным влиять на поведение материи самым прямым образом - как гравитационное поле, которое физики, в общем-то, рассматривают как такое же физическое поле, как и все прочие поля. То есть пространство-время уже не просто задает условия для появления и существования каких-либо форм материи, а оказывает влияние («воздействие») на поведение уже существующих (и вполне устойчивых) форм материи - что очень близко к пониманию такого влияния именно как «физического воздействия».
И вот этот вопрос, несомненно, требует какого-то осмысления в рамках нашей философии, а ОТО требует какой-то философской интерпретации на основе нашей метафизики - так как это, возможно, позволит нам уточнить наши представления о природе пространства-времени, о природе сущей материи, и о связи сущей материи с пространством-временем. И далее я, до начала отпуска, постараюсь успеть изложить одну из возможных философских интерпретаций ОТО, вытекающую из моей философии и моей метафизики.